Почему после «Дюны. Часть 2» вы не захотите смотреть другое кино?

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.

Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов. Как им кажется. Но Пол Атрейдес жив. Начав новую жизнь с обитателями пустыни, фременами, он готовится стать тем, кто обратит историю вспять.

Фильм начинается неспешно, готовьтесь. Почему, поймете только в финале. Если у первой «Дюны» был гениально выдержанный баланс между драмой и лирикой, экшеном и трагедией, то здесь мы попадаем в песчаную бурю с долгим подозрительным затишьем, стремительной развязкой и горьким выжженным песком после.

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.-2

Чани говорила Полу: «Ты меня никогда не потеряешь, если останешься собой».

Император сказал ему: «Твой отец был слабаком, потому что правил сердцем».

Но Лето Атрейдес говорил сыну: «Настоящий лидер — тот, кто не ищет власти».

Как же может быть слабым тот, кто смог этот понять и сохранить в себе?

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.-3

Во второй «Дюне» есть все: любовь, ненависть, жестокость, месть, холодный расчет, безумие, самопожертвование. Но этот фильм гораздо, гораздо глубже. Смотрите дальше песчаных дюн, дальше горизонта.

Он о власти. А точнее, что она делает с людьми и во что их превращает.

И в финале фильма понимаешь, почему гениальный Дени Вильнев так много внимания уделил повседневным вещам из жизни Пола Атрейдеса. Потому что в повседневности мы проявляемся настоящие.

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.-4

Чтобы мы видели, что власть сделала даже из самого доброго, скромного, задумчивого, милосердного юноши. Чтобы мы не разочаровались в нем в финале. А чтобы испытали ту горечь, что испытала Чани, когда уходила в пустыню. Потому что не она потеряла Пола, а он потерял себя. И потерял Чани.

Пол выбрал власть. А власть всегда заставит платить свою цену. Мы верим, что он искренне любил Чани. Но это была не судьба, не неизбежность, а лишь его выбор.

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.-5

Когда он на совете вожаков обещает фременам «зеленый рай» и когда отдает приказ отправить врагов в «рай» — вот она горькая ирония. «Они нас поработят!», — говорила Чани.

Чани была единственным голосом разума в этом безумии. Она видела ясно. Она знала, что ведьминские козни матери Пола, Джессики, ослепят фременов, сделают их безвольными фанатиками и орудиями убийства. Но вера слепа, а без веры мало кто долго продержится.

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.-6

Я читала «Дюну» и вижу, что фильм не в точности следует сюжету. Это фильм о вере. О религиях, о тех, кто их создает и зачем. Это фильм о выборе, который мы делаем, искренне уверяя себя, что другого пути у нас нет.

Это фильм не о черном и белом, не о плохих и не о хороших, а о том, что добро и зло есть в каждом. Джессика, Пол и его нерожденная сестра — это и есть поле их битвы. И если в первой «Дюне» они были на светлой стороне, то во второй переходят на темную. И если власть так перекручивает самых достойных, то как же она меняет простых смертных?

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.-7

Когда Пол заставляет императора целовать свою руку с окровавленным перстнем отца, он упивается властью, он перестает быть собой. И становится Тем, кем ему предначертано быть. Он верит, что побеждает врагов, но на самом деле продолжает удерживать баланс зла, ведя своих вчерашних друзей на новые битвы и гибель. Меняются лишь лица, а круговорот страданий и смертей остается прежним.

Но можно не углубляться в такие дебри. Ведь фильм непростительно хорош и без всей этой философии. Наслаждайтесь великолепным саундтреком, любуйтесь бескрайними дюнами, мощью машин, жаром пламени и сражений.

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.-8

Правда, финальная битва вызвала у меня кучу вопросов:

— почему император так сглупил и расположил свою ставку на территории песков, червей и фременов?

— что мешало Полу просто разбомбить врагов издали атомными боеголовками, а не жертвовать своими последователями в человеческой мясорубке?

— а что мешало фременам объединиться и предпринять все это ранее самостоятельно, тем более они такие искусные воины?

Но во всем остальном действо прекрасно. Здесь все совершенно и нет ничего лишнего. Все играют свою роль. Здесь нет даже одного эпизодического героя для «просто так». Даже свет и цвет играют свои роли!

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.-9

Но актеры — это нечто. Они делают невозможное. Они живут своими ролями. Тимоти Шаламе, Дейв Батиста, Флоренс Пью — даже не верится, что в одном фильме так много моих любимых актеров, притом вообще в непривычных амплуа!

(я не ошиблась, там в кратком миге из видений Пола в роли его сестры была Аня Тейлор-Джой?)

Но самая трудная и самая гениальная работа, конечно, у Тимоти Шаламе. Он показал, смог передать рост (или падение?) своего героя от испуганного мальчика до кровавого предводителя, который внушает ужас.

Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.  Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов.-10

Я не знаю, какой будет третья часть. Но вторая не похожа на первую. Она сильнее, трагичнее и больнее.

Вы будете смотреть титры с тяжелым сердцем. Но знать, что только что посмотрели настоящий шедевр.