Едешь-едешь, а потом секунда, и непонятно как твоя машина очутилась в реке или покатилась по крутому склону вниз в ущелье.
Скажете, что-то из разряда сюжетов к сериалу? А вот и не угадали. Это вполне себе обычные реалии весёлых таджикистанских дорог: местные рассказывают, что периодически кто-то съезжает или сползает с дороги и … всё. Шансы, что машине удастся удержаться на каменистом обрыве минимальны. И выжить водителю с пассажирами будет сложно, понадобится, когда дорога идет буквально в метре от бурной реки, которая тут же начнет крутить и вертеть машину, разбивая ее о валуны на дне и скальный берег.
А теперь представьте, что машина сползла с узкой дороги где-нибудь вот на этом серпантине...
Или, например, на этой дороге?
Если машина здесь соскользнёт по невнимательности водителя, слишком близко подъехавшего к краю или её стащит сыпучий гравий (особенно в дождевых условиях), машина просто покатится вниз вообще без вариантов для пассажиров. Ведь катиться ей не один десяток, а иногда и сотня метров.
И от нее останется только сплющенная консервная банка на дне ущелья. И даже если кому-то повезет уцелеть, спасатели не прибудут ни быстро, ни вообще: связи здесь ноль и транспорт ездит нечасто. И даже если сразу увидят, как кто-то скатился на дно ущелья, пока вызовут спасателей и медиков, пока те доберутся, пока выковыряют из сплющенной машины...
И это не какие-то там проселочные дороги, а самый что ни на есть Памирский тракт, который соединяет Душанбе вдоль реки Пяндж с восточной горной частью Таджикистана.
По этим дорогам ездят пассажирские автобусы с людьми, возят продукты и топливо, передвигаются караваны военной техники.
И на дне ущелий то там, то здесь лежат останки легковых и грузовых машин. А в местах, откуда скатился очередной «везунчик», ставят предупреждающие знаки.
Сейчас я вам покажу фото с других участков Памирского тракта, часть из которых, как вы уже поняли по фото, грунтовые (!) или грейдерные.
Значительная его часть, конечно, асфальтная, но и асфальт впечатляет своим состоянием.
Много где ширины асфальтной полосы хватает всего на одну машину, и если вам нужно разминуться, неизбежно придется съезжать на обочину.
И хорошо, если она есть, а не с одной стороны Пяндж, а с другой — скала.
Это, друзья, тоже Памирский тракт.
И это тоже!
Самая жесть на этих дорошах ночью.
Как вы можете увидеть, освещения на дорогах нет никакого. А машины у людей в этой глубинке старые, с очень плохими устаревшими фарами, с мутными стеклами и слабыми лампами.
И даже если у тебя более-менее новая машина и у нее хороший свет, то в любой момент навстречу из темноты может выехать на этой узкой горной дороге какая-нибудь «Нива» или «Опель Аскона», пробирающиеся чуть ли не на ощупь с одной еле горящей мутной фарой.
Или ты можешь догнать пыхтящий старый еще советский грузовик с полностью неработающими задними огнями.
Да и сам можешь просто не проконтролировать край дороги, фактически без обочины, и просто сползти по склону. На котором удержаться без вариантов...