1,6K подписчиков

Басист в попсе

372 прочитали
Based on the photo from imghub.ru
Based on the photo from imghub.ru

Кажется, играть поп-музыку проще некуда: два притопа, три прихлопа, пара аккордов по кварто-квинтовому кругу... Простота, конечно, простотой, но будь попса совсем уж однообразной, не слушали бы люди ее до сих пор. Даже тем, кто от музыки совсем далек, быстро приедается одинаковая гармония, если на нее не налепили сверху интересных фишечек. А если исполнители нехороши собой или плохо двигаются - вообще шляпа.

Что в первую очередь отличает попсовую песню от любой другой? Лаконичность формы. Грамотный продюсер напишет и аранжирует песню под вокалиста и радиоформат так, чтобы было ни прибавить, ни убавить. Никакой тебе свободы и блюзовых виляний влево-вправо. Все в ней, как в теореме на уроке геометрии, вымерено и высчитано вплоть до будущих гонораров и роялти

Что же делает в такой идеальной несвободе басист? Четко следует указаниям продюсера, играет строгий и конкретный ритм. И это совсем необязательно скучные картошечные тоники или дискотечные октавы. Там найдется место и сложным слэповым ходам, и шагающему басу, и ярким заполнениям. Главное, чтобы костюмчик сидел все было идеально на своем месте в тайминге композиции. Никаких сюрпризов в раз навсегда написанных партиях, но и никаких неожиданностей от озорных коллег, которых за такие дела просто уволят. Циничный, бездуховный шоу-бизнес как он есть. 

Сессионный басист в студии чаще всего получает конкретные ноты и задачу просто сыграть их в ноль. Кстати, вполне вариант устроится в студию на постоянку, работать каждый день с разными артистами, знакомиться с ними, делать музыку в меру возможностей и однажды встретить тот самый проект, в который захочется врасти корнями. Ну или остаться работать в студии, если с ней все сложилось.

Постоянный басист коллектива сочиняет партию под конкретные пожелания продюсера. Вот уж когда он может кожей почувствовать, каково барабанщику раз за разом играть канву с брейками в одних и тех же местах. Тут искусство сразу превращается в работу, но вполне возможно любимую, если артист популярный, а условия человеческие. 

На сцене, если звезде таки нужен живой коллектив, можно спокойно стоять рядом с барабанщиком и не отсвечивать, дабы не перетягивать на себя внимание, если не договорились об ином. Из-за обилия съемок на самых разных мероприятиях и в клипах басист непременно получит навык игры под фонограмму. Он ему пригодится даже на гастролях, если звезда привыкла так работать.

Если проект держится не на коллективе, а на звезде, как в большинстве случаев, насильно удерживать басиста в аккомпанирующем составе никто не станет. Не нравится - проваливай. Сначала, естественно, отработай заряженный тур, а потом катись. За дверью уже стоит сотня таких же дармоедов. Это может ранить хрупкое эго начинающего музыканта, но тут он либо принимает правила и зарабатывает деньги, либо уходит искать счастья дальше. С другой стороны, приняв правила, басист может получить очень денежные чесы и хлебные корпоративы. Опять же, договор перед подписанием нужно внимательно прочитать, чтобы понимать, какая доля от общего гонорара в принципе обломится. Читатель, возможно, возмутится и напомнит, что договор - роскошь, а не данность. Но в таком случае работа пойдет на страхе, риске и доверии к незнакомцам с непонятной репутацией, что, конечно, тоже возможно.

Чем плотнее басист будет сидеть в "пачке" на концертах и в студии, тем больше у него будет шансов задержаться в поп-коллективе. Не исключен вариант, что и музыка окажется приятной. Но тут как повезет. А впрочем, видеть результаты собственного труда на вершинах модных хит-парадов радостно, даже если всю жизнь мечтал играть фри-джаз. В общем, как говорится, тяжела и неказиста жизнь попсового басиста.