Найти тему
Книжный имаджинариум

Как талант писательницы и ученого помог Зоре Нил Херстон исследовать религию вуду

В нашей стране имя известного американского ученого-антрополога и писательницы Зоры Нил Херстон до сих пор еще недостаточно известно.

Яркий лидер Гарлемского движения, одна из первых афроамериканок, достигшая ученого звания, защитница и одновременно критик афроамериканской идеи о «черной» исключительности, она неожиданно для всех написала роман «Их глаза видели Бога», в одночасье ее прославивший и вызвавший горячие споры среди белого и цветного населения США. Ее простонародный язык и язвительные шутки повлияли на многих афроамериканских литераторов, сформировав большой кружок почитателей ее недюжинного таланта.

Биография Зоры Нил Херстон

  • Зора Нил Херстон родилась на Юго-Востоке США, в городке Нотасулга (штат Алабама). Ее отец, баптистский проповедник, имея за плечами многочисленную семью, через три года после рождения дочери переехал в городок Итонвилл (Флорида), место, в котором компактно проживало чернокожее население, объединившись в общину.
  • В возрасте тринадцати лет, как позже писала Зора Нил Херстон, в семье «произошли изменения». У девочки умерла мать, и отец, женившись во второй раз, ввел в круг близких женщину с трудным характером, грубо обходившейся с неродными ей отпрысками. Вскоре восемь братьев и сестер по требованию мачехи были направлены в интернаты или были усыновлены сердобольными семьями.
Американская писательница и антрополог Зора Нил Херстон (1891 - 1960)
Американская писательница и антрополог Зора Нил Херстон (1891 - 1960)
  • Зору Нил Херстон отправили в школу Джексонвилла, где она впервые стала себя ощущать «маленькой цветной девочкой». Ведь до этого она лишь изредка соприкасалась с белыми, когда они случайно проезжали через город, и Зора напевала им песни с африканским колоритом или танцевала parse-me-la, любимую пляску на юге США среди черного населения. Белые награждали Зору серебряной мелкой монетой, тогда как «цветные» ее критиковали за вольные танцы.

Как отмечала Зора Нил Херстон в нашумевшей статье «Каково это – чувствовать себя цветной?», ощущение себя «цветной расой» прошло для нее практически безболезненно. Цвет кожи даже наполнял ее жизнь новым смыслом. В отличие от «белого соседа», она была лишена внимания коричневого фантома, пододвинувшего стул или сующего ноги в ее постель. Музыка джазового оркестра заставляла ее вопить, бешено плясать и приводила в иступленное состояние, тогда как белый друг в это время равнодушно курил в кресле.

  • С 1918 по 1920 годы Зора Нил Херстон успешно завершила обучение в Гарвардском университете. В 1925 году она продолжила учебу в Барнард-колледж, где ее научным руководителем стал известный антрополог Франц Боас, исследователь культуры американских индейцев. Позже Зора Нил Херстон, став крупным антропологом, посвятит свою жизнь изучению афроамериканского фольклора и гаитянского культа вуду.
Американский антрополог Франц Боас (1858 - 1942)
Американский антрополог Франц Боас (1858 - 1942)
  • Писательница Зора Нил Херстон долгое время придерживалась консервативных правых взглядов, за что ее невзлюбил известный писатель афроамериканского происхождения Ричард Райт, упрекавший ее
«в потворстве вкусам белой аудитории».

К концу жизни Зоры Нил Херстон (конец 50-х годов) ее имя было предано забвению. Лишь с 70-х годов прошлого века проснулся огромный интерес к ее творчеству.

Скажи моей лошади

Заслуженная слава пришла к Зоре Нил Херстон после выхода в свет в 1938 году ее скрупулезного «натурного» исследования культа вуду на Гаити и Ямайке, которое вышло в свет в виде книги под названием «Скажи моей лошади». (С такой просьбой обращается гаитянский селянин к задорному и буйному могильному духу Гедэ, который использует крестьянина в качестве своей лошадки и своего медиума, устами которого он вещает и разоблачает грехи людей).

  • Язык Зоры, полный иронии и «черного юмора», насыщенный афроамериканским арго, ямайским диалектом и украшенный метафорами и смелыми отсылками в афроамериканское прошлое, мог покоробить привередливый академический ум, но пришелся по душе рядовому читателю – интеллектуалу.
  • Интересно отметить, что чуть ранее, в 1933 году, другой знаменитый ученик Боаса – бразильский социолог Жильберту Мелу Фрейре издал работу «Хозяева и рабы», в которой он изобразил плантаторское хозяйство в виде раннего структурализма французского исследователя Леви-Стросса. Рабство представлялось Фрейре неотъемлемой частью культуры. Его Фрейре схематично представлял в качестве процессов гибридизации и кроссбридинга, при которых плантаторы и рабы мирно уживаются под одной крышей, вместо вражды и классовой войны гармонично дополняя друг друга со своими особенностями и различиями.
  • Подобно Фрейре, Зора Нил Херстон начала описание обычаев на Ямайке и Гаити с антропологического исследования жителей. Она открыла, что в странах Карибского бассейна присутствует лишь 2 % белого населения, а 98 % - метисы. В результате этого размывается самобытность цветных островитян, которые, будучи от рождения черными, юридически относят себя к белым. Местный подход радикально отличается от «стратегии американских негров», тщательно следящих за своей самобытностью и расовым отличиям. При указанном в Карибском бассейне случае, по мнению американской исследовательницы, ставится под сомнение «расовая солидарность», вдалбливаемая рядовым «цветным» людям собственными национальными элитами. Херстон позже напишет, что «кожа – не мерило того, что у людей внутри».
Зора Херстон, Рошель Харрис и Габриэль Браун (Итонвилль, Июнь 1935)
Зора Херстон, Рошель Харрис и Габриэль Браун (Итонвилль, Июнь 1935)

Тем не менее, Зора Нил Херстон отметила классовые, расовые и гендерные барьеры на Карибах. Если цветная женщина на Ямайке рожает от белого мужчины (англичанина, шотландца и т.д.), то о родительнице быстро забывают. В случае, если отец ребенка – англосакс, то он составляет особый предмет гордости для потомков.

  • Женщины находятся на вторых ролях, особенно «чернокожие». Они могут безнаказанно подвергаться домогательствам со стороны мужчин, особенно белых или мулатов. При этом браки заключаются строго между представителями своего класса. Наличие детей на стороне не может нарушить сословные и расовые ограничения, накладываемые на заключенные браки местных элит.
  • Особенную ценность трудам Зора Нил Херстон принесли ее сенсационные записи о зомби, телах без души, рассказы о которых ей удалось услышать от жителей Карибского бассейна.
-4
  • Как писала американская исследовательница, страх перед зомби ощущается сразу же после прибытия на Гаити. Рассказы о мертвых девушках, посланных на закате хозяевами продавать пакетики с обжаренными зернами кофе или об ужасных великанах, нападающих на случайных прохожих глубокой ночью, возбуждали любопытство внимательной слушательницы.

Зора Нил Херстон подробно описала, как для отбора претендента в зомби местный колдун (или бокор) приходит на кладбище и ищет подходящие тела усопших. Или он заранее отбирает себе жертву, высасывая у будущего покойника душу по заказу богатого клиента – плантатора, нуждающегося в бесплатной рабочей силе. Для этого колдун неслышно в темноте подъезжает к дому несчастного, сев задом наперед на лошадь. После того как жертва лишилась души, она быстро угасает.

  • Позднее бокор приходит за ней на кладбище, держа в руке бутылку с наклейкой, где хранится душа покойного. Пока помощники колдуна разрывают могилу, последний произносит над могилой имя мертвеца. Когда покойный поднимает голову, колдун проносит перед ним зажатый кулак с душой жертвы. Затем покойного бьют по голове, и он окончательно просыпается.
-5
  • Слуги колдуна препровождают его в храм (унфор). При этом путь жертвы должен обязательно пролегать возле родного дома, чтобы память о доме бесследно у него пропала. В храме покойный принимает каплю жидкости, чей рецепт приготовления засекречен. Теперь он становится зомби, готовый трудиться на хозяина без усталости днем и ночью. Лишь щепотка соли может снова превратить его в человека, что позволит родственникам жертвы раскрыть имя заказчика «преступления».
Жрецы вуду во время ритуала, переодетые в женскую одежду
Жрецы вуду во время ритуала, переодетые в женскую одежду
  • На Гаити практиковался ужасный обычай «отдачи человека на заклание духам», схожий с европейским «контрактом с дьяволом и прочей нечистой силой». Ради собственного богатства и славы клиент обещал жертвовать злому духу близких и друзей.

Зора Нил Херстон бережно собирала письменные свидетельства о превращении людей в зомби. Это случай с Мари М., родившейся в богатой семье и внезапно умершей в юном возрасте в 1909 году. Спустя много лет бывшие одноклассницы обнаружили Мари в окне чужого дома. При эксгумации могилы было обнаружено, что скелет покойной заметно превышает размеры гроба.

  • Второй известный случай произошел с Фелицией Феликс – Ментор. Она успела родить ребенка и внезапно умерла в 1907 году. Муж успел жениться повторно и стать снова вдовцом, а сын - превратиться в зрелого мужчину, когда в 1936 году покойная неожиданно наведалась в голом виде на ферму брата. Власти отправили несчастную в госпиталь, а вызванный на освидетельствование муж неохотно признал в женщине свою бывшую супругу.
  • Помимо помощи богатым хозяевам в сельском хозяйстве, зомби считаются незаменимыми помощниками в мелкой краже и воровстве.
  • Помимо зомби, жители Гаити во времена отважной американской исследовательницы особенно боялись и ненавидели банду отверженных, называемую «Красной Сектой» или «Серым Свинтусом». Потомки западноафриканской народности мондонго, в настоящий момент живущей на территории Гамбии и Гвинеи, «Красная Секта» практиковала каннибализм на своих тайных сходках и вела ночную охоту на людей.
  • Подобно почитателям культа вуду, они похищали покойников с кладбищ, но, в отличие от вудуистов, они поедали покойников.
  • Члены секты соблюдали глубокую конспирацию, поэтому местная полиция не могла доказать их вину. Порой их безнаказанность доходила до того, что местом их сбора постоянно становился мост через озеро Марагоан в Западном департаменте Гаити. Там они организовывали ужасные факельные шествия с маленьким гробом, принося жертвы на ночных перекрестках и лесных тропах. После разграбления кладбища толпа сектантов и адептов разбегалась по округе в поисках «двуногой дичи», т.е. случайного прохожего.
-7
  • Авангард секты, состоящий из старых жрецов, вооруженный кнутом, сделанным из кишок человека, первым хватает прохожих и требует сообщить «пароль», известный только участникам банды. После того как несчастный не в состоянии сообщить секретное слово, на его шею набрасывают аркан и волокут к месту казни. Там тело жертвы превращается в «съедобный скот», например, в корову или свинью.
  • После рассвета члены секты разбегались по домам и становятся обычными неприметными людьми.

Зора Нил Херстон стала первым исследователем и словоохотливой свидетельницей закрытой для посторонних религии вуду.

Барракун

В 1927 году цветная студентка Колумбийского университета Зора Нил Херстон в возрасте 36 лет была направлена своим научным руководителем Францем Боасом в Алабаму (родину Зоры), чтобы записать воспоминания единственного живого на тот момент бывшего раба, привезенного на американский континент из Африки. Рабов перевозили на судах в специальной казарме, называемой барракуном. С точно таким же названием был издан труд американского антрополога Зоры Нил Херстон.

  • Ее информанта звали Куджо Льюисом, а настоящее имя у него было Коссула. Задачей Зоры Нил Херстон было предоставить право голоса не монархам или капитанам, а «грузу», «черной слоновой кости», так как бывшие рабы не записывали своих мыслей.
  • Куджо Льюис был похищен в результате военных действий между своим народом и королем Дагомеи по имени Гелеле. Попав в плен, он стал рабом и был продан вместе со своими соплеменниками американскому капитану Биллу Форесту. Капитан тайком доставил «груз» в США (Линкольн не приветствовал работорговлю, так как в среде чернокожего электората он планировал получить большую поддержку на предстоящих выборах президента). Куджо был продан капитану Джиму Мехеру и стал заниматься погрузкой древесины на корабли своего нового хозяина. Изнурительная работа прервалась, когда Куджо был освобожден прибывшими в Форт-Морган «янки» в ходе наступления войск Севера на южные рабовладельческие штаты во время разразившейся Гражданской войны.
  • После войны Куджо получил полтора акра земли, построил дом и женился. Вскоре в его семье появились пять мальчиков и одна девочка. Бывший раб принял христианство и стал прихожанином баптисткой церкви.
Фотография Куджо Льюиса вместе с внуками, 1930-е годы
Фотография Куджо Льюиса вместе с внуками, 1930-е годы
  • Казалось, счастье навсегда поселилось в его жилище, когда неожиданно на семью Куджо обрушился злой рок, принеся с собой горе и слезы. Сначала от болезни скончалась дочь, затем шериф застрелил младшего сына. Спустя год поезд случайно протаранил повозку Куджо, повредив ему левый бок. Он не смог больше работать и стал церковным сторожем. Вскоре погиб средний сын, попав под колеса поезда. Несчастному отцу досталось тело отпрыска с отрезанной головой. Позже внезапно умер старший сын. Напоследок от пережитого горя скончалась любимая супруга, «глаза души мужчины», как ее называл Куджо. Он остался доживать свой век с невесткой и внуками.

Несмотря на череду разочарований, Куджо нашел в Зоре Нил Херстон благодарного слушателя и преданного друга.

Известная писательница

Зора Нил Херстон дебютировала с романом «Тыквенное дерево Ионы» (1934), в котором попыталась объективно, сторонним взглядом, описать насилие в южноафриканских семьях, изобразив его через природу абсурда и нонсенса как нечто обыденное и смешное.

  • В 1937 году вышла в свет самая известная книга Зоры Нил Херстон - «Их глаза смотрели на Бога». Продолжая излюбленную тему брачного насилия и угнетения со стороны мужского пола, начатую в «Тыквенном дереве Ионы», Зора Нил Херстон в новом романе противопоставила локальную борьбу героини Дженни против своеволия Кекса вечности, выраженной в народной мудрости и крепких семейных традициях и преданиях. В романе проявились явные консервативные идеи Зоры Нил Херстон, интересовавшейся ницшеанскими формами власти, индивидуализмом Спинозы и программой лидера черного элитарного просвещения Букера Тальяферро Вашингтона, нашедшего себе сторонников среди членов Республиканской партии.
-9
  • В поздних романах и эссе Зора Нил Херстон высмеивает замкнутость своей родины - Старого Юга, давая для этой цели гротескные названия «местам негритянских мифов», тем самым демистифицируя региональные мифологии и отрицая устойчивые представления о расовой идентичности, называя их «манихейскими категориями расовых различий». Героями романа «Серафим и Сувани» становятся белые, а не черные, а местом действия – пейзажи Флориды, пространство для расовых смешений и взаимодействий. Главный герой Джим Месерв носит прозвище «черного ирландца по происхождению».
  • Помимо национальных предрассудков, в мировоззрении Зоры Нил Херстон не нашлось места популярным стереотипам о намеренном противопоставлении менталитета «янки» Севера и отсталого аграрного южанина, об их глубоких региональных различиях.
  • Сегодня творчество Зоры Нил Херстон находится под пристальным вниманием гендерных и расовых исследователей, а ее роман «Их глаза смотрели на Бога» стал самым популярным для изучения текстом среди американских студентов.

Будучи живой свидетельницей расовой сегрегации, она едко в своих книгах высмеивала неумелые попытки выстраивания афроамериканской идентичности на базе африканского национализма.

Позже наследники ее творчества отметили вклад Зоры Нил Херстон в развитие афроамериканской культуры, связав ее имя с искателями традиций Черного континента на американской земле.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!