Найти тему
Мужские Мысли

Фактор фантазирования в визуализации идей: парадокс научной деятельности

Воображение — это способность человека создавать новые образы, представления и идеи, которые ранее не были восприняты или не существуют в реальности. Оно выполняет важную роль в процессах мышления, памяти, творчества и других психических процессах.

Воображение позволяет нам формировать образные представления, которые помогают нам ориентироваться в ситуации и находить решения, не прибегая к практическим действиям. Оно особенно полезно в случаях, когда практические действия невозможны, затруднены или нецелесообразны, например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Воображение является одной из форм психического отражения мира. Его можно рассматривать как процесс, способность или специфическую деятельность. Сложное функциональное строение воображения позволяет считать его психологической системой.

Фантазия является разновидностью творческого воображения

Э. В. Ильенков указывает, что традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Основная функция воображения заключается в преобразовании оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Воображение выполняет несколько функций в психике человека:

  • Оно представляет действительность в образах и позволяет использовать их для решения задач.
  • Оно регулирует эмоциональные состояния.
  • Оно регулирует познавательные процессы и состояния, такие как восприятие, внимание, память, речь и эмоции.
  • Оно формирует внутренний план действий и позволяет манипулировать образами внутри себя.
  • Оно помогает планировать и программировать деятельность, составлять программы и оценивать их правильность и процесс реализации.

Воображение является когнитивным процессом, в котором предыдущий опыт перерабатывается. Взаимосвязь воображения и органических процессов особенно отчетливо проявляется в идеомоторном акте и психосоматическом заболевании. Терапевтические воздействия обусловлены связью между образами человека и его органическими состояниями. Воображение и мышление неразрывно связаны, согласно Л.С. Выготскому, и являются единственными процессами. Мышление и воображение возникают в проблемных ситуациях и мотивируются потребностями личности. Оба процесса основаны на опережающем отражении. В зависимости от ситуации, доступного времени, уровня знаний и их организации, одна и та же задача может быть решена с использованием воображения или мышления. Разница заключается в том, что во время воображения отражение реальности происходит в ярких представлениях, а в процессе мышления — через оперирование понятиями, что позволяет более обобщенно и опосредованно понимать окружающее. Выбор процесса зависит от ситуации: творческое воображение чаще всего используется при высокой степени неопределенности ситуации на стадии познания.

Таким образом, воображение позволяет принимать решения, имея неполные знания. В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений и представлений — следы памяти. Генетическое сходство памяти и воображения проявляется в их основных аналитико-синтетических процессах. Основное различие между ними заключается в направлении активного оперирования образами. Основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, близкую к ситуации, которая имела место в опыте. Воображение, напротив, стремится максимально изменить исходный образный материал. Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов, и в то же время оно само зависит от восприятия.

Согласно Ильенкову, основная функция воображения — преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности глаза, в образ внешней вещи. Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образы могут вызывать сильные эмоции, а с другой стороны, возникшая эмоция или чувство может стимулировать активность воображения. У каждого человека есть возможность освободить избыточное эмоциональное напряжение через использование фантазий и компенсировать неудовлетворенные потребности.

Все фантастические переживания происходят на основе реальной эмоциональной реакции, согласно Выготскому. Фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной энергии, нервная энергия имеет тенденцию растрачиваться на центральном или периферическом полюсе. Усиление и усложнение фантазии как центрального элемента эмоциональной реакции приводит к задержке её внешнего проявления со временем и ослаблению в интенсивности. Воображение позволяет получать разнообразные переживания и оставаться в рамках социально приемлемого поведения.

В учебнике по основам психологии Климов Е.А. (1997) упоминается список методов воображения, включающий такие приёмы, как агглютинация, гиперболизация, замещение, концентрирование, комплексирование, миниатюризация, расчленение и элиминация, перенос, перестановка, регенерация, придание сходства, противопоставление, реинтеграция, схематизация, типизация, трансформация и акцентирование. Шадриков В.Д., в свою очередь, предлагает рассмотреть интеллектуальные процессы воображения (имажинитивные процессы) как аналогичные этим приёмам.

Для достижения творческих решений важными являются наблюдательность, способность комбинировать различные элементы и чувствительность к проблемам. Гилфорд использует термин "дивергентное мышление" вместо "воображение" и определяет его черты как беглость, гибкость, оригинальность и точность.

Развитие воображения у детей связано с игрой и творчеством, что способствует развитию их мышления. Для этого необходимы настойчивость, интересы и направленная активность, которая включает использование фантазии для решения практических задач. Развитию воображения также способствуют ситуации незавершенности, стимулирование самостоятельности, опыт с двумя языками и положительное внимание взрослых. Однако конформность, неодобрение воображения, строгие гендерные стереотипы, разделение игры и обучения, неспособность изменить точку зрения и сильное почитание авторитетов могут стать препятствиями в развитии воображения.

-2

В процессе жизни мы всё больше и больше ограничиваемся стереотипными мыслями и действиями, что сужает наши горизонты. Если вы замечаете, что всё чаще прибегаете к заранее известным решениям и стандартным приёмам, задайте себе вопрос: «Как развить воображение?» и добавьте в свой список дел упражнения на развитие фантазии.

Воображение помогает нам познавать мир, понимать других людей, находить оригинальные решения и превращает нас в более свободных и творческих личностей. Вот несколько игр и упражнений на развитие воображения.

  1. На чужом месте: Присаживайтесь за столик в кафе и наблюдайте за одним из посетителей. Представьте, как живет этот человек, о чём думает, чем занимается. Представьте себя на его месте и подумайте о том, как бы изменилась ваша жизнь, ваши поступки и привычки. Затем запишите краткую историю этого человека, в которого вы только что превратились в своём воображении.
  2. Идея из хаоса: Нарисуйте на бумаге несколько точек в хаотичном порядке, а затем соедините их линиями. Какие ассоциации вызывает у вас получившаяся фигура? Вы можете играть в эту игру вдвоем: один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен креативно дорисовать, чтобы получилась целостная картина. Затем игроки меняются ролями.
  3. Любимые предметы: На бумаге составьте список из десяти предметов и вещей, которые вас окружают. Напишите, какие ассоциации они вызывают у вас — с книгами, эмоциями, людьми или прошлыми событиями. Не ограничивайтесь очевидными параллелями, дайте волю своей фантазии.
  4. Встреча с прекрасным: Обсуждение художественных, музыкальных и литературных образов — одно из самых приятных упражнений для развития воображения. Постоянно посещайте выставки абстрактного искусства, внимательно рассматривайте картины и пытайтесь описать их. Придумывайте истории, давайте своё толкование даже самым бессюжетным композициям. Даже работы, такие как "Черный квадрат" Малевича, должны стать зеркалом вашего воображения.
  5. Чемоданчик чепухи: Создайте коробку, в которой будете хранить интересные рисунки, карикатуры, рекламные проспекты, цитаты и пословицы — всё, что покажется вам оригинальным и способным вызвать необычные ассоциации. Когда вам понадобится новая идея, достаньте из коробки что-то наугад и попытайтесь найти связи между выбранным предметом и вашей задачей. Иногда это приводит к удивительным результатам!
  6. Буриме: Эта литературная игра, известная с XVII века, является увлекательным упражнением для развития творческого воображения. Суть игры заключается в сочинении стихов на заданные рифмы. Сегодня существуют и онлайн-версии игры "Буриме" на различных сайтах с разными правилами и атмосферой.

Вот такие упражнения помогут развить ваше воображение и стимулировать творческое мышление. Попробуйте их прямо сейчас и вы увидите, насколько интересным и продуктивным может быть процесс развития вашей фантазии.

Развивайте своё воображение и ваша жизнь станет намного интереснее.

Материалы по теме