Найти тему

Datsun - бренд Nissan, который никак не оставят в покое.

На рынке России катается огромное количество автомобилей. Даже после февраля 2022-го года, когда у нас остановили производство и предрекали что «Уже через 2 месяца автопромышленность схлопнется». Угу, ага. Свежо предание, да верится с трудом. Однако, что из себя представляет современный рынок? Сколько-то там процентов иномарок, огромное количество китайцев, огромное количество Lada, а также… Datsun. Как вы знаете, я пишу в основном про самые стильные и красивые автомобили. Каким боком сюда затесалось это чудо? Не переживайте, сейчас всё объясню.

Datsun Motors – это Nissan. Буквально. В 1911-м году, три человека – Кэндзиро Дэн, Рокуро Аояма и Мэйтаро Такэучи решили организовать свою автомобильную компанию, назвав её очень сложным названием – Квайшнинша Моторс. Как результат – в 1914-м году выпускают первый автомобиль, который назвали DAT. По первым буквам фамилий инвесторов. Этот автомобиль можно считать первым, который был произведён в Японии. Правда… В единственном экземпляре. Спустя пару лет, выпускают DAT 41. Для чего это были сделаны эти машины – не понятно. Скорее всего их сделали по принципу «Ну, мы вот наковыряли что-то из того, что по складу валялось. Получилось вот это». В 1918-м году, компания получает поддержку от правительства и решают производить грузовики. А ещё через 8 лет, они сливаются с очень трудно произносимой компанией Джитсуйо Джитоша. (И нет, я не просто набор букв на клавиатуре напечатал, серьёзно так назывались компании)

Джитсуйо производила в основном трициклы. Совместно посидев и подумав, две компании решают производить не только огромные автомобили, но и очень компактные автомобили с двигателями объёмом до 0,5 литра. Смысл был в том, что Японское правительство разрешало управлять автомобилями с мотором меньше 0,5 литров, не обладая водительскими правами, поскольку эти тачки были едва-ли немного быстрее лошадей и разгоняться вообще не могли. Инженеры и маркетологи поразмыслили немного, а потом такие:
«Вот если нормальные автомобили – это у нас Dat, то малолитражки будут сыновьями нашего автомобиля. Поэтому называть мы их будем Datson». Первым автомобилем под эмблемой Datson был Type 10 с весьма пророческим названием, поскольку их выпустили всего 10 штук. Чуть позже выпустили Type 11, который разошёлся тиражом в 150 автомобилей.

В 1933-м году, Япония снова пересматривает законодательство и разрешает управлять автомобилями с объёмом двигателя до 750 кубов без каких-либо прав. В этом же году происходит несколько событий: Во-первых, Datson переименовывается в Datsun, поскольку Datson было созвучно со словом, обозначающим «Ущерб». Во-вторых, Datsun и та компания со сложно произносимым названием поглощает другую компанию с названием Нихон Саньо. Одновременно с этим строится новый завод по производству автомобилей в Йокогаме с современной сборочной линией, и вся эта тусовка переименовывается в Nissan.

Первым автомобилем, что съехал с конвейера был Datsun type 14. Это был перелицованный автомобиль от другой корпорации – Ostin. Было создано 3800 экземпляров. И Type-14 стал первым экспортируемым автомобилем.

В 40-ых годах, начинается вторая мировая война и история гражданских автомобилей ставится на паузу. Nissan и Datsun начинают производить автомобили для фронта с той лишь разницей, что Ниссан используют на передовой, а Datsun – в тылу.

После окончания войны, Datsun начал производить грузовики специально для стран оккупации. Продолжалось это до полного восстановления автопрома Японии в 1947-м году. Параллельно, они начинают сотрудничать с компанией Austin Motor Company, с которого и срисовывали первые автомобили. Было это в 1952-м году. А через 6 лет, в 58-м году, Nissan экспортирует автомобили Datsun в США, поскольку Штатские не хотели покупать бренд, который воевал против их солдат на передовой, а вот Datsun никто в глаза не видел, ведь его использовали исключительно в тылу.

В 1962-м году начались поставки автомобилей в Европу и уже через 2 года, Nissan стала первой японской компанией, вошедшей в десятку крупнейших импортных автопроизводителей США.

Datsun 240z - это тот же Nissan 240z, просто с левым рулём.
Datsun 240z - это тот же Nissan 240z, просто с левым рулём.

Переносимся на несколько лет вперёд и попадаем в 1981-ый год, когда Nissan подписывает соглашение с Volkswagen о производстве и продаже легковых автомобилей в Японии, и в этом же году Nissan решает отказаться от использования Datsun. Изменение названия могло поспособствовать увеличению продаж акций Nissan на рынке США. К тому же, на автомобильном рынке были все производители Японии – Toyota, Honda, Mazda. В общем, все кроме Ниссана. Через 5 лет, Datsun полностью исчезли с рынка, но поскольку все автомобили этой марки были теми же Ниссанами, просто с другим знаком – машины никуда не делись.

Снова переносимся на кучу лет вперёд и попадаем в 2012-м году, когда альянс Renault-Nissan внезапно для всех объявил о возрождении бренда Datsun. Но вместо красивых спорткаров, они будут производить... Седаны. Для стран БРИКС и N-11. То есть, для Индии, Китая, России, Мексики и т.д. Ни за что не поверите, какой автомобиль они решили производить.

Datsun решила производить Гранту и Калину. В качестве гранты производили Datsun on-DO, который представлял собой обычную Lada Granta с небольшими улучшениями ходовой части, а mi-DO – Lada Kalina, но с АБС, обогревом сидений и подушек безопасности. Маленький mi-DO большим спросом не пользовался, а вот on-DO просто взорвал рынок. Общий тираж on-DO за 5 лет, с 2015 по 2020-ый год составил свыше 108 тысяч автомобилей.

В том же 2020-м году, Nissan заявил о прекращении производства Datsun, и 10 декабря 2020-го года в России был собран последний автомобиль Datsun.

А теперь, главная хохма. В 2022-м году, пошли слухи о том, что Datsun СНОВА возродится, да только производить будет уже не бензиновые машины, а электрические малолитражки для тех же стран. Ожидается, что автомобиль будет стоять на платформе Renault City k-ZE, который обещают представить вот уже очень скоро.

Концепт электромобиля от Datsun.
Концепт электромобиля от Datsun.

Делаем ставки, как долго вновь оживший Datsun просуществует? Думаю, что недолго. Ведь доить одну и ту же компанию на протяжении ВЕКА не такая и хорошая идея. А что вы думаете?