Креативность – это очень модное слово. Креативность – это очень понятное слово, потому что речь идет о творческом потенциале личности, о ее способности отходить от шаблонных решений и предлагать что-то новое. Я редко встречал людей, которые не хотели бы быть креативными, но я знаю огромное количество людей, которые не читают стихи, считая это пустой тратой времени.
А между тем, большая поэзия – невероятный пример креативного взгляда на мир. Вот начало знаменитого «Приморского сонета» Ахматовой:
Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
Первая строка нам понятна: пожилой человек смотрит на окружающий мир и говорит: «Здесь все меня переживет». Это грустное наблюдение, но оно понятно. Не каждый скажет это такими словами, но сами слова нам тоже ясны и не вызывают слишком большого удивления.
Но вот следующая строка:
Все, даже ветхие скворешни.
Стоп. Лирический герой из всего, что он видит, выбирает... скворешни!!! Еще раз: не дом, не домашнюю утварь, не яблоню в саду, не растение или животное. Возможно, человек видит только скворешни... Но возможно ли это? Очевидно, что нет. Значит перед нами отбор материала. Невероятно странный и свободный. Креативность начинается с выбора и с необычной точки зрения.
Ну, допустим, мы согласились, что скворешни переживут лирического героя. Они ветхие, т.е. старые, но все равно просуществуют дольше, чем проживет человек, который на них смотрит. И тут нас поджидает новый семантический взрыв: «ветхие скворешни». Вы часто слышали такое словосочетание в русском языке? Уверен, что впервые и только в этом стихотворении.
Что это за «ветхие скворешни» и как они попали в стихотворение Ахматовой? Само слово «ветхий» нам знакомо как раз из поэзии:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
У Пушкина землянка, жилье под землей; у Ахматовой – скворешни, домик над землей. Что-то воздушное, непрочное, почти готовое к полету и… связанное с Пушкиным. И тут же становится ясно, почему в «Приморском сонете» говорится про море:
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
Потому что в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик со старухой живут «у самого синего моря».
Пушкин – это общий знаменатель ахматовского стихотворения. Вот финал этого лирического шедевра:
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Любой школьник знает, что прилагательное «царскосельский» ведет напрямую к Пушкину…
Итак, креативность – это способность отойти от шаблона. Но в том-то и дело, что для того, чтобы от чего-то отойти, нужно это что-то знать, изучить, полюбить, сделать своим. Ахматова не на пустом месте проявляет невероятную, невиданную креативность. Сначала она полюбила и изучила Пушкина. А потом уже добавила свое.
Нам хочется в творческий полет, но «скворешня» креативности возможна только в том случае, если вы знаете о существовании шаблона «землянки».