Найти тему

Итервью с психологом на тему "Компьютерные игры: за и против"

На вопросы отвечала Слепухина Галина Владимировна, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования.

1. Какие пользы могут приносить компьютерные игры?

В последнее время проводятся исследования, которые позволяют выявить, какую же пользу приносят игры. Первое, наверное, что я могу отметить, это расширение кругозора, потому что, в любом случае, компьютерная игра дает источник информации для подростка. Дальше можно говорить о том, что формирует логическое мышление, потому что в любом случае, когда проходят какие-то игры, то каждый этап усложняется, появляются какие-то новые ситуации. Дальше развитие внимания. Потому что человек сидящий, проводящий много времени за играми и следящий за объектами на экране, это в любом случае способ развития внимания. Согласно проведенным исследованиям, имеются данные, свидетельствующие о том, что у тех, кто увлекается играми в жанре стрелялок, наблюдается повышенная когнитивная способность по сравнению с людьми, которые не увлекающимися данным жанром. Конкретнее, геймеры, играющие в стрелялки, проявляют большую эффективность в одновременном контроле нескольких объектов. Это говорит о том, что занятие данным видом игр способствует более успешному развитию внимания. Но, в принципе, я думаю, что сейчас уже доказанный факт, что, допустим, люди, которые в зоне сво используют квадрокоптеры и вот это всякую технику. В первую очередь туда набирали, отбирали тех, кто был хорошим геймером. Поклонников, например, игр с отрытым миром и головоломок, хорошо развита способность ориентироваться в пространстве. Хочу сказать, что на самом деле в процессе игры может выстраиваться коммуникация, то есть люди объединяются, создаются команды, чтобы выйти на более сложный уровень. Каждый человек в команде занимает свою роль, и команда может достичь нереальных успехов. Можно привести в пример чемпионаты по киберспорту, где русская команда из 5 людей в 2021 году выиграла 18 000 00 $.

2. Как компьютерные игры могут влиять на психическое здоровье подростков?

Компьютерные игры очень быстро приводит к формированию зависимости. И самым ярким примером, наверное, исследователи говорят – онлайн игры. Это самая быстро растущая форма интернет-зависимости, особенно среди подростков. Причем здесь нужно сказать, что таких геймеров проявляются несколько признаков зависимости. Они становятся поглощёнными игроками. Легко лгут, в частности, что они играют или не играют. Теряют интерес к другим видам деятельности, уходят от реальности и уходят от общения. То есть, на одной стороны, получается, что вроде как это расширяет круг общения. Но, с другой стороны, оно такое специфическое общение. И в принципе, это такое средства психологического бегства. От каких-то проблем, например, от реальности, сложно в коммуникации - уходят в игру. нужно решать какие-то социальные проблемы, если не получается, если трудно, если нет навыков, ресурсов - уходят в игру. Ну, кроме того, а здесь можно говорить о том, что те, у кого отсутствуют формы привязанности, дети, которые испытывают чувство одиночества в семье, люди, у которых нет надёжной привязанности в семья. То вот это те люди, которые потенциально рискуют стать зависимыми. Ну и соответственно, в этом случае игры позволяют им ощутить разные состояния. Почувствовать себя безопасность именно в игре, почувствовать власть, ощутить какую-то причастность в обществе, вот когда в какой-то сетевой игре человек играет: «Я не один, вот у меня там куча знакомых». На самом деле, такой человек может испытывать трудности в общении в реальном мире с другими людьми. Ну и, кроме того, здесь можно говорить о том, что, сама по себе игра является материалом реализации склонности к агрессии. Ну и особенно это ярко проявляется, если вдруг по какой-то причине возникает такое явление, как депривация, какое-то препятствие для того, чтобы играть, то есть какие-то ограничения. И в этом случае могут возникнуть яркие приступа к агрессии, вплоть до самой жестоких форм.

3. Какие негативные последствия могут возникнуть из-за чрезмерного увлечения компьютерными играми?

Ну, здесь нужно сказать, так, влияние компьютера на позвоночник. Все, у кого неподвижная поза долго сохраняется. И соответственно, это приводит к ослаблению мышцам, соответственно, сращивание позвонков. Дальше синдром компьютерных глаз может возникать. То есть, когда возникают проблемы с зрением, в частности, синдром сухого глаза. Движение глаз как бы ограничено, мы в реальном мире смотри вправо, влево, вверх, вниз, то здесь поле, где перемещается глаз, очень ограниченное, это вот, собственно говоря, тоже такое неестественное состояние для зрительного органа. Физических последствий может быть очень много, это всё индивидуально. Дальше, это может быть жестокость и эгоизм. Я хочу играть и меня волнует только это, например, да? В первую очередь родители, ставят какие-то ограничения, или запрещают что-то. Ну, и было уже несколько случаев убийства, нанесения вреда здоровью родителям, которые ограничивали, не позволяло играть. Дальше, нарушается работа главного мозга, может быть, как я уже сказала увеличивается уровень агрессии, искажаются ценности.

4. Какими характеристиками обладают люди, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми?

В связи с изучением психологических особенностей и характеристик, существуют два подхода, которые можно рассмотреть: американские исследования и исследования в отечественной психологии. Американские исследования, связаны с организациями, занимающимися разработкой компьютерных игр. Исследования показали, что те, кто занимается компьютерными играми, имеют некоторые особенности. Они обладают способностью любить рисковать и не бояться риска в своей жизни. Однако, это не означает, что они всегда рискуют и никогда не предпринимают осторожных шагов. Это говорит о том, что в целом они более склонны к решению проблем путем проб и ошибок. Они пробуют различные стратегические подходы для достижения нужного результата. Кроме того, они демократичны и готовы взять на себя ответственность. Они критически относятся к авторитетам и способны работать в команде. Отечественные исследования выделяют два вида мотивации. Первый вид связан с получением удовольствия от игры, когда игрок полностью погружается в действие и забывает о себе. Второй вид мотивации связан с желанием забыть о неприятной реальности и уйти от них в виртуальный мир. Людям, которые испытывают доминирование второго вида мотивации, необходима поддержка психологов и психиатров. Также стоит отметить, что имеется различие между людьми, имеющими опыт игр и тех, кто этим не увлекается. Неиграющие люди не обязательно более общительны и оптимистичны. Они могут обладать лучшим самоконтролем и лучше приспосабливаться к реальному миру, находя источники самореализации. У тех, кто имеет опыт игр, но при этом развивается зависимость, наблюдаются некоторые особенности. Они больше ориентированы на внешний мир и стремятся получить удовольствие. Они менее склонны к сотрудничеству, более конкурентно настроены и обладают богатым воображением. Однако, они часто находят трудности в приспособлении к обыденной жизни и реже достигают самореализации в реальном мире.

5. Какие профессиональные методики можно использовать для помощи людям, испытывающим проблемы из-за компьютерных игр?

Следующий вопрос, который нужно рассмотреть, касается того, насколько глубоко управление игрой влияет на жизнь человека. Когда человек становится практически одержимым компьютерными играми, возникает ряд вопросов. Не только отношения с близкими родственниками могут измениться, но и другие аспекты жизни могут быть затронуты. Появляются вопросы о частоте мыслей о компьютерных играх вне игрового процесса и о том, насколько жизнь человека подчинена желанию вернуться к игре. Возникают и негативные эмоции, такие как гнев или раздражение, а также неадекватное поведение. Также важно понять, есть ли еще какие-то источники радости в жизни человека помимо компьютерных игр.Если человек не видит влияния игры на другие сферы своей жизни и особенно если это не отражается на его финансовом положении или семейных отношениях, то важно поддерживать баланс и контролировать время, проведенное в игре. Ответы на эти вопросы могут показать, начинает ли игра управлять жизнью человека или он все еще контролирует свои действия. Если игра начинает преобладать, то можно использовать две тактики работы. Первая — это постепенное снижение количества часов игры. Человек может составить график и постепенно уменьшать время, которое проводит в игре. Это требует воли и усилий, но это возможно. Вторая тактика состоит в том, чтобы занять свободное время чем-то другим, что принесет радость и позитивные эмоции. Время игры должно быть заменено на занятия или мероприятия, которые будут приносить удовлетворение и не связаны с компьютерными играми. Важно иметь цели и понимать, что время, проведенное в игре, должно быть заменено на более значимые и полезные занятия. Создание гибкого графика поможет человеку заранее планировать свои действия и заполнить свободное время чем-то полезным. Если человек сознательно стремится избавиться от зависимости от игр, он может составить чек-лист и отмечать каждый раз, чем занимается вместо игры. Это поможет ему следить за своими достижениями и прогрессом. И, конечно, стоит упомянуть о том, что для некоторых людей работа с психологом может быть необходима. Понимание причин зависимости и инструментов для управления временем поможет человеку избавиться от нее.