1,1K подписчиков

История паркура

4,9K прочитали

За несколько лет до Первой мировой войны французский военно-морской инструктор по физкультуре Жорж Эбер побывал с экспедицией в Африке. Там он долго наблюдал за тем, как охотятся аборигены, анализировал их движения. Итогом наблюдений стала созданная Эбером уникальная методика обучения солдат, названная «естественный метод». Военнослужащие развивали силу воли, моральные и физические качества. Тренировки включали бег, прыжки, эквилибристику, плавание, скалолазание и другие дисциплины. Методика применялась во французских вооруженных силах на протяжение десятилетий.

За несколько лет до Первой мировой войны французский военно-морской инструктор по физкультуре Жорж Эбер побывал с экспедицией в Африке.

В середине прошлого века во французской армии служил некто Раймонд Белль, активно практиковавший «естественный метод». Демобилизовавшись, Раймонд Белль устроился в пожарную службу, где также пригодились его навыки, спасшие не одну жизнь. Раймонда Белля неоднократно награждали медалями за проявленную храбрость, а его сын Давид во всём старался быть похожим на отца. В том числе маленький Давид хотел быть таким же быстрым и ловким. Повзрослев, Давид Белль развивает идеи Жоржа Эбера, собирает команду единомышленников, которые в будущем назовутся «Ямакаси» и вводит в обиход привычное нам название «паркур».

В основе своей паркур предполагал технику наиболее эффективного перемещения из одной точки в другую, предлагал не обходить стены, а быстро их перепрыгивать, перелезать, перелетать и так далее. Особенно актуальным методика представлялась в условиях урбанизации, плотной застройки городов Франции. Точка зрения Давида Белля категорически отвергала какой-либо аспект паркура кроме прикладного и духовного. Но среди основателей движения были и те, кто не видел ничего зазорного в показательных выступлениях атлетов, в том числе за деньги, в проведении фестивалей и соревнований. Так, выходец из команды «Ямакаси» Себастьян Фукан расходится во взглядах с «отцом-основателем» Беллем и выдвигает свою гипотезу: не стоит ставить эффективность во главу угла, если движения могут быть просто эффектными. Своё движение Фукан называет «фриран», и при фактически том же самом тренировочном процессе не сильно загоняется по философии.

С распространением интернета вести о паркуре и фриране, уличных атлетах и акробатах разлетаются по миру. Интерес подогревают тематические художественные фильмы «Ямакаси» и «13-й район». В начале нулевых первые команды, практикующие паркур появляются и в России. С отношением к философии движения в нашей стране изначально всё было сильно проще. Да, были (и, наверное, есть до сих пор) адепты канона, проповедовавшие «наиболее эффективное перемещение из точки А в точку Б». Но мы-то с вами понимаем, как быстрее всего попасть из одной точки в другую — в абсолютном большинстве случаев на машине или общественном транспорте, а порой даже просто бегом.

Тем не менее, паркур в России быстро обрёл статус подростковой спортивной субкультуры. Команды юных последователей Белля образовывались буквально по всей стране, даже в самых богом забытых её уголках. Уровень этих команд, конечно, был очень разным: от мемных, нелепо прыгающих через забор во дворе беспризорного вида детей до серьезного уровня атлетов, демонстрировавших впечатляющие акробатические и гимнастические навыки. Как и в других экстремальных дисциплинах, будь то сноуборд, скейт или BMX, фактом подтверждения уровня физического развития атлетов служили видео-профайлы, которые в середине нулевых заполонили сеть.

Сегодня паркур — это нишевое явление. Будучи уличной дисциплиной изначально, сегодня паркур предполагает улицу как раз-таки как площадку для показательных выступлений. Осознав важность системного подхода и безопасности, многие атлеты переместили тренировки в гимнастические залы, используя «суровый урбан» лишь как съемочную площадку.

Если же говорить о философской и духовной стороне дисциплины, очевидно, что в каждой стране, куда ни приходил паркур, на нее накладывался культурный контекст. Россия — не исключение. В России паркур сделал то, чего не смогли сделать ни школьные физруки, ни детские спортивные секции. Паркур дал растущей на улице молодёжи альтернативу подъездным посиделкам, показал, как интересно и с пользой можно проводить время, как можно стать крутым и эффектным, как заслужить уважение сверстников, не ввязываясь в драку. А главное — для тренировок не требовался дорогой спортивный инвентарь или ежемесячная оплата спортивной секции. Паркур был для всех, а спортзал был огромный и бесплатный.