8,6K подписчиков

УНИКАЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. Ладья «Пилигрим» обогнула планету Позади свыше 35 тысяч километров!

На днях в Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая завершению поистине уникальной экспедиции на поморской ладье "Пилигрим".

Ладья. Сергей Синельник. Его сыновья. Фото из архива "7 секретов"
Ладья. Сергей Синельник. Его сыновья. Фото из архива "7 секретов"

Она вернулась в родные края после 7 лет плавания. Позади 19 тысяч миль. Это свыше 35 тысяч километров. Предлагаем наш вариант вопросов и ответов с пресс-конференции.

Всё началось с того, что известный российский путешественник Сергей Синельник решил воссоздать старинное деревянное судно XVIII века. На таком древние поморцы ходили по Баренцеву и Белому морям, добираясь до архипелагов Шпицберген и Новая Земля в Северном Ледовитом океане.

А вот наш герой вместе с женой Мариной и сыновьями-подростками Святославом и Ярославом в 2017 году решил отправиться уже в кругосветку. Правда, из-за всемирной пандемии морское путешествие сильно затянулось.

По морям, по волнам... Фото из архива "7 секретов"
По морям, по волнам... Фото из архива "7 секретов"

Пандемия спутала все планы

До всемирной пандемии «Пилигрим» успел добраться до Америки, где команда решила перезимовать недалеко от Вашингтона. Сергей планировал в марте 2020 года отправиться в дальнейший путь, но тут наступил тотальный карантин. Границы оказались на замке.

Только в конце июня отважный мореплаватель смог возобновить путешествие. Тогда как его семья, увы, была вынуждена остаться дома, в России. Из-за пандемии к Синельнику не смогли присоединиться и опытные путешественники из других стран, которым попросту не выдали американские визы.

Пришлось набирать команду из местных энтузиастов. Но, как известно, нет худа без добра: в итоге Сергей обрел новых друзей среди русских американцев – таких же энтузиастов, как и он сам. Именно из них и был составлен новый экипаж. Правда, сразу отправиться в путь не получилось.

Настоящий дом на воде. Фото из архива "7 секретов"
Настоящий дом на воде. Фото из архива "7 секретов"

Подготовка к спуску на воду заняла более месяца. А все потому, что сначала нужно было привести в порядок саму 16-тонную ладью, которая простояла на берегу в сухом доке несколько пандемических месяцев.

По словам Сергея, деревянное судно нельзя долго держать вне воды, иначе оно начинает рассыхаться. Целых две недели ушло только на то, чтобы «Пилигрим» как следует пропитался.

Снаружи даже поставили в ряд садовые распылители, а внутри корабельную обшивку обложили мокрыми полотенцами, дабы пропитка проходила как можно быстрее. За океаном поморская ладья стала настоящей достопримечательностью.

Сотни и сотни тамошних жителей мечтали побывать на борту уникального судна. Они приезжали из Вашингтона, Балтимора и других городов США. Народ не смущало даже то, что приходилось карабкаться наверх по высоченной лестнице.

На борту. Фото из архива "7 секретов"
На борту. Фото из архива "7 секретов"

Предыстория кругосветки

Как выяснилось, заслуженный путешественник России уже давно ходит под парусами. За его плечами тысячи и тысячи морских миль на яхтах и судах самого разного типа.

До «Пилигрима» была построена другая старинная ладья - «Русич», которую Сергей с братом-близнецом Александром и друзьями сделали по образцам новгородских деревянных кораблей X–XII веков.

На новом борту дружная команда сходила аж к берегам Австралии. Впрочем, до этого было еще путешествие на местном уровне - от Онежского озера до Каспийского моря. После чего появилась увлекательная книга «Из варяг в персы».

Этапы большого пути. Фото из архива "7 секретов"
Этапы большого пути. Фото из архива "7 секретов"

Но, естественно, вскоре захотелось отправиться уже в прямом смысле «за тридевять земель». В итоге энтузиасты добрались на «Русиче» до Южной Тасмании, посвятив свой марш-бросок знаменитым путешественникам Афанасию Никитину и Николаю Миклухо-Маклаю.

Как выяснилось, прототипом «Пилигрима» стала 26-метровая ладья «Преподобный Зосима», которая в конце XVIII века ходила от Соловецких островов до Архангельска.

Её несколько укороченный вариант был построен в морском клубе «Полярный Одиссей» в Петрозаводске, столице Карелии. Именно в этом месте и был дан старт уже кругосветному путешествию.

По словам Сергея Синельника, «Пилигрим» это все же новодел, потому что создать точную копию древнего судно физически нереально. Только одна характерная деталь: для сбора корпуса использовались медные гвозди, тогда как поморские мастера применяли пропитанные смолой прочные еловые корни.

Судовой музей. Фото из архива "7 секретов"
Судовой музей. Фото из архива "7 секретов"

Со всеми удобствами

«Правда, с такими «гвоздями» в кругосветку точно не отправишься», - смеется морской путешественник. Как отметил Сергей, на «Пилигриме» размещены все самые современные удобства.

Солнечные батареи обеспечивают электричеством, о котором поморцы, понятное дело, и не слыхивали. Согласно требованиям морской безопасности, необходимо было установить бортовые огни.

А значит, нужен был и генератор, и проводка. И таких моментов на борту из жизни уже XXI века превеликое множество. Есть даже и небольшой двигатель для швартовки, и точные электронные карты.

Так что в роли древних поморцев нынешние путешественники чувствуют себя весьма и весьма условно. До Америки они зимовали еще в Германии, где ладье на пять месяцев дали бесплатный причал. После чего были Голландия, Бельгия, Франция, Испания, Португалия, Канарские и Карибские острова...

Практически везде «Пилигрим» принимал активное участие в самых различных фестивалях, регатах и смотрах. Его посетили тысячи и тысячи людей.

Особенно народ впечатлила потрясающая бортовая экспозиция, посвященная старинному мореходству. В Америке даже писали, что «в страну на русской ладье прибыл целый плавучий музей».

Одна из встреч. Фото из архива "7 секретов"
Одна из встреч. Фото из архива "7 секретов"

Могли и перевернуться

- Куда бы мы ни пришли — интерес везде был невероятный. Все бросали машины, бежали, фотографировали. А все потому, что вокруг них - пластик, бетон, стекло, тогда как все «живое» уходит, в том числе ручная работа. Вот к нам и тянулись», - поведал отважный капитан. Впрочем, оказалось, были и весьма опасные моменты.

- Открою секрет: есть у нас и помпы для откачки воды. Потому что как деревянное судно не конопать, оно все равно будет протекать. Доски в любом случае смещаются в ходе движения, а еще ударит сильная волна — и все, ручеек пошел. А там и другой, третий...

Самые серьезные испытания были у нас от Аляски до Камчатки. Переход очень суровый. Вода жутко студеная. Постоянно волнения за бортом. В какой-то момент под ногами пошли настоящие потоки. Только помпы и спасали.

Если бы не они, мы бы затонули менее, чем за сутки. И тогда Берингово моря забрало бы нас к себе. Причем, если волны очень большие, то яхты, бывает, даже переворачиваются.

Но их потом можно поставить обратно на место. Разве что мачта сломается. А если бы мы перевернулись, то уже точно все. Потеряли бы свой «Пилигрим». К счастью, обошлось, - улыбнулся Сергей.

- Поздравляем с завершением кругосветки, желаем дальнейших успехов и побед!

Читайте другие материалы автора:

«Нам помог святой Николай!» - говорит знаменитый путешественник Фёдор КОНЮХОВ

Федор Конюхов снова собрался в Арктику. Знаменитый путешественник решил установить очередные мировые рекорды

Два Фёдора: режиссёр и актёр Бондарчук сыграл своего тёзку Конюхова

«С отцом по всем океанам»: Оскар КОНЮХОВ, сын знаменитого путешественника, представил свою книгу

На краю света: русские люди в Новой Зеландии

Чем были поражены русские туристы в далёкой Бразилии