Помнится, когда я посмотрел этот фильм впервые - в результате культпохода со школьной "площадкой" в июне 1983 года - особых восторгов у меня и моих ровесников он не вызвал: не исключено, что уже тогда мы почувствовали определённую фальшь в истории про взаимопритирку классной руководительницы (буквально вчера окончившей педвуз), и её "гиперактивных", но идеально дружных подопечных-пятиклассников.
Может подобные действительно где-то водились и в 1980-е, но после недавнего перегляда у меня закралось подозрение, что сценарист (1939 года рождения), если не выдавал желаемое за действительное, то черпал вдохновение из собственных пресветлых воспоминаний о школьных годах, пришедшихся на послевоенное время и первую половину 50-х. Когда дети за неимением телевизоров - и спецификой эпохи в целом - гораздо больше времени проводили вместе. Неся как общественные нагрузки, так и участвуя во множестве внеклассных занятий. Что безусловно объединяло. Тогда как в мои детско-подростковые 1980-е школьники уже больше кучковались чисто по интересам и взаимным симпатиям. И в этом смысле у меня больше доверия к фильму "Магия черная и белая", вышедшем на экраны в 1984 году.
Но сейчас мы вспоминаем "4:0 в пользу Танечки", который я пересмотрел на днях и не без интереса. И даже местами с "эффектом узнавания". Так, до боли знакомыми оказались обе песни с фирменным почерком Владимира Шаинского, хотя их вроде бы и не крутили где-то вне кинотеатров.
Скорее всего благодарить надо единственный телепоказ "Танечки" по ЦТ, согласно сайту с телепрограммами состоявшийся в выходной, в день Конституции 7 октября 1986 года. Видать, не пропустил.
Самой же смешной является сцена, где ребята изображали из себя примерных учеников (или узников?), ходя на перемене по кругу парами. Этот момент у меня тоже запечатлелся с давних пор, но как часто бывает, из какого именно фильма - запамятовалось.
Диковатым, да и, честно говоря, надуманным сейчас выглядит эпизод со вторым искушением испытанием главной героини, когда ведущий книгочей класса (в исполнении подросшего "Рыжикова-Чижикова" из "Приключений Электроника" 1979г.) устроил "всенощное бдение" за подпиской на собрание сочинений А.П.Чехова. Но то, что тогдашний народ был приучен к очередям за любым дефицитом, отлично помню и сам.
Кстати, в который раз уже проявляется моя индивидуальная непереносимость к тому, как озвучивала детей Маргарита Корабельникова, особенно когда необходимо посмеяться или поплакать - тут ей поручили изобразить голос горе-первоклассника. Вышло мерзко, уж извините!
По-настоящему же хороша и драматична последняя треть картины, где закончились хиханьки-хаханьки и начался серьёзный конфликт между молодой учительницей и классом. Пусть он и принял потом слегка анекдотичный и явно неправдоподобный оборот, но главное тут сама идея, что и преподаватель может быть неправ, и школьники тоже люди. Да, для советского кино она была уже не нова, но если в "Доживём до понедельника" (1968) и "Ключ без права передачи" (1977) речь шла о старшеклассниках, выпускниках, то здесь, спустя каких-то пять лет, очередь уже добралась и до младших подростков.
4/5
(с) Albert Magnus специально для kun0guru