Несомненно Вольфганг Амадей Моцарт является одним из величайших композиторов в истории человечества. Ставшая в последствии одним из самых популярных произведений великого австрийца опера "Свадьба Фигаро" сначала была встречена публикой довольно прохладно.
Премьера состоялась ровно 238 лет назад, в начале мая в венском оперном театре в Хофбурге и стала чуть ли не провальной. А всё из-за того, что либретто "Свадьбы Фигаро" было написано по мотивам комедии Бомарше, которая была запрещена в Вене, как произведение, высмеивающее аристократию и связанное с французской революцией. Постановку оперы император Иозеф разрешил только после того, как либреттист, Лоренцо Да Понте, уверил его в том, что наиболее скандальные бунтарские строки из либретто изъяты.
Опера стала быстро набирать популярность, а в настоящее время является самой старой оперой, из постоянно находящихся в репертуаре любого серьёзного оперного театра в мире. И несомненно является одной из самых любимых у публики.
Хотя если быть точным до конца, то опера Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей и Эвридика" была написана лет на двадцать раньше, но она даже близко не стала такой же популярной, как "Свадьба Фигаро". И в настоящее время её ставят очень-очень редко.
Знаменитая ария юного пажа Керубино Voi, che sapete (Вы, понимающие), известна наверно даже людям далёким от мира оперы. Со времени написания оперы эту арию исполняли в спектаклях и концертах сотни и сотни раз, сотни разных исполнительниц, именно исполнительниц-женщин, ведь партия Керубино была написана для женского голоса, обычно это меццо-сопрано, редко сопрано и очень-очень редко её поют и мужчины, контратеноры.
Однозначно, с момента когда появилась кино и видео съёмка и стало возможно сравнить разное исполнение, лучшим Керубино была Мария Юинг (Maria Louise Ewing), американская оперная и джазовая певица, меццо-сопрано. Она потрясающе играла эту роль и очень хорошо исполнила вокальную партию.
Роль Керубино стала для Юинг одной из самых первых больших ролей в большой опере. Когда она её исполнила впервые ей не было ещё и 25-ти лет.
Вот тут можно посмотреть фрагмент, когда Керубино приходит к графине Розине и исполняет свою знаменитую песенку.
После её прослушивания, многие, особенно дамы, начинают жалеть бедного мальчугана Керубино.
Но не всё так просто. Вообще то Керубино довольно пылкий и любвиобильный юноша, волочащийся за любой молодой дамой или девицей. Ему нравятся женщины все в принципе, и жена его сюзерена красавица-графиня Розина и совсем юная девушка Барбарина, племянница садовника. Именно с Барбариной граф Альмавива и застал Керубино и собирается отослать его из поместья.
Керубино прокрадывается в спальню Сюзанны, горничной графини, которая ему конечно же тоже нравится, и умоляет её замолвить перед графиней за него словечко.
Но и тут он снова попадает на глаза графу и к ужасу и отчаянию юного повесы, граф меняет своё решение и вместо изгнания собирается отдать его на военную службу.
Фигаро, злой на Керубино за его приставания к Сюзанне, исполняет свою ироничную напутственную арию Non più andrai, в русском переводе больше известную как "Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный".
Вот тут вариант в исполнении немецкого оперного певца Германа Прея (баритон)
После того, как граф чуть снова не застукал Керубино у женщины, в этот раз у самой графини, юный ловелас решил не рисковать и просто сбежал через окно, окончательно исчезнув из поместья графа Альмавивы и из действия постановки.
Конечно, опера Моцарта "Свадьба Фигаро" не просто комедия, а настоящая буффонада, где образы главных персонажей доведены до гротеска и потому Керубино со своими бурлящими гормонами и нерастраченной любовной энергией наверно самый обаятельный из всех.
Ну а финал всей оперы, как и финал всего этого безумного дня, вполне весёлый и счастливый!
В заключении хочу предложить послушать ещё один вариант знаменитой арии Voi, che sapete, замечательное исполнение великой Анны Моффо.
Естественно, всё выше изложенное моё личное субъективное мнение, а Вы уважаемые читатели можете выразить своё в комментариях.