Найти в Дзене

Проблемы среднего общего образования и возможные пути их решения.

Среднее общее образование — один из самых важных и ответственных этапов жизни каждого старшеклассника, который запланировал поступить в высшее учебное заведение. Одним из самых стрессовых факторов являются экзамены, но только ли они стоят на тернистом пути обучающихся? Как ученица 10-го класса, я вывела несколько основных проколов в системе среднего общего образования.

Оглавление:

  1. “Куда девается время?” или актуальность непрофильных предметов.
  2. ЕГЭ. “У медали всегда две стороны”.
  3. “Решение проблем легким путём”. Мобильные телефоны — зло?
  4. Социальный фактор в образовании. Мотивация или её отсутствие.

“Куда девается время?” или актуальность непрофильных предметов.

Чаще всего, уже к концу 9 класса ребенок понимает, какое направление ему ближе и с какими дисциплинами он хочет связать свою жизнь, какие ближе его душе, даются лучше остальных и тому подобное. Для того, чтобы ученик мог больше углубиться в отдельный блок предметов, системой образования были созданы профильные классы, основными направлениями которых являются следующие профили:

  • Физико-математический.
  • Информационно-технологический.
  • Химико-биологический.
  • Лингвистический.
  • Гуманитарный.
  • Социально-экономический.
  • (и др.)

И, казалось бы, это идеальное решение, ведь это позволяет развить индивидуальные способности каждого ребенка, помочь ему углубиться в тех направлениях, которые его интересуют и которые ему пригодятся в будущем. Но, смотря на школьное расписание, ученики с ужасом и негодованием спрашивают: “А зачем мне это?”. И это действительно достаточно справедливый вопрос, ответа на который дать, пожалуй, сложно.

Рассмотрим конкретный пример. Я ученица 10-го класса, которая выбрала себе гуманитарный профиль для дальнейшего более углубленного изучения, но, по какой-то причине, вынуждена изучать ещё и физику, и географию, и химию с биологией. Всё тот же вопрос: “Зачем?”. У какого учителя не спроси все мне поголовно ответят: “Это же для общего развития!”. Хорошо, но если я к концу основной школы понимаю, что у меня нет способностей к изучению той же физики? Базовые знания, как раз таки для расширения того самого кругозора были получены. Какой смысл мне углубляться в этот предмет дальше, если есть осознание, что это вовсе не моё? Да и без осознания того, что мне это надо, даже для общего развития изучать физику смысла нет.

10-й и 11-й классы являются очень ответственными, как я писала выше. Одна подготовка к ЕГЭ отнимает добрую часть от всего времени. Я считаю, что намного рациональнее было бы оставить один единственный предмет — естествознание, в которое будут включены и астрономия, и физика, и биология с химией, а также другие непрофильные предметы.

ЕГЭ. “У медали две стороны”.

В 2009 году ввели, после нескольких проведенных экспериментов касаемо экзаменов, Единый Государственный экзамен, насчёт плюсов и минусов которого спорят до сих пор. А всё потому, что у медали всегда две стороны. Итак, что же мы имеем? Смотря на ЕГЭ со светлой стороны, мы видим, что это даёт хоть какое-никакое равноправие между обучающимися. Снижение риска возникновения коррупции из-за строгой проверки самих проверяющих и анонимности сдающего, а также оценки нескольких независимых экспертов. Также, у людей из маленьких городов повышается шанс на поступление в более крупный ВУЗ, плюсом избавляя ученика от необходимости являться приёмной комиссии лично, как это было до введения ЕГЭ.

В принципе, на этом глобальные плюсы закончились. Перейдём к минусам.

Всё начинается с подготовки. Если реально смотреть на вещи, то сделать это без репетитора, скажем так, маловероятно. Конечно, здесь важно сказать о том, что ответственность за это лежит на большинстве учениках, которые не умеют правильно организовывать своё время и дисциплинировать себя самостоятельно, несерьезно подходя к делу и не уделяя должное внимание учёбе. Но, будем честны, даже со всеми знаниями, что даёт школьная программа, сдать ЕГЭ на высокий балл будет достаточно проблематично. Почему? Потому что экзамен оценивает не только знания ученика, но и его умения “попасть в шаблон” и “удовлетворить мнение экспертов”. Не сошлись взгляды с экспертами? Потеряли баллы. Сделали всё правильно, но не по шаблону? Потеряли баллы. Бывали даже случаи, когда ученику занижали оценку только из-за того, что информацию он брал не из школьной программы, а из дополнительной литературы, которую вычитал сам. Всё было верно, но баллы куда-то всё равно убежали.

А апелляция превращается в круги ада, особенно учитывая тот факт, что после перепроверки оценка может занизиться. И, как показывает практика, редко когда сдающему добавляют баллов. Так и какой смысл этой апелляции?

Возвращаясь к факту, что ЕГЭ не показывает знания ученика в полной мере, приведу ещё один пример, уже связанный с психологией. При подготовке к тому или иному предмету одним из частых советов является: “Надо систематически прорешивать варианты, так и запомнится легче”. А теперь я напомню вам, что запоминание совсем отличается от таких понятий, как “понимание” и “умение применять на практике”. Да, конечно, решая огромное количество вариантов из банка заданий, а после придя на экзамен и увидя подобный номер, ученик с большой вероятностью сможет его правильно решить. Но давайте смоделируем ситуацию, когда тот же самый ученик сдаёт экзамен по тому же предмету, но только устный. Поверьте, он никогда не сможет грамотно построить свою мысль и дать правильный ответ, если у него не будет понимания.

Решение уже было мною названо — устный экзамен по заданиям из развернутой части, с такими же независимыми экспертами в дополнение к некоторым заданиям из тестовой части ЕГЭ. Да, повышается риск возникновения коррупции, но зато в таком случае будет возможность убедиться, что сдающий действительно знает о чём говорит, добавляя тем самым некоторую честность. Опять же, у медали две стороны.

“Решение проблем легким путём”. Мобильные телефоны — зло?

Животрепещущая тема в наши дни. После выхода Федерального закона от 19.12.2023г. 618-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об Образовании”” многие ученики и родители взбунтовались именно из-за части, которая звучит следующим образом:

“Использовать средства связи во время проведения учебных занятий допускается только в случае возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаях.”

Не могу сказать, что это решение было в корне неверным. Скорее, здесь такой же принцип, как и в ЕГЭ “У медали всегда две стороны”. Говоря о плюсах, то одним из самых больших, особенно для учителей и иных работников образования, является снижение риска для списывания, а также создание благоприятных условий для получения информации на уроке без отвлекающих факторов, которые могут этому помешать. Также из этого вытекают смежные плюсы, а именно: снижение шансов возникновения зависимости от телефона и помех, которые могут навредить учебному процессу в принципе.

Но, опять же, здесь играет важную роль психология. Любой ребенок, если у него нет осознания в потребности получения знаний для его же собственного блага, то он найдёт тысячу и один способ, чтобы “обойти систему”. Те же, кто действительно понимают, что им самим это надо, не будут использовать мобильное устройство и так. Но в Министерстве образования на этот счёт думают иначе: “Заберём телефоны и тут же поумнеют”.

Это неправильно. Мы живём в 21 веке, время прогресса и появления информационных технологий, интернет-ресурсов, которые служат не только для досуга, но и для помощи в получении тех же самых знаний. Интересный момент, при первом чтении фигурировала фраза “За исключением образовательных целей”. И, казалось бы, ура, здравомыслие! Но после второго чтения данное условие было исключено, после чего мы увидели уже готовый вариант закона.

Мне, как ученице, в некоторых случаях данные ограничения неудобны. Например, возьмём тот же урок обществознания, на котором нужно усвоить достаточно большое количество информации. Слайды презентации перелистываются быстро, где-то не успел записать, где-то хочешь что-то повторить. Или же, например, плохо видно с задних парт, а передние заняты. Как посмотреть материал? А без телефона этого сделать нельзя.

И, опять же, с другой стороны, появляется соблазн воспользоваться гаджетом не в образовательных целях. Хотя моё мнение насчёт этого однозначно, как я и писала выше. Если обучающемуся нужно образование, то к таким действиям он прибегать не будет.

Ещё один волнующих многих аспект — каким образом будет контролироваться соблюдение этого закона? Где ученикам хранить свои мобильные устройства во время учебного процесса? Можно ли вообще приносить телефон в школу?

И здесь моя позиция также категорична. Конечно же никто не запрещает приносить телефон с собой в школу, это было бы как минимум неразумно. А вот действия, совершаемые некоторыми школами, заключающиеся в том, чтобы забирать телефон на целый день... Точно так же не имеют никакого смысла. Разрешено всё, что не запрещено законом, а закон не обязывает меня, как ученика, сдавать телефон до конца учебного дня. В министерстве образования некоторые люди заявили, что у человека всё равно должна оставаться связь с родителями и другими, не должно доходить до крайностей, к которым прибегают некоторые школы. Да и перемена не является учебным процессом, а потому сбор телефонов до конца учебных занятий считаю неправильным.

Как ещё один пример добавлю, что контроль за сохранность телефонов при их сборе также не регулируется. Что будет, если ребенок сдал телефон в коробку, а там он повредился? Кто прав, кто виноват?

Но и в общении со старшеклассниками нужно находить компромисс. Мало кто изъявляет желание лишаться любимого гаджета на целый день. Какого же тогда решение проблемы? Сдача телефонов непосредственно перед уроком учителю в ту же самую коробку, поставив её на виду. Возвращаясь к психологии, сдать телефон на урок проще, чем на все учебный занятия, если мы говорим про зависимость. Более того, должна быть доступна возможность воспользоваться устройством в образовательных целях с разрешения учителя, если того требуют обстоятельства. Лучше же упростить жизнь, чем её усложнять, правда ведь?

Повернувшись друг к другу лицом, всегда найдёшь нужные решения и отношения станут теплее.

Социальный фактор в образовании. Мотивация или её отсутствие.

Ну и, пожалуй, одним из важнейших факторов в образовании является “человеческий” или же социальный. Тот, который напрямую воздействует на психологическую составляющую всей этой сложной системы, в частности мотивацию, которой, пожалуй, лишают слишком много ныне существующих недостатков в этой сфере.

К сожалению или к счастью, с подобным мне пришлось столкнуться лицом к лицу лично, о чём молчать я более не могу и не собираюсь. А речь пойдёт, в частности, о неравноправии, от чувства которого, увы, избавиться невозможно.

Расскажу о конкретном примере из своей собственной жизни. Не могу назвать себя круглой отличницей, но с уверенностью могу заявить, что я с ответственностью подхожу к вопросу учёбы, каждый день работая на результат. И вот, наступает какая-нибудь проверочная работа. Я, предположим, получаю ту же 4. Причин может быть много: моя собственная невнимательность, не попала в “шаблон”, не доучила, занижение оценок учителем. Как мы видим, не все обстоятельства зависят от меня, как ученика. Я могу всё идеально знать, но учитель может придраться, смотря не на мои знания, а на “внешнюю оболочку” ответа. Как и в случае с ЕГЭ, оценки не являются показателем знаний.

Но сказать мне больше хочется о другом. Добавим ещё одного персонажа в смоделированную ситуацию, а именно ученика, который списал и получил оценку 5, при том даже не удосужившись открыть учебник и изучить материал. Это составляет совсем не ту картину академической успеваемости, которая есть на самом деле. Получается, что для того, чтобы быть отличником, не нужно учиться? А это уже, получается, обесценивание знаний в принципе. Бывало, что мне говорили, смеясь: “Что же тебя так обидело? Не умеешь списывать?”. На это могу лишь ответить одно, что стремление к получению знаний и саморазвитие -- единственный показатель успеха.

«Мир жесток.

Не из-за плохих людей.

А из-за молчания хороших людей»

Наполеон Бонапарт.