375,4K подписчиков

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ. ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ

2,9K прочитали

Очень много откликов на эту рубрику.

Да, действительно странно, что до сих пор так и не издан спокойный и умный альбом, где будет рассказано и показано, какой (огромный) вклад внесли советские художники в развитие православной традиции.

Есть, впрочем, и замечания.

Некоторые добрые читатели настаивают, чтоб всякий раз, публикуя данные подборки, я обязательно сообщал, что государственной идеологией в СССР был материализм/атеизм, что в разные периоды с разной интенсивностью случались атаки на церковь, иной раз с катастрофическими последствиями (порушенные храмы, репрессированные священники), что посещение церкви, тем более членами партии, – не поощрялось (и т. д. и т. п.)

Не знаю, является ли всё это хоть для кого-то тайной. В России есть целые телеканалы, которые рассказывают только об этом.

А подборки подобной живописи не показывает ни один телеканал. Их вообще никто на всю Россию не показывает. Но именно мне надо, словно бы по какому-то непринятому закону, публикуя данные подборки, ставить обязательную звездочку – * и под звездочкой в примечаниях сообщать, что «СССР был атеистической страной». А то, мне пишут, иначе моя правда выглядит неполноценно.

Странно, что те же самые люди не просят, чтоб на телеканале «Спас» ради полноты правды всякий раз сообщали, что в СССР не было ни дня, когда бы не шли службы сразу в тысячах храмов, что взаимоотношения церкви и власти переживали весьма разные и сложные периоды, что, тем не менее, ещё в 1980 году было решено праздновать тысячелетие крещения Руси как государственный праздник.

Что у церкви были свои печатные органы, что как минимум трижды в СССР (1920–1922, 1943–1945, 1987–1988) церковная жизнь переживала величайшие подъемы.

Что, наконец, не только Сталин, но и Ленин последовательно восстанавливали патриаршество, ведь святая Русь триста лет не имела патриарха – а управляли церковью сначала царь, запытавший насмерть сына, потом царица, убившая мужа, потом император, убивший отца, – странно, что на телеканале «Спас» не сообщают об этом всякий раз, говоря на всякие сложные темы. Разве это заслуживает упоминания меньше, чем мифический сифилис Ленина?

Зато всякий раз весьма комическим образом мне пытаются доказать, что Ленин не восстанавливал патриаршество, оно само восстановилось, ведь «комиссию создали раньше».

Надо же, создали комиссию, но за 300 лет при Романовых так и не избрали себе патриарха, потом свергли царя, священники надели красные банты, но всё равно не избрали; а как Ленин пришел – диктатор, между прочим, – так сразу у них и «само получилось».

Знаете, если вы хотите серьезного разговора на все эти темы – вы сами его ведите. Но вы ж не хотите. Вы ж только от меня хотите «полной картины» и перечислений грехов советской власти.

Я перечислил.

Теперь картины.

 Борис Кустодиев. «Женская фигура». 1920
Борис Кустодиев. «Женская фигура». 1920
Федот Сычков. «Христословы». 1935
Федот Сычков. «Христословы». 1935
Татьяна Маврина. «Церковь Спаса Преображенского». 1944
Татьяна Маврина. «Церковь Спаса Преображенского». 1944
Николай Ломакин. «Пейзаж с мостом через реку». 1947
Николай Ломакин. «Пейзаж с мостом через реку». 1947
Евгений Спасский. «Серафим Саровский». 1964
Евгений Спасский. «Серафим Саровский». 1964
Василий Криворучко. «Художник Дионисий». 1969
Василий Криворучко. «Художник Дионисий». 1969
Евсей Моисеенко. «Детинец». 1970
Евсей Моисеенко. «Детинец». 1970
Владимир Стожаров. «Церковь жен Мироносиц». 1970
Владимир Стожаров. «Церковь жен Мироносиц». 1970
Александр Сорочкин. «Вербное воскресенье». 1981
Александр Сорочкин. «Вербное воскресенье». 1981
Гелий Коржев. «Искушение». 1985
Гелий Коржев. «Искушение». 1985
Александр Шумилкин. «Тёплый день». 1990
Александр Шумилкин. «Тёплый день». 1990