17,2K подписчиков

Рок-кладовая Александра Галина. Фолковая джаз-психоделика от финских WOODOOистов.

Прог-рок Финляндии требует более пристального изучения. Насколько я знаю, выходила всего одна рок-энциклопедия по их музыке, да и то на финском языке. Ну и кое-что напечатано в книге «Scented Gardens Of The Mind». И что же там можно прочитать про единственный альбом WOODOO? Да вот что: «Альбом авангардной и экспериментальной музыки, похожий на продукцию французского лейбла Futura, с большим упором на студийные эффекты, чем на фри-джаз». И все дела…

Ну и ладно, расскажем по-своему об этой необычной группе. Всем известно, что история финского прога началась с BLUES SECTION в 1967 году, далее в течении двух лет последовали дружной толпой WIGWAM, TASAVALLAN PRESIDENTTI, CHARLIES, SPERM, APOLLO, а также KALEVALA и ELONKORJUU, но, погодите, мы уже дошли до 1972 года. А кто же нам поведает про интересный состав WOODOO? Да вряд ли кто, потому что информация о нем минимальна, разве что с буклета к переизданию на CD.

Группа WOODOO была основана в начале 1971 года по инициативе барабанщика Эсы «Наци» Росвалла и саксофониста Пентти Ильмонена, которые ранее играли в оркестре SEITSEMÄN SEINÄHULLUA VELJESTÄ и якобы были увлечены ритмами вуду. Среди других музыкантов группы были певец-гитарист Юкка Сиикавир, известный по мюзиклам с участием команды SIRUT и театральной труппы TAMPEREEN POPTEATTERIN (в 1969 году они поставили рок-мюзикл «Hair», – А Галин.), а также басист Тапио «Аларик» Репо.

Группа Woodoo. Фото предоставлено А. Галиным
Группа Woodoo. Фото предоставлено А. Галиным

Перед WOODOO сразу же открылась возможность записи в двух звукозаписывающих компаниях. Массе Граундстрем (Mässe Groundstroem) предложил им себя в качестве продюсера для записи альбома на лейбле Love Records, на котором он уже спродюсировал сингл «Joutsenlampi//Antero» в 1969 году для фолк-роковой SIRUT. Однако наши герои выбрали лейбл с правильным названием UFO (то есть НЛО) и оказались правы, ибо эта молодая звукозаписывающая фирма специализировалась именно на пластинках с джазом и прогрессивом.

Идея создать лейбл, распространяющий прогрессивную музыку Финляндии по примеру британской Harvest родилась у Тойво Кярье (Toivo Kärjen), менеджера Finnlevy, финской фирмы грамзаписи, основанной в 1966 году Musiikki-Fazer и голландской Philips-Polygram. Первоначальной целью Тойво было собрать все лучшие группы Финляндии, игравшие джаз-рок и прогрессив, под лейблом UFO. И кое-что им удалось, судя по релизам таких отличных джаз-роковых команд, как OILING BOILING (1971) и TUOHI KLANG (1972).

Однако главная проблема заключалась в том, что у звукозаписывающей компании не было надлежащего плана действий, не говоря уже о какой-либо собственной организации. Тем не менее, ничего не подозревавшие WOODOO подписали с UFO пятилетний контракт на запись, который вроде как дал группе некоторую свободу в плане создания собственной музыки. И это уже было замечательно.

Летом 1971 года WOODOO сыграли в пьесе, поставленной TAMPEREEN POPTEATTERIN под названием «Huuto Ihmisestä» («Крик человека»), которую сочинил Юкка Сиикавире. Из музыки к этому спектаклю две песни («Kylän Vanhin & Kylän Vanhimman Kuolema» и «Hautahymni») позже попали на дебютный альбом группы. Музыканты также успешно выступили на рок-фестивале Ruisrock в городе Турку.

С 22 по 29 июля 1971 года финны записывали свой дебютный альбом Taikakulkunen, что переводится, как «Волшебная карета». Запись была сделана в студии Finnvox, но не обошлось и без проблем. Как обычно, продюсеры, обещавшие музыкантам полную свободу, свое слово, естественно, не выполнили. В результате в сведении альбома участники группы вообще не приняли участие, им только дали прослушать заранее подготовленный микс. Кроме того, выпуск альбома был отложен из-за каких-то проволочек в его завершении. В результате лонгплей появился в магазинах только к Рождеству 1971 года.

Jukka Siikavire – vocals, guitar, flute; Pentti Ilmonen – alto saxophone, tenor saxophone, soprano saxophone, recorder, kazzoo; Tapio Alarik Repo – bass; Esa «Natsi» Rosvall – drums, Tumba drums, percussion.

Альбом короткий (не более 30 минут), немного странный по своей конструкции и подбору песен, но всё равно представляет интерес. В нем много работы перкуссии, иногда даже излишне, порой она напоминала мне «племенные, трансовые барабаны» тоже хипповой команды AMON DÜÜL первого созыва, но не такие заумные, как у немцев. Так что небольшая порция вуду присутствует на пластинке.
Саксофону часто предоставляется ведущая линия, соответственно присутствует джаз-роковые интонации, особенно в «Taikakulkunen». В треках на первой стороне преобладают фолк-роковые настроения Юкка поет по фински, но это не раздражает, так как язык певучий. В «Rakkauden Jumalatar» ему подпевают остальные музыканты хором и звучит казу. Ближе к концу мелодия композиция полностью изменяется, напоминая саундтрек к вестерну, которые обычно писал итальянский композитор Энрико Морриконе.
В финальной «Uskontunnustus» тоже много всяких наворотов, периодически меняется темп и ритм, но больше всего по душе мне пришелся короткий инструментал «Hautahymni» с изумительно нежной, волнующей и красивой мелодией, словно из фильмов с музыкой нашего замечательного композитора Эдуарда Артемьева (RIP), типа «Раба любви». Резюмируя докладываем, что этот альбом вполне отразил процесс развития финского прогрессивного рока, вобравшего в себя многие модные тогда веяния, включая фолк, джаз-рок, психоделию. А. Галин
Обложка альбома. Изображение предоставлено А.Галиным
Обложка альбома. Изображение предоставлено А.Галиным

Чуть ранее, в сентябре, группа представила свой репертуар широкой аудитории на TV2. Это была, пожалуй, первая цветная передача этого телеканала. Музыканты выглядели довольно экзотически, как настоящие хиппи.

После записи альбома Тойво Кярье захотел использовать Юкку Сиикавире, главного композитора и вокалиста группы, в качестве сольного исполнителя, на что Юкку ответил отказом. 13 лет спустя, когда песня «Hengaillaan», сочиненный Сиикавире и исполненная певцом Кирком (Kirka), была выбрана для участия в конкурсе Евровидения, Кярье отправил композитору телеграмму, в которой было напечатано: «Я знал, что ты добьешься успеха».

После выпуска дебютного альбома состав WOODOO расширился весной 1972 года, когда к ним присоединились барабанщик Иппе Катка (Ippe Kätkä) и Патти Карлссон (Patti Karlsson) в качестве второго гитариста. В конце лета Маке Линдфорс (Make Lindfors), ранее игравший в MATCHEWS, стал новым басистом WOODOO, тогда как Аларик Репо перешел в состав популярной в Турку группы YELLOW. Позже к нашим героям присоединилась Рая Алениус (Raya Alenius) в качестве певицы.

В октябре 1972 года журнал Musa сообщила в четырехстраничной статье, что WOODOO наконец-то планирует выпустить свой сингл. Второй альбом должен был выйти зимой 1973 года. Но ни новый сингл, ни новый лонгплей так и не были изданы, а из-за слабого спроса на концерты WOODOO вообще прекратила свою деятельность вскоре после публикации этой статьи.

И что же случилось с музыкантами, которые играли на единственном и весьма неплохом альбоме WOODOO? Юкка Сийкавире восемь лет, начиная с 1973 года, работал композитором-музыкантом театра Аhaa. Сегодня он работает в качестве композитора в различных телевизионных и театральных проектах. В период 1978-1982 гг. Сийкавире записал два сольных альбома и сочинил множество песен для других исполнителей.

Ютуб-канал JXCii

Пентти Ильмонен работал учителем начальных классов, а также играл в различных джаз-бэндах и сочинял музыку. Натси Росвалла пришла в голову безумная идея основать рок-цирк и он ее таки воплотил в жизнь, предоставляя цирковые шатры для различных крупных мероприятий в Финляндии. Он также занимался организацией летних музыкальных лагерей для подростков.

Аларик Репо какое-то время изучал музыковедение, а позже играл в городском оркестре города Турку. Кроме того, он был исполнительным директором музыкального фестиваля в этом городе. Сегодня он выступает в роли менеджера различных классических оркестров. Так что наши герои остались с музыкой.

Автор - Гаврила Даниленко. Дополнительный текст, редактор - Александр Галин. Дополнительная редактура и вставка музыкальных фрагментов - БиС.

Предыдущие материалы из серии "Рок-кладовая":

Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress.ru

Избранные книги издательства Rock-ExPress
Избранные книги издательства Rock-ExPress