300-летие Иммануила Канта. Кантовский конгресс "Мировое понятие философии".

151 прочитал

22 апреля 2024 года весь мир отметил 300-летие со дня рождения великого классика философии, немецкого мыслителя Иммануила Канта. В честь этой знаменательной годовщины на родине Канта, в Калининграде с 22 по 25 апреля был проведён Международный Кантовский конгресс «Мировое понятие философии». В организации Конгресса приняли участие Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Правительство Калининградской области, а оператором мероприятия выступил БФУ им. Канта.

Фото: Институт философии РАН
Фото: Институт философии РАН

В рамках Конгресса была проведена масштабная научная и философская работа, направленная на укрепление традиций отечественного и международного философствования, а также восприятие идей и трудов Канта через призму актуальных проблем современности. Его посетило более 500 учёных из различных научных организаций, в том числе – из Института философии РАН. Гостями Конгресса стали представители 23 стран.

На открытии Конгресса 22 апреля заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко зачитал приветствие Президента РФ Владимира Путина, в котором был отмечен инновационный характер трудов Иммануила Канта, позволяющий им и по сей день оставаться безусловно актуальными. В ходе пленарного заседания «Критика искусственного разума: проблемы бытия и познания в контексте развития искусственного интеллекта» Д. Чернышенко отметил колоссальную значимость технологий ИИ для современной экономики, подчеркнув, что одна из важнейших задач созданной в России Национальной стратегии развития ИИ является повышение доверия к этой технологии.

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский в своём докладе подробно рассказал о разработке программ в сфере высшего образования, нацеленных на успешное освоение технологий ИИ. Уже сейчас Минобрнауки России совместно с ведущими вузами и техническими компаниями страны разработали модель компетенций в области ИИ, а на соответствующие программы образования, как отметил Могилевский, поступают уже более 6 тысяч человек в год.

Ректор БФУ им. Канта Александр Фёдоров оценил возможный интерес Канта к искусственному интеллекту, если бы он жил в наше время. По мнению Фёдорова, Кант наверняка бы написал трактат под названием «Критика искусственного разума или ИИ». Также ректор БФУ предложил осмыслить взаимоотношение между смысловыми полями человека и ИИ, которое, возможно, для успешного совместного развития будет нуждаться в специальной системе ограничений.

Вторая часть заседания под названием «Мировое понятие философии в современных условиях: в поисках нового будущего» была посвящена роли философии в современном мире, её соотношению с научным знанием и технологиями ИИ. Среди приглашённых спикеров был доктор философских наук, академик РАН, врио директора Института философии РАН Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов. Абдусалам Абдулкеримович отметил, что понятие мировой философии в этике Канта противостоит школьной (исследовательской, университетской) философии и соотнесено с пониманием философии как мудрости, с ее интегрирующей ролью в пространстве разума, он даже, имея в виду универсальность философии, подчеркивает, что это «космическое» понятие.

После заседания у стен Кафедрального собора прошло возложение цветов к могиле философа. В церемонии приняли участие жители Калининграда и учёные из разных стран. Один из самых известных современных кантоведов, профессор философии Манфред Баум из Университета Вупперталя (Германия) выступил в здании собора с вечерним докладом на тему «Почему Кант?». Профессор Баум подчеркнул особенную роль идей Канта о разумности в контексте мировой политики и международного права.

Доклад Манфреда Баума «Почему Кант?» в Кафедральном соборе.
Доклад Манфреда Баума «Почему Кант?» в Кафедральном соборе.

Второй день Конгресса проходил в виде серии пленарных докладов. Свой доклад под названием «Место практического разума в критической философии Канта» представил Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов. Он настаивал на строгом и тщательном рассмотрении понятия практического разума в системе кантовского философствования: практический разум в «Критике чистого разума», по словам Абдусалама Абдулкеримовича, представляет собой не случайный продукт размышлений, а необходимое звено в предложенной философской системе. Всё исследование Канта было направлено на то, чтобы не просто обнаружить чистый разум сам по себе, но выявить его объективное выражение в моральном употреблении, в действии. Практический разум – в большей степени разум, чем теоретический, так как он «самому царству мысли придаёт совершенный и законченный вид». Введением практического разума Кант решает одну из древнейших проблем философии: установление соотношения между человеком как разумным индивидом и им же как коллективным существом. «Совершив свой смертельный прыжок, разум остался в том же месте, но уже в другом качестве», – подчеркнул Абдусалам Абдулкеримович, характеризуя итог этого величайшего кантовского преобразования.

Фото: Институт философии РАН
Фото: Институт философии РАН

Работа в ходе третьего и четвёртого дней Конгресса разделилась на большое количество секций, охвативших самые различные вопросы и проблемы восприятия философии Канта в современных реалиях. Сотрудники Института философии РАН приняли активное участие в работе секций, представив свои научные доклады: Ковель Анастасия Николаевна («Проблема взаимосвязи познания и искусства в философии И.Канта»); Резник Юрий Михайлович («Мир феноменов: элементарные начала метафизики И. Канта»); Мельников Сергей Анатольевич («Кант и каноника Эпикура: несколько наблюдений»); Афанасов Николай Борисович («Современность им. И. Канта. К вопросу о теоретических истоках проекта Модерна»); Михайлов Игорь Феликсович («“Рассудок”, “понимание” или “способность суждения”?»); Зубец Ольга Прокофьевна («Аушвиц: несколько вопросов к И. Канту»); Мачульская Ольга Игоревна («Тема любви в этической концепции Иммануила Канта»); Перова Нина Вадимовна («ИИ как средство биотехнологического нравственного улучшения человека: проблема сохранения автономии в контексте моральной философии И. Канта»); Повечерова Анастасия Владиславовна («Христиан Август Крузий как один из источников кантовской этики»); Фролов Константин Геннадьевич («Гипотетические императивы в контексте субъективизма и объективизма в отношении нормативных оснований»); Юнусов Артем Тимурович («Кантианский контрактуализм Дерека Парфита и “широкая” концепция неморального блага»); Писарев Александр Александрович («Кантовская антропология в интерпретации Фуко и фукольдианстве»); Чижков Николай Сергеевич («Влияние философии И. Канта на формирование философского мировоззрения Н.М. Карамзина»); Пружинин Борис Исаевич (совместно с Щедриной Татьяной Геннадьевной и Щедриной Ириной Олеговной, «Иммануил Кант в философской антропологии Густава Шпета: новые архивные материалы»).

Доклад на тему «“Предписания врачу”: практическая философия Канта и принцип медицинской этики» прочитал доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН Андрей Константинович Судаков. Он предложил отказаться от традиционных представлений о кантианской этике, что позволило выявить на первый взгляд неожиданные этические предписания, сформулированные Кантом в отношении медицины и морали врачевания. Особенность этического проекта Канта в том, что для него существование человека – это «существование-в-мире», а не отдельно взятая абстракция. Как продемонстрировал Андрей Константинович, Кант наследует от стоицизма отрицание моральной природы боли и болезни, не признавая за последними права считаться злом. Соответственно, задача пациента, а вместе с тем и врача – не стремиться к избавлению от боли как от зла, а научиться властвовать над своими ощущениями силой разумной воли, пока медицина подбирает возможное средство для избавления от болезни. А.К. Судаков был также модератором одной из секций.

Фото: Институт философии РАН
Фото: Институт философии РАН

В рамках Конгресса под председательством заместителя министра науки и высшего образования РФ Константина Могилевского было проведено совещание, посвящённое отечественному философскому образованию. Могилевский предложил его участникам обсудить необходимость единого курса философии для нефилософских специальностей, а также возможные подходы к его разработке. Участники совещания поддержали идею о реформе общевузовского курса по философии, в своих выступлениях подчеркнув, во-первых, решающую роль философии в формировании мировоззрения, культуры ума и мышления, и, во-вторых, неспособность выполнять эту роль в случае слабого, неструктурированного способа преподавания философии в вузах.

По мнению Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова, выраженного им в выступлении на закрытии Конгресса, Конгресс стал настоящим праздником философии. Это большой успех оргкомитета, наших коллег из Балтийского федерального университета имени Канта. Он отметил хорошую организацию, добродушную, открытую, приветливую атмосферу, в которой проходил Конгресс, свободный, академически выдержанный и уважительный характер дискуссий, полноправным участником которых явился сам Кант. Конгресс показал актуальность идей Канта и одновременно нашу причастность к ним как к одной из вершин мировой философии.

Международный Кантовский конгресс стал уникальным событием в философской жизни нашей страны и всего мира, объединив на своей площадке в рамках совместной интенсивной работы крупнейших философов и исследователей. Почтив память выдающегося мыслителя, участники Конгресса наметили новые пути масштабных исследований, призванных охватить наиболее актуальные вызовы современности. Мы благодарим всех организаторов, координаторов и участников мероприятия, а также выражаем надежду, что подобные масштабные праздники науки станут неотъемлемой частью всемирных философских традиций.

Пост-релиз подготовил Даниил Туркенич, студент Философского факультета ГАУГН, старший лаборант сектора социальной эпистемологии Института философии РАН.