Найти тему
На земле Салавата

"Разведка смертью": правду о Великой Отечественной войне в своем сочинении рассказал правнук фронтовика

Мой прадед Искандер Вальшин ушел на фронт в 16-летнем возрасте, дошел до Берлина и вернулся с Победой

Я, Мухамадеев Роберт Ирикович, в своем сочинении, попытался представить то, что пришлось испытать моему прадеду, защищая нашу страну во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, поэтому я написал свое сочинения от его имени. Мне всегда было интересно все, что связано с ним. Я изучил его боевой путь, видел его документы, медали, фотографии, которые остались у родных. Я просмотрел все, что есть в открытых источниках о моем прадеде. Свое сочинение я составил из тех небольших рассказов моих родных, детей Вальшина Искандара, которые бережно хранят память о нем.

"Меня зовут Вальшин Искандар. Я родился 12 октября 1926 года в селе Мечетлино Салаватского района. В 1941 году я учился в 8 классе. Больше всего мне нравилась физкультура. Нравилось участвовать в соревнованиях, а еще больше– побеждать в них. Я мечтал о том, что я, как и многие мои одноклассники, вырасту, пойду в армию, потом буду работать в родном колхозе, женюсь когда-нибудь, построю свой дом…Но в одночасье все мечты пришлось отложить. Мне было 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. Это было теплое лето. Лето 1941 года. Никто еще не знал, что будет дальше, и как долго продлится эта война, но все были готовы идти на фронт защищать нашу страну от немецкого захватчика. Всего за первые 8 дней войны призвали 5,3 млн. человек. Фактическая численность РККА к 22 июня 1941 года составила 5,4 млн.чел. Но огромные невосполнимые потери первых месяцев войны требовали все новых солдат. К началу 1942 года призыв в Красную Армию уже обеспечивали призывники 1923-1925 гг. рождения. А всего за время войны под ружье поставили 34,5 млн. человек. Происходил призыв так: в городах повестку из военкомата приносили на дом, в деревнях - в сельсовет. Прямо на повестке указывалось: администрации предприятий немедленно освободить призывника от работы и выдать деньги на две недели вперед. На обороте указания: остричь голову наголо, иметь с собой документы и продукты, громоздких вещей - не брать.

Единого бланка не было, вариантов повесток было много. Но всегда указывалось главное: куда и когда прибыть. Предупреждали: за опоздание или неявку будете привлечены к ответственности. Вместе с мобилизацией на фронт власти "бронировали" специалистов для работы на военных заводах. В призывную кампанию 1942 года предоставлялись отсрочки комбайнерам и трактористам, занятым на уборке урожая. Фронт требовал постоянного пополнения: миллионы погибших и раненых, пленных и окруженцев. В армию уже брали и 17-летних, и 50-летних. Да, были и уклонисты, и дезертиры, но все-таки и комсомольцы-добровольцы - не выдумка пропаганды. В части, служба в которых была сопряжена с особым риском, отбирали добровольцев 1922-1924 годов рождения. Через райкомы комсомола проходил набор десантников, лыжников, летчиков, истребителей танков. Требовались положительные характеристики, предпочтение отдавали спортсменам, приветствовалась сдача нормативов БГТО ("Будь готов к труду и обороне СССР" - для школьников 1-8-х классов, ГТО (для лиц старше 16 лет) и ПВХО ("Готов к противохимической обороне СССР").

Папу призвали на фронт в 1942 году.Я был молод, но в душе был готов защищать страну, поэтому прибавив себе два года к дате рождения, в 1942 году ушел на фронт вместе с отцом-добровольцем. По документам мне было 18 лет, а на самом деле 16. Так делали многие, потому что ни для кого не вставал вопрос о том, идти на фронт или нет, это был долг каждого мужчины. Сложно описать то, что происходило в первые дни войны…Думаю, что многие люди, ничего не знавшие тогда о войне, даже предположить не могли тот ужас, который они испытывали на поле боя и тот хаос, который творился во время и после военных действий. Часто, солдаты, шли в атаку, одержимые ужасом и страхом.На войне люди были разные: больные, старые, слишком молодые, но нужно было воевать и идти в бой. Кто-то в буквальном смысле слова сходил с ума от того количества умирающих людей, от осознания того, на
сколько была хрупка жизнь человека, как легко, быстро и много падало и погибало людей под пулями. Было не просто смотреть на то, как потом, этих самоотверженных и бесстрашных людей, готовых отдать свою жизнь за Родину, сгребали в кучи и, порой, не хоронили, потому что было некому и некогда это делать.Позже мы узнаем, что мой отец погиб в тот же год, когда его призвали. Он был одним из них, отдавших себя за страну, в которой сейчас живем мы.

В свои «настоящие» шестнадцать лет, в 1942 году, я был в хорошей спортивной форме и, возможно, поэтому моя военная карьера на войне удалась достаточно успешно. В самом начале моей службы меня назначили в связисты-телефонисты.

Из архивной справки:

Вальшин Искандар Фахретдинович, 1923 года рождения. Призван на военную службу по мобилизации Салаватским РВК Башкирской АССР 14.03.1942 года. В период с марта 1942 года по июль 1943 год служил в 587-ом артиллерийском полку в должности телефониста; в период с июля 1943 года по май 1944 года служил в 163-м истребительном противотанковом полку в должности командира отделения; в период с мая 1944 года по сентябрь 1944 года служил в 155-м стрелковом полку в должности командира отделения; в период с сентября 1944 года по апрель 1946 года в 146-м минометном полку в должности командира отделения разведки;
в период с апреля 1946 года по март 1947 года - в 469-м артиллерийском полку в должности командира отделения разведки.Уволен в запас в марте 1947 в звании младшего сержанта.

В одном из непростых боев, на подступах к Берлину, в составе 1-й батареи 146-го минометного одерского полка я уже был в должности разведчика, в звании младшего сержанта. Тогда, в ходе Берлинской наступательной операции, нами был взят очередной населенный пункт – деревня Краусник. Немец упорно оказывал сопротивление и попытался атаковать наши войска в этом населенном пункте. Я же решил, что сделаю все, чтобы отстоять взятые нами позиции.

В ходе того боя я уничтожил шесть немецких солдат, захватил станковый пулемет и взял троих немцев в плен. Дело в том, что в 1945 году у нас было преимущество – предчувствие конца войны. Мы
были уставшими, голодными, но уже далеко позади нас была Родина, и мы знали, что на нашей родной земле уже нет врага, и мы гнали, гнали и гнали немца дальше вглубь Германии. Нашей целью теперь был Берлин, до которого оставалось 60 километров.
К концу войны я уже был в составе разведчиков, и нам приходилось первыми обследовать передвижения наших войск и населённые пункты, которые были у нас на пути. Поэтому мы уже были далеки от основного нашего батальона, а также от кухни, и очень часто мы были голодны. Местные жители, закапывали свою еду в землю, пряча ее от нас. Зная это, мы прокалывали землю штыками во дворах, находили продукты, и кушали на ходу.

Уже в послевоенное время, когда у меня родились дети, они часто просили меня рассказать о войне. А я не мог. Не мог рассказывать о войне, приукрашивая что-либо или что-то скрывая. Не было желания вспоминать, и не хотел, чтобы мои дети знали о том, какова была по-настоящему эта война. Поэтому проще было не рассказывать о ней ничего.

Служба в качестве разведчика научила меня многому. Без разведки не готовилась ни одна войсковая операция. Без разведданных невозможно было нанести точный бомбовый удар на тылы противника. Во время Великой Отечественной войны нашим бойцам приходилось буквально на «брюхе»ползать под носом у фашистов, ежесекундно рискуя своей жизнью с целью добыть так необходимые сведения о передвижениях войск противника. В состав разведчиков брали не всех. Прежде всего, разведчик должен был обладать «железными» нервами, уметь принимать решения быстро и четко, психологическая составляющая разведчика была очень важным моментом. Он должен уметь четко мыслить в критических ситуациях, не поддаваясь панике, уметь анализировать и делать выводы. Физическая составляющая также важна была, выносливость и умение сливаться с местностью. Во фронтовой разведке часто приходилось брать «языка» и вести допрос в полевых условиях, так что знание языка противника приветствовалось. Взятие «языка» - не
единственная задача разведчика. Во время наступления приходилось проводить разведку боем. Тогда, когда времени было в обрез, или информация не могла быть добыта другим способом, разведке приходилось вызывать огонь на себя. Это называлось – разведка боем. Впереди наступающей армии шли разведчики и завязывали бой с врагом, заставляя раскрыть его все спрятанные и хорошо замаскированные огневые точки. Шансов вернуться из такой разведки было не много, за это разведку боем называли еще «разведка смертью». Работа в разведке требовала нестандартных решений поставленных задач, поэтому находчивость и смекалка были необходимы для фронтового разведчика. А если честно, опасность была у каждого своя. У пехотинцев была опасность получить увечье, ранение; у саперов опасность – подорваться на мине; у разведчиков опасность «разведки смертью», а в итоге опасность была у всех одна – погибнуть, и больше никогда не увидеть своих родных и близких людей.

Вы спросите у меня, что было самое страшное? Терять друзей. На моих глазах гибли многие: в боях, при обстрелах, при выполнении заданий. Это навсегда врезается в память. Однажды мы отправились с товарищем на задание и наткнулись на мину. Его разбросало по земле, а мне только ногу задело. Остановиться, чтобы попрощаться с ним, было нельзя. На сердце будто камень висел, но я шёл дальше - выполнять задачу. Ещё одно страшное воспоминание - налёт авиации. В Польше нас обнаружил немец и с воздуха начал скидывать бомбы. Жуткое ощущение - лежишь на земле и смотришь, как летят снаряды. Кажется, каждая бомба - твоя, а поделать ничего не можешь. Меня судьба на войне пощадила, у меня было три не сложных ранения, но шрамов на сердце от пережитого не счесть".

Вместо послесловия

Для меня мои прадеды, а также все, кто участвовал в Великой Отечественной войне и делал все для того, чтобы наша страна победила, являются героями. Я горд тем, что у меня были такие бесстрашные предки. Сегодня мы вновь живем в непростое время. И вновь тучи сгустились над нашей страной. Нацизм и фашизм возрождаются в Европе и расцвели буйным цветом на Украине. Темные силы Запада вновь хотят поработить наш народ, уничтожить нашу страну и заполучить ее богатства. Нашему поколению предстоит повторить подвиг наших прадедов и раздавить фашистскую гидру. Мы выстоим, мы победим!