10,3K подписчиков

Камчатка. Как бизнес «забывал» рыбаков за границей и без денег.

Как известно из СМИ — в настоящее время правоохранительные органы проявили сильный интерес к рыбному бизнесу на Камчатке. https://www.kommersant.ru/doc/6680013?ysclid=lvp2scovk6529325116

Мы уже начали разговор о том, насколько этот интерес обоснован, мы рассказывали о том, как разворовывали советский флот и как разворовывают рыбные запасы страны.

Теперь поговорим о том, с каким уважением «крабовые короли» относились к трудовым правам своих работников. Снова наш собеседник — председатель «Морского профсоюза» Юрий Курнаков.

Ю.К. Люди потеряли работу (после серии экономических катастроф, вызванных разрушением СССР — А.З.) и готовы были для того, чтобы что-то заработать, идти на любые условия. Моряков это тоже коснулось. Но ситуация в рыболовецком флоте была ещё хуже. Если взять статистику по аварийности, по пропаже судов, рыболовный флот во всём мире на первом месте. Наши владельцы не обновляли флот и не обновляют флот. Им всё равно было. Они брали старые суда. Судно один рейс сделало - оно уже отбило все расходы. Зачем в судно что-то вкладывать, переоборудовать? Им хватит одной путины (сезона работы — А.З.).

Никаких трудовых прав, гарантированных международными конвенциями морякам (зарплата, страховка), ничего этого у рыбаков (за редким исключением) не было. Я лично читал один контракт. В контракте было написано следующее, цитирую почти дословно: «Рыбак должен понимать, что рыбный промысел связан с довольно высокими рисками, поэтому результат может быть не только положителен, но и отрицателен. В случае недобычи рыбы, рыбак должен компенсировать судовладельцу своё проживание, питание на судне и так далее…». Это нарочно не придумаешь. Но моряки подписывали такие контракты.(Как мы знаем, либеральная пропаганда говорит нам, что высокие доходы предпринимателя оправданы тем, что он и риск неудачи берёт на себя. На самом деле мы постоянно видим обратную ситуацию. Предприниматель берёт на себя доходы, а ущерб от неудачи получают работники. Правда, не везде об этом говорят столь прямо — А.З.).

Акция протеста у офиса «Дальморепродукта». После банкротства 15 тысяч человек остались без зарплаты. Акцию протеста у офиса компании разгоняли правоохранители, нестеснявшиеся поднимать длань закона даже на женщин с маленькими детьми на руках. В итоге зарплату получили только те несколько сотен работников, которые смогли под руководством «Морского профсоюза» пройти все стадии кампании протеста. От акций до подачи исков в суд. Остальные остались ни с чем. Наше государство иногда защищает трудовые права, но только если этого очень долго добиваться.
Акция протеста у офиса «Дальморепродукта». После банкротства 15 тысяч человек остались без зарплаты. Акцию протеста у офиса компании разгоняли правоохранители, нестеснявшиеся поднимать длань закона даже на женщин с маленькими детьми на руках. В итоге зарплату получили только те несколько сотен работников, которые смогли под руководством «Морского профсоюза» пройти все стадии кампании протеста. От акций до подачи исков в суд. Остальные остались ни с чем. Наше государство иногда защищает трудовые права, но только если этого очень долго добиваться.

А.З. То есть, там была такая безнадёга с работой, что даже такое подписывали?

Ю.К. Да. Либо вообще ничего не подписывали, просто на честное слово. Сколько поймаешь, столько и получишь.

А.З. Или не получишь вовсе?

Ю.К. Рыбная отрасль с одной стороны — это богатая добыча, а с другой — очень большой уровень риска. Перед тем как судно пошло на промысел, судовладелец платит зарплату экипажу, закупает крабовые ловушки либо снасти, закупает топливо, продовольствие, всё в долг. С добычи получается прибыль и все кредиты погасят. Если шторм, авария двигателя, ещё что-то случилось – судовладелец остаётся в долгах. Если у него одно судно в компании – ему проще бросить это судно и рыбаков, и сбежать.

Как известно из СМИ — в настоящее время правоохранительные органы проявили сильный интерес к рыбному бизнесу на Камчатке. https://www.kommersant.ru/doc/6680013?-2

В судоходном бизнесе там по-другому. Там судно получило груз. На борт погрузили. Только оно отошло от причала – 30 процентов стоимости фрахта судовладельцу поступило. Он сдал груз – получил 70%. А рыбаки – всё в долг.

А.З. Проще кинуть рыбаков и купить другое судно?

Ю.К. Что и делали. И поэтому нам приходилось вытаскивать брошенных рыбаков с Южной Кореи. С Тайваня. Это был кошмар.

«Колымский» и «Отличительный». Их экипажам «Морской профсоюз» помогал эвакуироваться из Пусана.
«Колымский» и «Отличительный». Их экипажам «Морской профсоюз» помогал эвакуироваться из Пусана.

Так, в декабре 96-го, БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) «Мыс Скалистый» ушёл на ремонт на Тайвань. А потом судовладелец посчитал, что ему выгоднее бросить судно, чем заплатить за ремонт. Люди остались на Тайване. На корабле не было света. Не завозилась еда и вода. Люди жили на верхней палубе. У кого-то из моряков получилось подработать в порту, у кого-то нет. 2 моряка покончили жизнь самоубийством. Один прыгнул с борта на причал и разбился. Другой повесился в дверном проёме.

Как известно из СМИ — в настоящее время правоохранительные органы проявили сильный интерес к рыбному бизнесу на Камчатке. https://www.kommersant.ru/doc/6680013?-4

Нам удалось добиться их эвакуации (при поддержке тайванской католической миссии) только 28 июня 97-го года. Невыплаченную им зарплату выбить не удалось.

Как известно из СМИ — в настоящее время правоохранительные органы проявили сильный интерес к рыбному бизнесу на Камчатке. https://www.kommersant.ru/doc/6680013?-5

Были и другие истории уже после 90-х.

Вот, например, в 2003 году мы участвовали в спасении моряков с крабовой плавбазы «Рыбак Чукотки». На неё в советские годы сдавали краба, она перерабатывала, делала консервы. Всю полностью технологическую линию делала.

После распродажи флота база сначала побывала в Америке, потом опять оказалась у наших горе-бизнесменов. Один из этих бизнесменов, тот самый общеизвестный Наумов (кличка Якут). Потом Якута непонятно кто в 2003 году застрелил в Пусане, где он (Якут) скрывался от своих же сотоварищей.

Хозяева базы договорились, что Госкомрыболовство выделит квоты на вылов краба, а квоты не дали. И рыбаки оказались заложниками. Их без зарплаты, без каких-либо денег бросили в Южной Корее. Сидели там на рейде 6 месяцев. Потом к нам обратились и мы вместе с корейским профсоюзом вытаскивали их оттуда. Больных уже всех. Нам удалось через корейский суд выиграть дело в суде и рыбаки получили зарплату.

Потом судовладельцы начали всякие оффшорные флаги на суда вешать, и вообще началось такое, что не дай бог. Не выплатили зарплату и обращаться не к кому!

А.З. Правильно я понимаю, что рыболовство это крайне рискованный промысел, в котором крайними, при любой неудаче, оказываются не судовладельцы, а рыбаки?

Ю.К. Да.

А. Зимбовский РК-инфо