260,8K подписчиков

Битва за Берлин: генерал Вейдлинг подписывает приказ о капитуляции Берлина

5,7K прочитали

1 мая 1945 года. С исчезновением высших нацистов вся ответственность за город и его жизни перешла к генералу Вейдлингу, коменданту и командующего обороной Берлина. После неудачной попытки Геббельса договориться с русскими о перемирии и смерти Геббельса, Вейдлинг проинформировал Бормана и Монке что намерен капитулировать в течение 24 часов.

Дав время всем кто хотел прорваться на Запад из Берлина, ночью 2 мая 1945 года, генерал Вейдлинг отдал приказ вступить с русскими в переговоры. Это произошло на линии 47-й гвардейской стрелковой дивизии в тот самый момент, когда ее боец Иван Семихин рубился саперной лопаткой с эстонцами на лестнице из последних сил.

В час ночи 2 мая советские рации перехватили сообщение: "Внимание! Внимание! Говорит 56-й танковый корпус. Просим прекратить огонь. Высылаем парламентеров. Просим прекратить огонь". И отправили ответ: "Вас поняли. Вас поняли. Передаем просьбу начальнику штаба". О радиограмме было доложено командующему 8-й гвардейской армией Василию Ивановичу Чуйкову.

Командующий 8-й гвардейской армией Василий Чуйков
Командующий 8-й гвардейской армией Василий Чуйков

Он уже вел переговоры с Геббельсом, а 6 часов назад с ним пытался провести вторые переговоры заместитель Геббельса, и командующий от всех этих переговоров порядком устал. Потому услышав о переговорах в третий раз, недовольно буркнул: "Пусть эти парламентеры идут к чертовой матери! Только спать мешают!" Но все-таки приказал прекратить огонь и обеспечить безопасный проход.

В 3 часа ночи Вейдлинг и Чуйков встретились лицом к лицу. Немца сопровождали несколько офицеров, Чуйкова поддерживал начальник штаба 1-го Белорусского фронта генерал Соколовский. Между ними и состоялся разговор, навсегда вошедший в историю:

Чуйков: "Вы комендант Берлина?". Вейдлинг: "Да, я также командир 56-го танкового корпуса, действующий против вашей армии". Чуйков: "А где Кребс?" Вейдлинг: "Я видел его вчера в Рейхсканцелярии. Он хотел покончить с собой. Как комендант Берлина, я принял решение капитулировать". Чуйков: "Как далеко распространяется ваша власть? Какие районы вы заминировали?"

Генерал Вейдлинг с офицерами 56 танкового корпуса, весна 1945 года
Генерал Вейдлинг с офицерами 56 танкового корпуса, весна 1945 года

Вейдлинг на карте обвел карандашом весь Берлин: "Мы ничего не минировали, могут не подчиниться приказу солдаты, с которыми потеряна связь". Чуйков: " В полосе 8-й гвардейской армии замечены попытки прорыва немецких войск". Вейдлинг: " К сожалению waffen CСС действует самостоятельно, но я сделаю все, чтобы они сдались".

Соколовский: "Значит войне конец!" Вейдлинг: "Дальнейший рост жертв станет преступным безумием". Чуйков: "Да. Подпишите приказ о капитуляции Берлина, и ваша совесть будет чиста". Немецкий генерал с офицерами штаба сел за стол чтобы составить приказ, и в наступившей тишине было слышно, как скрипит перо его ручки:

1 мая 1945 года. С исчезновением высших нацистов вся ответственность за город и его жизни  перешла к генералу Вейдлингу, коменданту и командующего обороной Берлина.-3

"30 апреля фюрер покончил с собой и, таким образом, оставил нас, присягавших ему на верность, одних. По приказу фюрера мы, германские войска, должны драться за Берлин, несмотря на то, что иссякли боевые запасы, и общая обстановка делает бессмысленным наше дальнейшее сопротивление. Приказываю: немедленно прекратить сопротивление. Вейдлинг, генерал артиллерии, бывший комендант берлинского оборонительного района".

Когда текст перевели, Чуйков заметил: - Слово «бывший» здесь лишнее. Вы все еще комендант. Соколовский спросил: "Думаете, есть необходимость упоминать клятву верности?". Чуйков: "Оставим как есть. Это его приказ. Отпечатайте и поставьте дату". У советского генерала комок подступил к горлу, и перехватило дыхание. Чтобы скрыть минутную слабость Василий Иванович посмотрел на часы: Семь утра 2 мая 1945 года...

Вейдлингу предложили озвучить приказ, чтобы машины с громкоговорителями донесли его до всех немецких солдат. Генерал помолчал и ответил: "Wenn Sie anfangen, müssen Sie bis zum Ende gehen... (Если начал, нужно идти до конца)". А затем зачитал свой приказ военным, отрывистым голосом. Когда запись закончилась, связисты включили колонки и комнату наполнил голос: " Берлин, 2 мая 1945 года. Приказ о капитуляции…"

1 мая 1945 года. С исчезновением высших нацистов вся ответственность за город и его жизни  перешла к генералу Вейдлингу, коменданту и командующего обороной Берлина.-4

Немецкие офицеры стояли, безуспешно пытаясь справиться с собой. Один закрыл лицо руками, прислонившись к стене. Второй обмяк на стуле, его голова свисала к коленям, по щекам текли слезы. Начальник штаба 56-го корпуса барабанил пальцами по столу, его лицо подергивалось. А командующий обороной Берлина Вейдлинг тихо произнес: "Это моя вторая проигранная война..."

После подписания приказа немецкий генерал вернется к себе, чтобы вскоре сдаться вместе со своими солдатами. Маршал Жуков прикажет прекратить огонь всем армиям, а громкоговорители начнут разносить по Берлину долгожданную весть.

За преступный приказ на территории СССР согнать советских граждан больных тифом в лагерь и обречь их на смерть без еды и медицинской помощи, Гельмут Вейдлинг получит 25 лет лагерей. Генерал, спасший тысячи жизней в Берлине, не вернется домой. Вейдлинг скончается во Владимирском централе за год до всеобщей амнистии немецких военнопленных.

ДАЛЬШЕ: глава 92 Последняя битва<(жми!)

Книга "Битва за Берлин", том 2. Опубликованные главы тут: 👇

Благодарен за подписку/лайк 👍 I Ссылка на продолжение выше