Приветствую вас, товарищи! Занятие туризмом выходит на новый уровень. Теперь я имею возможность забираться гораздо дальше от города на Волге, с целью исследования своей родной губернии. Исходя из этого могу сказать, что контент будет гораздо разнообразнее и надеюсь интереснее. К слову, это вы могли заметить по моим летне-осенним публикациям.
Переходя к теме моего фотоотчёта. Идея о посещении этого знакового и исторического места закралась в моей голове ещё в далёком 2021 году, когда на всю область гремела новость об открытии парка покорителей космоса имени Ю.А. Гагарина самим Президентом нашей страны. Появилась некая мечта, которая переросла в цель с продуманным планом. Выбрав день, а именно 29 августа, собрав снаряжение и сверив маршрут, я отправился в далёкий, но увлекательный путь. Приглашаю вас вместе со мной посетить место приземления первого космонавта мира - Юрия Алексеевича Гагарина. Поехали!
Начало маршруту, я дал приблизительно в 11:30, предварительно проверив всё своё снаряжение и узлы своего двухколёсного транспорта (№1).
Проехав почти весь Заводской район и свернув у автобусной остановки «Мельничный проезд», я оказался на новом участке нашей Набережной (№2). Теперь мой путь лежал по прямой до знаменитого Саратовского моста.
Спустя час, мне успешно удалось проехать половину Энгельса и рабочий посёлок Приволжский, выйдя на дорогу через маленький посёлок с интересным научным названием - Геофизик (№3).
Скажу заранее, во время активного движения до парка, я снимал по минимуму. Это обусловлено прежде всего тем, что я набрал хороший темп педалирования, а постоянные кратковременные остановки могли «выбить из калии» и я затратил бы на это всё гораздо больше сил и времени. Плюсом мой маршрут пролегал на довольно оживлённых трассах, где требовалось глядеть в оба.
Продолжаем. Проехав некоторое расстояние, я вышел за пределы Геофизика и попал в посёлок Новосёлово (№4), по левую сторону которого берёт своё начало многокилометровая велодорожка, ведущая к месту приземления Юрия Гагарина.
Преодолев большую часть маршрута в сторону парка, я въехал в Терновское муниципальное образование Энгельского района (№5). До моей цели оставалось каких-то жалких 10 километров, при условии, что я проехал 40.
Спустя некоторое время активных усилий, вдалеке замаячил указательный знак, говоривши о том, что мне осталось совсем ничего (№6).
И вот, я съезжаю с шумной трассы и уже мчу по отведённой велодорожке в сторону исторического места. Ещё чуть-чуть, ещё немного. Приговаривал я сам себе, подъезжая к парку.
И вот, велодорожка обрывается, зелёные лесопосадки по двум сторонам расступаются и моему взору открывается красиво сконструированный Информационный центр Парка покорителей космоса имени Ю.А. Гагарина (№7). Глядя на него, невольно вспоминаешь старые советские журналы «Техника - молодёжи», где демонстрировались архитектура будущего. Посетим «Здание будущего», чуть позже.
К слову, если вы вдруг вознамерились приехать в парк на велосипедах, не важно на каких, прокатных или своих, то дальше Информационного центра вы не уедете. Вас непременно остановит вежливый охранник и попросит оставить свой двухколёсный транспорт на велосипедной парковке у въезда в парк. Я же договорившись с охранной, смог оставить своего верного товарища у стены выше упомянутого центра (№8). Так он будет находиться хоть под каким-то присмотром, и мне будет гораздо спокойнее.
Взяв с собой всё ценное и необходимое, я отправился исследовать достопримечательности парка имени первого космонавта планеты. В первую очередь меня встретил легендарный Автобус ЛАЗ-695Б (№9, №10). Легендарным он считается из-за того, что именно он доставлял первых космонавтов к стартовой площадке. В тот знаменитый день 12 апреля 1961 года, на этой модели автобуса, к ракете Восток - 1, был доставлен Юрий Гагарин и его дублёр Герман Титов.
Подробную информацию о автобусе можно прочесть на этой фотографии (№11).
Сразу же за автобусом располагается белая гранитная стена, на которой золотом выбиты слова Гагарина (№12). Он произнёс их после полёта и были они адресованы нашему Саратовскому краю.
За стеной находиться впечатляющая «Галерея космонавтов» (№13). Появилась она ещё в 2011 году к 50-летию первого полёта. Автором галереи является заслуженный художник России Александр Александрович Рожников. Галерея состоит из 12 известных космонавтов.
Первая пара барельефов (№14):
Юрий Георгиевич Шаргин (20 марта 1960, Энгельс, Саратовская область) - первый космонавт Космических войск РФ. С 14 по 24 октября 2004 года совершил космический полёт в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМА-5» по программе 7-й экспедиции посещения Международной космической станции. Герой Российской Федерации.
Сергей Константинович Крикалёв (27 августа 1958, Ленинград) - Герой Советского Союза и первый Герой Российской Федерации (один из четырёх людей, удостоенных обоих званий). Был рекордсменом Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов - по состоянию на 11 октября 2005 года). Дважды принимал участие в полётах на американских космических челноках. Человек который полетел в космос из СССР, а вернулся в Россию.
Вторая пара барельефов (№15):
Светлана Евгеньевна Савицкая (8 августа 1948, Москва) - вторая в мире женщина-космонавт после Валентины Терешковой, при этом первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос в 1984 году. В космосе побывала дважды, первый раз - в 1982 году. Единственная женщина - дважды Герой Советского Союза.
Владимир Васильевич Ковалёнок (3 марат 1942, Крупский район, Минская область) - генерал-полковник авиации с 1993 года. Президент Федерации космонавтики России с 2001 года. В 1959 году поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1963 году. Трижды (1977, 1978, 1981) побывал в космосе, звания Герой Советского Союза удостоен за второй и третий полёт.
Третья пара барельефов (№16):
Геннадий Васильевич Сарафанов (1 января 1942, Синенькие, Саратовская область - 29 сентября 2005, Леониха, Московская область). Детские и школьные годы провел в Саратове, где в 1959 году окончил среднюю школу. В 1960 году поступил в Балашовское высшее военно-авиационное училище летчиков, которое окончил в 1964 году. В космосе побывал с 26 по 28 августа 1974 года. Герой Советского Союза.
Валерий Николаевич Кубасов (7 января 1935, Вязники, Ивановская область - 19 февраля 2014, Москва). Трижды побывал в космосе, хотя звания Героя Советского Союза удостоен лишь дважды в 1969 и 1975 году. Первый полёт - с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера «КК Союз-6», вместе с Г.С. Шониным проводил первый эксперимент по сварке в космосе. Второй полёт в 1975 году. Третий полёт с 26 мая по 3 июня 1980 года в качестве командира КК «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции. Дважды герой Советского Союза.
Четвёртая пара барельефов (№17):
Алексей Архипович Леонов (30 мая 1934, Листвянка, Западно-Сибирский край - 11 октября 2019, Басманный район, Москва) - дважды побывал в космосе. В первый раз — с 18 по 19 марта 1965 года совместно с П.И. Беляевым в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос. Второй раз - с 15 по 21 июля 1975 года, совместно с В.Н. Кубасовым. Тогда впервые в мире была проведена стыковка кораблей двух разных стран: «Союз-Аполлон». Дважды герой Советского Союза.
Константин Петрович Феоктистов (7 февраля 1926, Воронеж - 21 ноября 2009, Москва) в 1964 году входил в состав экипажа из трёх человек под командованием Комарова. Был совершён первый в истории полёт многоместного пилотируемого корабля, а также первый полёт космонавтов без использования скафандров. Первый гражданский человек в космосе и единственный советский космонавт, не являвшийся членом КПСС.
Пятая пара барельефов (№18):
Владимир Михайлович Комаров (16 марта 1927, Москва - 24 апреля 1967, Оренбургская область) - дважды побывал в космосе. В первый свой полёт с 12 по 13 октября 1964 года был командиром первого в мире экипажа космического корабля из трёх человек. После второго полёта, с 23 по 24 апреля 1967 года, во время приземления погиб. Был в первом отряде космонавтов вместе с Ю.А. Гагариным.
Валентина Владимировна Терешкова (6 марта 1937, деревня Большое Масленниково, Тутаевский район, Ярославская область) - совершила полет в космос 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». Терешкова не только первая женщина-космонавт, но также единственная женщина, совершившая одиночный полет. Приземлилась в Баевском районе Алтайского края.
Шестая и заключительная пара барельефов (№19):
Павел Романович Попович (5 октября 1930, Узин, Белоцерковский район, Киевская область - 30 сентября 2009, Гурзуф, Автономная Республика Крым) дважды побывал в космосе — в 1962 и 1974 годах. С 12 по 15 августа 1962 года совершил на корабле «Восток-4» первый в мире групповой полёт двух пилотируемых кораблей, совместно с А.Г. Николаевым (1929 -2004), который пилотировал «Восток-3». А.Г. Николаев и П.Р. Попович установили первые мировые рекорды по продолжительности и дальности группового космического полета в классе орбитальных полетов. Второй полёт в космос совершил 3 - 19 июля 1974 года на космическом корабле «Союз-14» как командир первого экипажа совместно с бортинженером Ю. П. Артюхиным, к первой военной орбитальной станции программы «Алмаз». Был в первом отряде космонавтов.
Герман Степанович Титов (11 сентября 1935, Верх-Жилино -20 сентября 2000, Москва) - самый молодой космонавт в истории, на момент полёта Герману Титову было 25 лет и 330 дней. Был вторым после Гагарина космонавтом Земли, совершившим орбитальный космический полёт, и первым космонавтом, пробывшим в космосе более суток — 25 часов, с 6 по 7 августа 1961 года. Также как и Гагарин приземлился в Саратовской области, только в другом районе — Краснокутском. Был в первом отряде космонавтов.
Во главе галереи находятся два барельефа, на которых изображены два выдающихся человека, без которых попросту не было программы по освоению космического пространства (№20, №21).
Константин Эдуардович Циолковский (17 сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния - 19 сентября 1935, Калуга) - российский и советский учёный-самоучка, разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики, мыслитель эзотерической ориентации, занимавшийся философскими проблемами освоения космоса.
Сергей Павлович Королёв (12 января 1907, Житомир, Волынская губерния - 14 января 1966, Москва) - один из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и одна из ключевых фигур в освоении человеком космоса, один из основателей практической космонавтики. Под его руководством был организован и осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Вдоволь насмотревшись на галерею героев-космонавтов, я выдвигаются дальше, а именно к Кедровой аллее (№22).
«Кедр» - позывной Юрия Алексеевича Гагарина, который был закреплён за ним на этапе подготовки к полёту. По одной из версии, позывной «Кедр» был присвоен Гагарину за его целеустремлённость и выносливость. Аллея по своей сути является данью памяти подвига первого космонавта планеты (№23).
Теперь пройдёмся вдоль Стены Космической Славы (№24).
Эта 70-метровая стена из мраморных плит представлена в виде модели нашей Солнечной системы. На стене выгравированы ключевые моменты изучения и освоения космоса, от первого «Спутник-1», до будущей Российской Лунной программы. Предлагаю вам вместе со мной пройтись вдоль этого особенного архитектурного элемента (№25-№46).
Вдоволь насмотревшись и начитавшись, я вышел к началу пешеходного маршрута «108 минут» (№47).
Во время первого полёта, который длился 108 минут, велась запись переговоров Юрия Гагарина с С.П. Королёвым и другими членами команды. На протяжении 450 метрового пешеходного маршрута, двигаясь по часовой стрелке можно изучить содержание записи этого исторического для всего человечества события (№48). Маршрут символизирует траекторию полёта и орбиту Земли.
Внутри кольцевого маршрута расположено «сердце» парка покорителей космоса, а именно 27-метровый обелиск взлетающий ракеты и памятник Юрию Гагарину (№49). Именно в этой точке приземлился Первый космонавт нашей планеты.
К слову, обелиск взлетающей ракеты (№50) является уменьшенной копией монумента, который располагается в Москве на ВДНХ, и был он установлен на этом месте в далёком 1965 году, а памятник Гагарину появился в 1981 году.
На постаменте взлетающей ракеты находится памятная табличка с выбитыми на ней словами «Место приземления первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 г.» (№51).
А под памятником замурована капсула с землёй с родины Юрия Алексеевича (№52). Родом он кстати с обычной деревни Клушино, которая находится в Смоленской области.
Сделав пару памятных фотографий и побыв на этот знаковом месте, я отправляюсь в ранее упомянутый инфоцентр.
Зайдя в здание, я ощутил живительную прохладу нагнетаемую кондиционерами. Признаться, прогулка по парку, который находится посреди степи, весьма разгорячает. Внутри инфоцентра находится сувенирная лавка и небольшой буфет с мороженным, сдобой и различными напитками. Вдоль панорамных окон выставлено несколько любопытных экспонатов. Один из них - скафандр «Сокол КВ-2» лётчика космонавта Сергея Николаевича Рязанского (№53).
Рядом находится макет ракета-носителя «Союз» (№54).
У дальней стены стоит карта значимых космических запусков (№55).
Приобретя несколько сувениров на память, я направился к своему велосипеду, для дальнейшей поездки к месту приземления спускаемого аппарата. Находится он в нескольких километрах от места приземления самого космонавта.
20 минут спустя и я на месте (№56-№58)).
В подобной сферической капсуле (№59) Юрий Алексеевич Гагарин смог совершить исторический полёт.
К слову, площадка где расположен спускаемый аппарат находится на возвышенности с которой открываются живописные виды как на Волгу так и на часть Саратова (№60-№62).
Посетив все значимые объекты парка и в какой-то степени прикоснувшись к истории, я со спокойной душой отправляюсь в обратный путь, а он весьма не близок (№63).
Кстати, совсем забыл упомянуть антуражные автобусные остановки с известным слоганом «Поехали!». Они располагаются непосредственно возле самого парка и спускаемого аппарата (№64). Автобусы до парка ходят из Саратова и Энгельса.
Теперь мне предстоял долгий путь домой. Прежде нужно было доехать до Энгельса (№65), а после пересечь наш знаменитый мост.
Проезжая по мосту, я смог вдоволь насладиться заревом заката (№66-№68). Такой день просто требовал прекрасного завершения.
Успешно добравшись до дома, я завершил запись трека. Общее число намотанных километров составило 103. Для меня это рекордное количество. Карту с записанным маршрутом прилагаю снизу (№69).
В конце фотоотчёта стоит поделится подлинными впечатлениями о посещении парка покорителей космоса имени Ю.А. Гагарина. Скажу, что весьма и весьма меня поразило это место. Чувствуется так называемый Московский стандарт. Всё сделано с опорой на футуристичность. Гуляя по парку проникаешься темой космоса и даже вернувшись домой, тебе хочется чуть углубиться в историю освоения космического пространства. По большой части инфраструктура заточена под туриста. Тут и длиннющие велодорожки и сам прокат велосипедов. Большая парковочная зона и уютная пешеходная зона. Удивляет, что по среди поволжской степи смогли создать зелёный оазис. К слову, во время строительства парка было высажено 1,2 млн различных растений. В основном от посещения у меня положительные и яркие эмоции. Советую всем кто не был в этом знаковом месте, посетить его. А я обязательно и сам вернусь сюда, но чуть позже.
Спасибо за внимание, товарищи! Отдельное спасибо тем, кто прочитал до конца мой отчёт!