25,3K подписчиков

Виниловые пластинки: Встречают по обложке...

212 прочитали
А многие ли из вас, друзья, когда либо задумывались над тем, что оформление обложек большинства пластинок в 70-80-е служило неким (и порой весьма действенным) ориентиром при выборе.

А многие ли из вас, друзья, когда либо задумывались над тем, что оформление обложек большинства пластинок в 70-80-е служило неким (и порой весьма действенным) ориентиром при выборе. Ведь на «толкучке» ничего послушать было нельзя, а в магазинах фирменные издания не продавались (о пластинках фирмы «Мелодия» в данной публикации речь не идёт). А теперь представьте, что вам предлагают пластинку исполнителя (или группы), имя которого(название которой) вам ни о чём не говорит. А между тем продавец альбом нахваливает уверяя что это  крутой «хард»(«метал», «прог», «психоделика», «новая волна»...). Поверить на слово? Ну если только продавец вам знаком. Однако был ещё один способ позволяющий, с высокой долей вероятности (более 75% -точно) выяснить какая музыка на диске. Для этого надо было внимательно изучить лицевую часть обложки.

Думаю не секрет, что чаще всего (исключения естественно бывают) обложка передаёт внутреннее содержание пластинки, поскольку оформляется в традициях, присущих музыке определённого направления. К примеру обложки групп играющих психоделику выглядят примерно так:

Прог-рок-так:

А хэви-метал - так:

Но это примеры на скорую руку. А дальше давайте попробуем поговорить о ключевых отличиях.

Проще всего было распознать пластинки исполнителей в жанре hard&heavy : "рубленные" шрифты (иногда так называемые "готические") иллюстрации в духе афиш к фильмам ужасов, с преобладанием сатанинской тематики и т. п. отличали группы играющие хэви-метал и его разновидности, а пластинки хард-роковых команд если и отличались, то незначительно.

А вот имидж самих музыкантов (если на обложке присутствовало их фото) имел более заметные расхождения и по таким фото тоже можно было ориентироваться, хотя и с большей погрешностью, поскольку бороду, усы и длинные волосы носили не только исполнители хард-рока, но и музыканты играющие в стиле глэм-рок, арт-рок,кантри и т.д. Даже среди поп-роковых исполнителей подобный имидж в 70-е считался обычным (см.фотогалерею).

А теперь посмотрим на фото "металлистов":

Согласитесь, что совершенно разный имидж.

Конечно были и группы, обложки альбомов которых не "вписывались" в эту стройную теорию - та же Led Zeppelin к примеру. Но я уже сказал что а) исключения были, есть и будут; б) исполнители "первого эшелона"(а Led Zeppelin как раз из таких) известны всем и поэтому можно вообще не смотреть на обложку - и без того знаешь что в итоге получишь.

А вот группы "новой волны" - отдельная и достаточно большая тема. Тем более что само по себе понятие "новая волна" (new wave) очень ёмкое и включает в себя десятки стилей и направлений (punk, post punk, new romance,ska, mod, power pop и т.д.). Соответственно и сценический имидж исполнителей отличался кардинально (см.фотогалерею) от имиджа рокеров.

А вместе с тем отличались и обложки пластинок. Мой приятель как раз в 80-е собирал на виниле коллекцию "нью вэйва" и часто ориентировался как раз на обложки. Собственно именно он и научил меня как с наибольшей вероятностью визуально определить что перед тобой: группа "новой волны" или что-то другое. Надо признать что его методика и(или) интуиция редко давала осечку (ну может в одном случае из десяти), а если и случался сбой, то ничего трагического в этом не было - всегда можно было ненужное продать или обменять. А вот примеры обложек альбомов исполнителей "новой волны":

На канале "Стереопанорама" есть рубрика "Моя "волна" в которой я, по мере возможности, пытаюсь рассказывать об исполнителях работающих (или работавших) в этой стилистике. Но есть и другие рубрики ("Старая пластинка", "Старый Dобрый (CD)" и т.д.) где альбомам таких исполнителей также уделяется внимание. Однако суть данной публикации в другом: рассказать как раньше мы ориентировались в "мировом музыкальном океане" и что служило нам "маяками" и "бакенами" позволяющими более-менее уверенно "плыть по фарватеру музыки". Сейчас всё гораздо проще, поскольку у каждого в кармане смартфон с выходом в интернет. И если вас в магазине заинтересовал какой-то альбом,то вы тут же, что называется "не отходя от кассы" можете набрать в поисковике его название и не только почитать что о нём пишут, но тут же "онлайн" его послушать и сделать свой выбор. Но при всём удобстве, в подобном подходе есть один (для кого то со знаком "-", а для кого то со знаком "+") момент: теряется интрига, момент неожиданности. Да,так надёжнее, ибо купить ненужный релиз легко, а вот продать в настоящее время... Но зато так скучнее. Тем не менее у каждого времени есть свои положительные и отрицательные моменты и относиться к ним можно по-разному. Но главное - не стоит о них забывать. Ведь это история нашей с вами жизни.

Все иллюстрации к статье взяты из открытых интернет источников, а заглавный фотоколлаж сделан автором.