662 подписчика

Альтернативные способы подбора кадров: в погоне за успешным результатом

Где искать сотрудников? Важный вопрос для любого предпринимателя.

Где искать сотрудников? Важный вопрос для любого предпринимателя. Несколько раз мне доводилось слышать истории о довольно забавных методах хантинга: однажды мой знакомый нашёл нового программиста в свой проект... в лесу. Буквально — на лыжной прогулке! Услышал, как двое друзей обсуждают особенности кода, и не смог пройти мимо. Другая предпринимательница наняла менеджера по продажам в кофе-зоне профильной конференции, после того как стала свидетелем эмоционального рассказа будущей сотрудницы о преимуществах корейской косметики.

Конечно, самый быстрый способ поиска специалистов — размещение вакансии на специализированном сервисе по поиску работы и сотрудников, таком как hh.ru.

Но не стоит ждать мгновенного эффекта, особенно если вы ищете человека в конкретном районе города или если вам нужен профи с редкой квалификацией, — кандидатов под такие узкие критерии всегда бывает немного. Нередко за сильных профи разворачивается конкурентная борьба, поэтому чем больше инструментов поиска вы задействуете, тем быстрее желанный кандидат выйдет к вам на работу. Где же ещё разместить вакансию — читайте в нашем материале.

Среди альтернативных каналов поиска я бы выделила следующие:

• Социальные сети (официальный аккаунт или страничка основателя компании)
• Внутренняя реферальная программа
• Сотрудничество с центрами карьеры (вузы и cсузы)
• Прямой хантинг
• Объявления в точках продаж (дистрибуции)

Остановимся подробнее на каждом потенциальном канале поиска кандидатов.

Социальные сети руководителя

Я убеждена, что предприниматель — самый главный хэдхантер в своей компании вне зависимости от специфики деятельности или масштабов бизнеса. Люди хотят работать с конкретными людьми, которые им нравятся, вдохновляют или привлекают внимание. Поэтому не использовать свой социальный капитал для поиска — колоссальное упущение.

Важно! Для социальных сетей нужен менее формальный текст вакансии и больше деталей — особенности, команда, специфические требования, преимущества деятельности. Например, выгодно иллюстрировать такие объявления непостановочной фотографией, предварительно заручившись согласием героев кадра: сотрудники вашего кафе за работой или мастера швейного цеха за выкройкой новой коллекции.

Если вы не активный пользователь соцсетей, но при этом вкладываете время и ресурсы в продвижение бизнес-аккаунта компании, можно поискать кандидатов среди его подписчиков.

Пример. Объявление из телеграм-канала одного бренда одежды.

Где искать сотрудников? Важный вопрос для любого предпринимателя.-2

Внутренняя реферальная программа

Ваши сотрудники тоже могут посоветовать вам классных кандидатов и опытных профи. Расскажите команде про вакансию, пообещайте приятное поощрение в случае успешной рекомендации. С высокой долей вероятности вы получите кандидатов с похожим опытом и ценностным кодом, а это значительно упростит найм и последующую адаптацию.

Важно! Здесь, конечно, необходимо не перейти грань кумовства, когда отношения в коллективе усложняются сложной иерархией коммуникаций. «Не могу же я сделать ей замечание, это ведь дочь главного бухгалтера»...

Пример. Владелица сети салонов по продаже украшений из серебра многое делает для своих сотрудниц. В соцпакете прописан корпоративный маникюр, который можно делать два раза в месяц в центре красоты неподалеку. Сотрудники также участвуют в фотосессиях, демонстрируя товар, и получают форменную одежду — есть чем похвастаться в социальных сетях! Кроме того, у салона есть традиция: если сотрудник рекомендовал кандидата на вакантное место и новичок прошёл испытательный срок в один месяц, успешная рекомендация оплачивается сертификатом в SPA-салон. Программа не распространяется на руководящий состав, ведь подбор персонала входит в задачи администраторов и директоров магазинов.

Сотрудничество с центрами карьеры (вузы и ссузы)

Если вы ищете сотрудников на стартовые позиции, их можно найти через кафедры профильных вузов и ссузов. Да, со студентами могут возникнуть нюансы — не все из них имеют возможность работать полный день, кому-то нужен скользящий график. Но если бюджет на персонал ограничен и при этом вы готовы обучать сотрудников и организовываете процесс через стандарты (продаж, обслуживания, предоставления отчётности), то это вполне жизнеспособный вариант закрытия вакансии.

Важно! Вы повысите свои шансы на успех, если разместите объявление в учебном заведении, которое находится недалеко от вашей компании. Как правило, студенты высоко ценят возможность добраться до рабочего места без лишних трат на дорогу, и можно будет надеяться, что ваш новый сотрудник будет прибывать на работу своевременно.

Пример. У Ирины небольшое кадровое агентство с 15-летней историей, уже 10 лет она сотрудничает с вузом, который готовит специалистов в области управления персоналом. Ребята проходят оплачиваемую стажировку — формируют базы кандидатов по критериям, проводят первичные интервью, работают с корпоративным архивом, а лучшие присоединяются к команде агентства на постоянной основе.

Прямой хантинг

В некоторых случаях своих будущих сотрудников вы можете найти у конкурентов. Обязательно «берите на карандаш» тех, кто впечатлил вас своей работой. Особенно часто так ищут продавцов, экспертов из мира красоты и здоровья.

Важно! Идеально, если вы сами получили консультацию или воспользовались услугой, а не только получили контакт интересующего вас профи. Тогда вы будете уверены, что будущий сотрудник не просто пустил пыль в глаза красивой самопрезентацией, а по-настоящему знает толк в своём деле.

Пример. Этим способом воспользовалась Наталья, владелица салона красоты. Ещё до открытия своего бизнеса, она ходила на маникюр к мастеру Татьяне. Но парикмахерская, где работала девушка, закрывалась. И тогда Наталья попросила Татьяну оставить свой номер телефона. Когда предпринимательница нашла место под свой салон, Татьяна была первой, кто получил приглашение на работу, и она до сих пор работает в компании, обучая новых мастеров.

Объявления в точках продаж

Помните этот классический, но при этом забытый способ поиска — размещение объявления там, где вы работаете с клиентами. Например, у кассы, на входе в ваш магазин или на баннере рядом с офисом. Если же ваш бизнес организован онлайн, можно попробовать рассылку по клиентам — через мессенджер или электронную почту. Лояльные покупатели вполне могут стать вашими сотрудниками, которые разделяют ценности бренда и хорошо знают ваш ассортимент и особенности бизнеса.

Важно! Своевременная обратная связь кандидатам — это золотое правило любой компании. Именно она помогает сформировать аудиторию, которая лояльно относится к вашим продуктам и услугам. Однако если кандидат — это ваш клиент, такое правило приходится соблюдать неукоснительно. Ведь если кандидат не станет сотрудником, важно, чтобы он остался клиентом.

Пример. Психолог, основатель онлайн-школы, время от времени расширяет штат сотрудников, при этом часто находит профи среди своих клиентов. Вот пример рассылки, благодаря которой был найден один из последних кандидатов.

ВАКАНСИЯ!

Дорогие друзья, наша (имя сотрудницы) уходит, и мне на удалённую постоянную работу нужен опытный, квалифицированный и желательно сертифицированный специалист по «Геткурсу», с опытом администрирования онлайн-школ.

Функционал: администрирование и саппорт.

Для кандидата важны:

— доступ к безупречному интернету
— поживание в РФ (иначе я не смогу оплачивать работу)
— крайне желательно проживание в одном часовом поясе со мной (Москва) и склонность работать скорее вечером, чем утром
— высшее образование, грамотность, способность без ошибок и без моих проверок писать простые письма пользователям
— аккуратность, внимание, ответственность, без забываний и перепутываний процессов

Внимание, работа не предполагает фултайм. Вы сможете админить нас дополнительно к кому-то. Полная загрузка по саппорту есть только на распродажах (бывают редко).

Если вы умеете делать ещё что-то, типа лендингов на «Тильде» (нужно примерно 6 раз в год), это прибавит вам денег, а мне облегчения.

Мы не работаем (за редким исключением) по субботам-воскресеньям, в майские и январские каникулы.

Пишите сразу в WhatsApp (указан мобильный номер телефона).

Где бы вы не искали будущих сотрудников, вести базу кандидатов удобно в Talantix.