5K подписчиков

Что такое «хороший» звук и кто его портит?

1K прочитали
«Хороший звук» – понятие сугубо индивидуальное. Известная шутка гласит, что меломаны слушают музыку, а аудиофилы – инструменты. Как в любой шутке, здесь есть доля шутки.

«Хороший звук» – понятие сугубо индивидуальное. Известная шутка гласит, что меломаны слушают музыку, а аудиофилы – инструменты. Как в любой шутке, здесь есть доля шутки. Остальное – вполне серьёзно, и здесь нужна «золотая середина». Не в смысле средних частот (хотя именно они и несут информационный посыл и основные эмоции), а в том смысле – чтобы без фанатизма и уклонов в ту или другую сторону. Музыку нужно ощущать во всей полноте – и мелодию в целом, и партии инструментов в отдельности. И общий посыл, и тонкости звукоизвлечения. То есть речь идёт об определённой музыкальной культуре – умении не просто слушать, а СЛЫШАТЬ.

А чтобы услышать – нужен качественный звуковой тракт. Не обязательно дорогой, но отвечающий музыкальному материалу. Естественно, самые высокие требования относятся к достаточно сложной по построению и исполнению музыке – опера, симфонические и хоровые произведения, джаз-бэнды, отдельные направления рока (прогрессив, симфорок, блюз-рок). Напротив – для авторской песни, шансона, фолка, панка, техно, рэпа, синтезированной электронной музыки и даже несложного джаза (3-4 исполнителя) требования к звуковому тракту намного ниже. Какая здесь связь?

Почему владельцы ламповых усилителей и широкополосной акустики обычно предпочитают несложный джаз? Да потому, что другая музыка на этих усилителях не звучит и звучать не может (исключения только подтверждают правило). Чем больше музыкальных линий – тем сложнее музыка не только для восприятия, но и для усилителя, и для динамика!

Главным критерием качества звукового тракта для сложной музыки становится не мощность и полоса частот – а уровень гармонических и интермодуляционных искажений всего тракта – и усилителей, и акустики. В результате взаимодействия сложного многофакторного сигнала «с самим собой» он упрощается, тонкие детали тонут в продуктах искажений, звук становится плоским и невыразительным. В случае же изначально простого сигнала искажения не наносят существенного вреда, и «в уши не лезут».

В широкополосном динамике интермодуляция средних частот возникает при попытке воспроизвести бас. Поэтому многополосная акустика – первый шаг к снижению интермодуляции. Второй шаг – многополосное усиление («поканалка»), в этом случае и динамик лучше согласуется с усилителем. А самая простая проверка интермодуляции «на слух» – запись хора, голоса не должны сливаться «в кашу».

В аналоговых усилителях уровень гармоник и интермодуляции в основном зависит от глубины обратной связи и режима работы выходного каскада – в «горячих» усилителях класса AB с высоким током покоя гармонические и интермодуляционные искажения ниже, чем в «холодных» усилителях класса B, где искажения «давят» глубокой обратной связью. Что вовсе не делает их плохими – просто они для другой музыки. Но в аналоговых усилителях любой схемотехники уровень гармонических и интермодуляционных искажений зависит от выходной мощности – и минимум обычно приходится на средний диапазон мощности. Интермодуляционные искажения обычно одного порядка с гармоническими, а при неудачной конструкции могут и превышать их в 2-3 раза. Причём даже короткий спектр гармоник не гарантирует низкие интермодуляционные искажения.

Для примера: неплохой по звуку, «тёпленький» усилитель с коротким спектром гармоник. Но какая богатая картина по интермодуляции!
Для примера: неплохой по звуку, «тёпленький» усилитель с коротким спектром гармоник. Но какая богатая картина по интермодуляции!

Кстати, интересная тенденция: в современных усилителях класса D уровень интермодуляции намного ниже, чем в массовых усилителях класса AB, и слабо зависит от выходной мощности. И уровень гармонических искажений невысокий и стабилен почти во всём диапазоне мощностей.

Обратите внимание: абсолютный уровень продуктов интермодуляции практически не меняется, относительное же значение с ростом мощности снижается!
Обратите внимание: абсолютный уровень продуктов интермодуляции практически не меняется, относительное же значение с ростом мощности снижается!

Остальные измеряемые в цифрах характеристики усилителя – диапазон воспроизводимых частот и мощность – практически не влияют на качество звучания, потому что давно превзошли физиологически обоснованные параметры. Следующий фактор – неравномерность частотной характеристики, она влияет на тональный баланс музыкального произведения. Но это уже тема отдельного разговора.

Про искажения в усилителях

Про восприятие искажений

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.

Наши соцсети:

VK - https://vk.com/ural_auto
YouTube -
https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
OK -
https://ok.ru/group/57850130727085
TELEGRAM -
https://t.me/chezvuk
RUTUBE -
https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/

Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра!

#хорошийзвук, #усилитель, #искажения, #интермодуляция