Итак, именно в XVIII веке появляются разнообразные музеи в нашей стране. Задавая и предпосылки для их бурного роста в будущем. Вообще, в настоящую моду входит такое понятие как коллекционирование: состоятельные люди считают хорошим тоном вкладывать средства в собрание экспонатов, создание частных галерей. При крупных учебных заведениях создают естественно-научные коллекции. Собственный музей теперь есть при каждом уважающем себя учебном заведении, причем не только в университетах (это само собой), но даже в гимназиях (в первой половине XIX века такие мини-музеи были едва ли не во всех губерниях) и духовных семинариях. Арсеналы XVIII века вводят в привычку создавать и расширять музейные хранилища - так появились Достопамятный зал петербургского Арсенала, Палата редкого и образцового оружия при Тульском оружейном заводе и др.
Главное, что сами по себе музеи все реже остаются делом узкого круга лиц. Теперь они на законодательном уровне становятся общедоступными. А еще, музеи открывают в разных уголках огромной империи, не ограничиваясь одними крупными городами.
Например, еще в 1782 году в Иркутске местный губернатор открыл музей, сумев привлечь к участию купцов и дворян, своих сограждан.
И уже в следующем веке почти каждый более-менее крупный город мог похвастать собственным краеведческим музеем. Таковые были в Твери, в Тобольске, в Петрозаводске, в Ташкенте,в Архангельске, во Владимире, в Новгороде, в Уфе, в Екатеринодаре и т. д.
Поначалу коллекции не имели особой системы, со временем логично выделяясь в отдельные сферы и отрасли. Так, в 19 столетии появляются отдельные военно-исторические, морские, этнографические, геологические, сельскохозяйственные, педагогические, политехнические, промышленные, кустарные (посвященные народным промыслам) и другие музеи. Кроме того, это было время настоящего археологического бума, что привело к появлению Феодосийского музея древностей, а так же Керченского и Одесского музеев.
Между прочим, на развитие музейного дела в России повлиял и..Александр Сергеевич Пушкин. Поистине он - "наше все". Дело в том, что благодаря трепетно сохраняемой памяти о нем появился один из первых в стране мемориальных музеев.
В 1879 году в Александровском лицее открылось соответствующее учреждение, посвященное поэту. Старые товарищи Пушкина, хранившие связанные с ним реликвии, передали в музей его памяти книги, автографы, личные вещи.
На основе частных коллекций предметов искусства возникают и развиваются крупнейшие музеи: Феодосийская картинная галерея, Саратовский художественный музей, Третьяковская галерея, Музей изящных искусств, Театральный музей им. А.А. Бахрушина и другие.
Усилиями народа, частных предпринимателей и увлеченных искусством правителей накануне революции в Российской империи насчитывалось более 500 музеев в 104 городах страны. Что было потом - совсем другая история...