2,7K подписчиков

Что смотреть: «Судная ночь в Аркадии», «Память»

18+

В российский прокат вышли сразу две любопытные новинки — постапокалиптический хоррор с Николасом Кейджем и драма с Джессикой Честейн и Питером Сарсгардом из конкурса Венецианского кинофестиваля. Расскажем про них поподробней, а также разберемся, что с ними не так.

«Судная ночь в Аркадии», 2024, Бенджамин Брюэр

18+ В российский прокат вышли сразу две любопытные новинки —  постапокалиптический хоррор с Николасом Кейджем и драма с Джессикой  Честейн и Питером Сарсгардом из конкурса Венецианского кинофестиваля.

Пол (Николас Кейдж) живет со своими сыновьями Томасом (Макс Дженкинс, игравший юного Джека Ричера в одноименном сериале) и Джозефом (Джейден Мартелл из «Оно» и «Достать ножи») в глуши и каждую ночь держит оборону от нападающих на дом монстров. Днем Том бегает на соседнюю ферму, якобы чтобы помогать по хозяйству, а на самом деле проводить время со сверстницей Шарлоттой (Сэди Соверолл из «Солтберна»). Однажды он там задерживается и, торопясь домой в темноте, проваливается в пещеру. Отправившийся на его поиски Пол спасает сына от чудовищ, но сам подрывается на динамите. Теперь двое подростков предоставлены сами себе и должны как-то позаботиться о раненом отце.

Режиссер Бенджамин Брюэр снял в 2016 году Николаса Кейджа в компании с Элайджей Вудом в достойном криминальном триллере «Доверие», так что ожидания от их новой совместной работы были несколько завышены. Увы, те, кто надеялся лицезреть талантливого актера в его привычном состоянии исступления, будут расстроены: Кейдж не только крайне спокоен и сдержан, но и играет в фильме второстепенную роль, хоть и выступил одним из продюсеров. Главное здесь — молодые актеры и их переживания, а романтическая линия Тома и Шарлотты вполне тянет на стандартную историю взросления, если бы не вмешивающиеся монстры, причину появления которых никто толком не знает.

Несмотря на все попытки скрыть чудовищ вроде мельтешения ручной камеры и обилия съемок в темноте, в тех сценах, где их видно, они выглядят более впечатляюще, чем плохо нарисованное пламя — громко щелкают челюстями как трещотками, умеют собираться в весело катящееся колесо и прорывают подземные ходы под полом жилищ. Впрочем, на экране они появляются не чаще Кейджа. Есть и монстры в человеческом обличии, вооруженные обитатели соседской фермы, которые ловят Тома, когда он несет отцу лекарство, и обвиняют в воровстве, но эта сцена слишком сумбурна и добавлена словно только для того, чтобы чудовища наказали плохих людей. В целом у режиссера получился не самый дурной образец подросткового инди-хоррора с красивыми видами (фильм снят в Ирландии) и приятными молодыми актерами. Просто поклонникам Николаса Кейджа лучше на многое не рассчитывать.

«Память», 2023, Мишель Франко

18+ В российский прокат вышли сразу две любопытные новинки —  постапокалиптический хоррор с Николасом Кейджем и драма с Джессикой  Честейн и Питером Сарсгардом из конкурса Венецианского кинофестиваля.-2

Сильвия (Джессика Честейн) отмечает 13 лет трезвости на встрече Анонимных Алкоголиков вместе с дочкой (Брук Тимбер). Вскоре после этого она идет с сестрой (Мерит Уивер) на встречу выпускников, а когда уходит оттуда, за ней увязывается улыбающийся бородач (Питер Сарсгаард). После того, как он проводит под окнами ее дома всю ночь, выясняется, что его зовут Сол Шапиро и что он страдает деменцией. Сначала Сильвия принимает его за одного из подростков, подвергавших ее в школе насилию, но потом понимает, что ошиблась. Вскоре она становится его сиделкой, а затем и любовницей.

Мексиканский режиссер Мишель Франко почти всегда ставил в центре сюжета своих фильмов несчастных людей, тихо страдающих от горя («После Люсии», «Хроник», «Закат»). Исключением можно назвать разве что антиутопическую драму «Новый порядок», хотя там состоятельным героям тоже пришлось здорово помучаться в руках озверевшей толпы. В «Памяти» таких бедолаг сразу двое, и они, конечно, должны стать парой.

Не может быть никаких претензий ни к Честейн, ни к Сарсгаарду, получившему за эту роль кубок Вольпи в Венеции. Оба умело передают нюансы своего внутреннего состояния. Она — нервная и ранимая, но сдержанная, взрывающаяся истерикой лишь при встрече с матерью (Джессика Харпер), которая всё знала, но отказывалась ей верить. Он — потерянный, робкий, посмеивающийся над собой. Но сам сценарий, написанный Франко, оказывается настолько лишенным жизни и давящим на жалость конструктом, что поверить в него никак не получается. История любви двух одиночеств под главный хит Procol Harum с приделанным счастливым концом отдает фальшью, которую не спасают даже хорошие актеры. Остается признать, что драмы без проблесков надежды удаются Франко все же лучше.

Автор: Дмитрий Карпюк