12,4K подписчиков

Олег Киселев. Первые «Мессершмитты» в Финляндии. «Мерсу» на защите Хельсинки. Часть 2

Несмотря на вскрывшийся ворох проблем с «Мерсу» и их моторами, начало боевой работы отряда капитана Паули Хенрика Эрви в системе противовоздушной обороны Хельсинки внушало оптимизм.

Несмотря на вскрывшийся ворох проблем с «Мерсу» и их моторами, начало боевой работы отряда капитана Паули Хенрика Эрви в системе противовоздушной обороны Хельсинки внушало оптимизм. За пару недель его летчики смогли «сбить» один разведчик, еще в нескольких случаях успешный перехват не удавался только из-за умелых действий экипажей противника. Но уже было ясно: «Мессера» при грамотном наведении вполне способны успешно перехватывать советские Пе-2. А это значит, что в перспективе можно было если и не полностью закрыть столичное небо советским разведчикам (фактор погоды всё-таки никто не отменял), то сделать для них вылеты в район Хельсинки мероприятием максимально рискованным и затратным.

«ИСТРЕБИТЕЛИ ЗВЕЗД» КАПИТАНА ЭРВИ

После того, как в начале второй декады апреля основные силы 34-й истребительной эскадрильи приступили к боевой работе, отвечавший за прикрытие Хельсинки отряд капитана Эрви получил более четкие границы своей зоны ответственности. Справа это была линия полуостров Порккала – о. Найссар, слева – Котка (исключая) – о. Гогланд (включая) – Малый Тютерс (включая). Пересекать левую границу дозволялось только при контакте с противником. Немецкий отряд обер-лейтенанта Хаалы в составе шести Bf.109G-2 действовал из Малми, прикрывая корабли, занимавшиеся созданием противолодочного заграждения между Найссаром и Порккалой, то есть де-факто как минимум до конца апреля за район между меридианом Хельсинки и указанной линией отвечали немцы. Южной границей было побережье Эстонии, поскольку истребители Люфтваффе в районе Таллина на тот момент не базировались, а финнам до эстонского берега даже с учетом набора высоты было всего 15–18 минут лёта на крейсерской скорости.

Зоны ответственности финских истребительных эскадрилий в Финском заливе с 10 апреля 1943 года.
Зоны ответственности финских истребительных эскадрилий в Финском заливе с 10 апреля 1943 года.

Несмотря на высокие характеристики «Мерсу» и солидный боевой опыт их летчиков, главной слагающей успешного перехвата оставалось своевременное обнаружение потенциальных целей. И вот как раз здесь у финской системы ПВО имелись серьезные проблемы. О главной из них – 100-километровой «дыре» между первой и второй линиями постов воздушного наблюдения, уже было сказано в 1-й части. Отчасти эта проблема компенсировалась шаблонными действиями советских разведчиков, обычно пролетавших вдоль эстонского побережья и только после этого поворачивавших к Хельсинки. В обратном порядке советские самолеты летали крайне редко, видимо в первую очередь стараясь достигать внезапности при выходе к хорошо прикрытому зенитной артиллерией Таллину.

Вторым негативным фактором по-прежнему оставалась весьма посредственная подготовка персонала системы воздушного наблюдения, регулярно дезинформировавшей штаб отряда Эрви и находившихся в воздухе перехватчиков. «Первые звоночки» прозвенели уже в марте, когда служба ВНОС по каким-то причинам не информировала о пролетах советских самолетов. Тогда это могло показаться отдельными эксцессами, но позже стало ясно, что ошибки службы ВНОС – это скорее система. Уже вечером 1 апреля советская «пешка» внезапно появилась в районе Эстилуото. Хотя предупреждения от ПВО штаб Эрви не получил, уже 3 минуты спустя дежурная пара в лице фельдфебеля Фрянтиля и старшего сержанта Пелтолы была в воздухе, но из-за тумана и видимости в 2–3 километра обнаружить в воздухе советский самолет не смогла. В этом случае разведчика хотя бы заметили, однако не редки были случаи, когда и этого не происходило. Например, 20 апреля финские истребители семь раз поднимались на перехват из-за сообщений о советских самолетах в южной части Финского залива, но ни разу никого не обнаружили. Служба воздушного наблюдения также о приближающихся к Хельсинки самолетах не сообщала, из чего был сделан вывод, что советские самолеты действовали только у эстонского побережья и на север не летали. Тем не менее, это не помешало экипажу Пе-2 15-го разведывательного авиаполка ВВС КБФ привезти домой фотографии одиннадцати транспортов в гавани Хельсинки!

Аэрофотоснимок кораблей в порту Хельсинки, 1943 год (финская съемка)
Аэрофотоснимок кораблей в порту Хельсинки, 1943 год (финская съемка)

Другой распространенной проблемой была потеря постами наблюдения контакта с обнаруженным самолетом или ошибочная идентификация. 4 апреля в 5.40 пара в составе лейтенанта Терво и старшего сержанта Пелтола вылетела на перехват. Цель на сей раз была крупная – звено из трех Пе-2 атаковало немецкий корабль в районе Таллина. Звукометрические посты добросовестно отследили полет советских самолетов, но стоило «Мерсу» появиться в воздухе, как звукометристы переключились на них. Больше часа финская пара охотилась сама на себя в треугольнике Таллин – Эстилуото – Гогланд и только в 6.55 на последних каплях горючего села в Малми. По этому поводу в журнале боевых действий отряда появилась запись:

«Ошибки причиняют боль».

Зато 6 апреля один из звукометрических постов в районе Хельсинки доложил о приближающемся с юга шуме моторов, однако с других постов аналогичных сообщений не последовало и дежурную пару в воздух поднимать не стали, хотя Пе-2 действительно в это время прошел к Хельсинки со стороны Эстонии.

Пе-2 73-го бомбардировочного авиаполка ВВС КБФ наносит удар по кораблю противника.
Пе-2 73-го бомбардировочного авиаполка ВВС КБФ наносит удар по кораблю противника.

Свою негативную роль играло и упорное нежелание немецкой стороны своевременно информировать союзников о чем бы то ни было. Только за апрель финские перехватчики более десяти раз поднимались в воздух по тревоге, вызванной явившимися без предупреждения немецкими самолетами, затратив на это около двух десятков боевых вылетов или до четверти от общего числа вылетов на перехват. Чаще всего «нарушителями спокойствия» становились немецкие разведчики Ju88, предпочитавшие возвращаться назад вдоль финского побережья и, таким образом, пересекавшие первую линию постов наблюдения на Гогланде. Далее следовал доклад о неизвестном самолете, подъем в воздух перехватчиков и разочарование финских пилотов, вместо цели обнаруживавших в воздухе немецкую машину. В отдельные дни, например 3, 19, 21 и 22 апреля, финны вылетали исключительно на перехват немцев. И ладно бы, если бы немцы не сообщали только о своих полетах.

Читать полностью >>>