2,6K подписчиков

Первичные документы Приказа 61н по учету доходов в учреждениях. Часть 2

В этой статье:

  • Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432)
  • Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431)
  • Ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837)
  • Ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838)

(function () {if (typeof Kontur == 'undefined')return;const counters = Kontur.Counters;if (counters == undefined)return;counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-show');const items = document.querySelectorAll('[data-summary-item]');items.forEach((item) => {item.addEventListener('click', function (e) {counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-click');});});}());

Извещение о начислении доходов (уточнении начисления)
(ф. 0510432)

Без преувеличения, именно Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432) обещает быть самым востребованным в силу своей универсальности. Согласно Методическим указаниям Приказа 61н этим документом признаются в учете большинство доходов платной деятельности, возникающих в работе бюджетных, автономных учреждений, в том числе:

  • текущие доходы,
  • доходы будущих периодов при отражении доходов арендодателя операционной аренды,
  • доходов долгосрочных договоров,
  • доходов по договорам с поэтапным выполнением.

В то же время доходы от субсидий этим документом не признаются. Для признания доходов от целевых средств, полученных из бюджета, следует применять Извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453).

Здесь же, в заголовочной части, заполняется реквизит «Тип операции» с указанием его кода в кодовой зоне. Методические указания Приказа 61н разъясняют правила заполнения этого реквизита в Ведомости группового начисления доходов (ф. 0510431).

Так, законодатель предлагает применять следующие типы операций и их группировочные коды:

  • 01.00 — первичное начисление доходов;
  • 02.00 — уточнение ранее начисленных доходов, включая увеличение или уменьшение сумм начисленных доходов;
  • 03.00 — аннулирование ранее начисленных доходов в связи с выявленными ошибками, включая ошибки по причине несвоевременного поступления документов-оснований;
  • 04.00 — отмена аннулирования начисления (восстановление) ошибочно аннулированных начислений доходов.

В Письме Минфина России от 30.11.2023 № 02-06-07/115365 приведен подробный пример заполнения Извещения (ф. 0510432). Ведомство также рекомендует детализацию типов операций разработать и закрепить в учетной политике (при необходимости).

В этой статье: (function () {if (typeof Kontur == 'undefined')return;const counters = Kontur.Counters;if (counters == undefined)return;counters.

Подписка Контур.Школы

Обучение специалистов бюджетной сферы разного уровня подготовки. Удобные форматы. Документы об обучении

Купить подписку

Раздел 1 «Реквизиты контрагента (плательщика)»

В этом разделе бюджетные и автономные учреждения будут заполнять не все поля. Так, реквизит «Код статуса плательщика» определяется в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н).

Следовательно, заполнять этот реквизит обязаны участники бюджетного процесса, администрирующие платежи в бюджет, но у бюджетного, автономного учреждения, отражающего операции по признанию своих доходов — не доходов бюджета, поле останется незаполненным.

Раздел 2 «Реквизиты получателя денежных средств»

Бюджетное, автономное учреждение в каждом Извещении в этом разделе будет повторять свои платежные реквизиты, хотя, кажется, что в этом нет необходимости, поскольку учреждение указывает себя в заголовочной части документа. Но дело в том, что при администрировании платежей в бюджетную систему нередко возникают ситуации, когда доходы по начислению признает один участник бюджетного процесса, а непосредственно платежи поступают другому участнику и в этом случае указание реквизитов получателя становится оправданным.

Раздел 3 «Сведения о начисляемом доходе»

В этой части бюджетное, автономное учреждение не заполняет:

  • в графе 2 уникальный идентификатор начислений, так как УИН требуется только для администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • в графе 6 уникальный номер реестровой записи источника дохода бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с реестром источников доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
  • в графе 9 код по ОКТМО территории муниципального образования (межселенной территории), на которой мобилизуются денежные средства от уплаты соответствующего дохода;
  • в графе 13 сумму начислений в иностранной валюте, но только в том случае, если в графе 12 был указан не рублевый код валюты по Общероссийскому классификатору валют (ОКВ). Если расчеты по документу-основанию производятся в рублях, графа 13 не заполняется и сумма признаваемого дохода отражается в графе 14.

Если Извещением (ф. 0510432) признаются текущие доходы, то в графе 10 указывается дата признания дохода, то есть дата платежа согласно договору-основанию. Если по какой-либо причине на момент формирования извещения она не определена, то нужно в графе 10 указать «31.12.2999» и при уточнении даты признания дохода сформировать еще одно извещение с типом операции «02.00» — уточнение ранее начисленных доходов.

Такая ситуация возможна по оспариваемым суммам, в частности по доходам от штрафных санкций за нарушения условий контракта, с размером которых контрагент может и не согласиться в момент предъявления ему штрафных санкций. После окончательного признания, например, на основании судебного решения, учреждение уточняет дату доходов в графе 10 в формате «ДД.ММ.ГГГГ».

Для неоспариваемых сумм в графе 10 сразу указывается дата признания в формате «ДД.ММ.ГГГГ».

Если Извещение (ф. 0510432) формируется для признания доходов будущих периодов, то в графе 10 надо указать значение «по графику» и заполнить раздел 5 «График исполнения платежей» Извещения (ф. 0510432).

В графе 11 указывается дата, после наступления которой неисполненная задолженность будет считаться просроченной, а для доходов будущих периодов: операционной аренды, долгосрочных или поэтапных договоров — дата окончания договора.

Предельная дата исполнения (графа 11) не может быть меньше даты признания доходов (графа 10), но может быть равна ей, если в документе-основании просто указана дата, до наступления которой заказчик должен оплатить оказываемые ему услуги.

Бюджетные (автономные) учреждения в графе 14 отражают сумму дохода от реализации, полученного в рамках приносящей доход деятельности с учетом налога на добавленную стоимость, если операции формируют налоговую базу по НДС. Это в том числе будет вся сумма доходов будущих периодов, определенная договором.

В этой статье: (function () {if (typeof Kontur == 'undefined')return;const counters = Kontur.Counters;if (counters == undefined)return;counters.-2

Обучение для бухгалтера учреждения

Узнаете, как перейти на ЭДО, какие новые электронные формы первички нужно обязательно применять, какими документами оформить операции по зарплате, ОС, МЗ и контрагентам

Смотреть программу

Раздел 4 «Дополнительные сведения о начислении»

Порядок заполнения граф 1–4 раздела 4, описанный Методическими указаниями Приказа 61н, позволяет сделать вывод, что бюджетные, автономные учреждения могут эти графы не заполнять:

  • они не направляют (вручают) документ-основание для начисления доходов плательщику (графа 1);
  • не заносят свои доходы в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (графа 2);
  • начисляемые ими доходы не имеют срока давности (графа 3);
  • не обязаны направлять повторное уведомление о начислении суммы дохода плательщику в случае, если оно не оплачено или сумма платежей меньше суммы к оплате, указанной в Извещении (ф. 0510432) (графа 4).

Также не будут заполнены и графы 9–12 раздела 4, поскольку соответствующая информация возникает только при платежах в бюджет.

Графы 5–8 этого раздела бюджетное, автономное учреждение может заполнять, если при выполнении каких-либо условий плательщику будет предоставлена скидка по оплате. При этом важно подчеркнуть два момента:

  1. Информация о скидке по оплате отражается в Извещении (ф. 0510432) в момент его формирования, то есть при признании общей суммы дохода. Если скидка зависит от действий заказчика, например на платные образовательные услуги может быть предоставлена скидка при условии успешного освоения образовательной программы, то для отражения таких впоследствии возникающих скидок потребуется сформировать новое Извещение с типом операции «02.00» — уточнение ранее начисленных доходов.
  2. В бухгалтерском учете инициативно предоставленная скидка отражается записью, обратной начислению доходов: Д-т 2 401 10 (40) 100 К-т 2 205 (209) 00 660.

Раздел 5 «График исполнения платежей»

Раздел заполняется только в том случае, если Извещением (ф. 0510432) признаются доходы будущих периодов и договором установлены даты (периоды) платежей в течение срока действия договора. При этом итоговая сумма граф 3 (сумма в валюте, при наличии) и 4 (сумма в рублях), должна соответствовать сумме, указанной в графах 13 и 14 раздела 3 «Сведения о начисляемом доходе» Извещения (ф. 0510432).

Извещение (ф. 0510432) не надо утверждать руководителю субъекта учета, достаточно ЭЦП ответственного исполнителя с указанием должности, расшифровки подписи, номера контактного телефона и адреса электронной почты при наличии, а также даты подписания электронного документа.

Очень интересной представляется бизнес-модель Извещения (ф. 0510432) для случаев признания доходов будущих периодов: согласно Методическим указаниям Приказа 61н при наступлении даты признания доходов (графа 10 раздела 3) или срока соответствующего платежа (графа 1 раздела 5) программный продукт субъекта учета, в котором было сформировано Извещение, должен автоматически сформировать Бухгалтерские справки (ф. 0504833) по признанию доходов текущего финансового года в уменьшение ранее начисленных доходов будущих периодов. Бухгалтерская справка (ф. 0504833) подписывается сотрудником, который ведет бухгалтерский учет.

Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431)

Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431) субъекты учета, в том числе бюджетные, автономные учреждения, будут заполнять в том случае, когда в их распоряжении есть отдельная учетная система, позволяющая вести расчеты по доходам в разрезе аналитики — по заказчикам, правовым основаниям (договор, соглашение), а в бухгалтерском учете отражаются общие суммы начислений за определенный период, например за месяц. При этом Ведомостью нельзя признать доходы будущих периодов, то есть документ не предназначен для учета доходов по операционной аренде, долгосрочным договорам, иным доходным договорам с поэтапным выполнением. Также Ведомость (ф. 0510431) не применяется для учета доходов от средств, полученных их бюджета — субсидий, грантов в форме субсидий.

В табличной части документа бюджетное, автономное учреждение не будет заполнять (по основаниям, рассмотренным выше):

  • графу 3, в которой указывается уникальный номер реестровой записи согласно реестру источников доходов соответствующего бюджета Российской Федерации;
  • графу 7 с кодом по ОКТМО территории муниципального образования (межселенной территории), на которой мобилизуются денежные средства от уплаты соответствующего дохода;
  • графу 10 с суммой начислений в иностранной валюте, если в графе 9 был указан рублевый код валюты по Общероссийскому классификатору валют (ОКВ).
В этой статье: (function () {if (typeof Kontur == 'undefined')return;const counters = Kontur.Counters;if (counters == undefined)return;counters.-3

Обучение для бухгалтера учреждения

Узнаете, как перейти на ЭДО, какие новые электронные формы первички нужно обязательно применять, какими документами оформить операции по зарплате, ОС, МЗ и контрагентам

Смотреть программу

Ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837)

Пусть бюджетные и автономные учреждения не пугает название документа «Ведомость начисления доходов бюджета»: он вовсе не имеет исключительной бюджетной специфики и может пользоваться для начисления небюджетных доходов.

Содержательно Ведомость сочетает возможность и группового (по строкам), и индивидуального (контрагент, плательщик с реквизитами документа-основания — по графам) начисления доходов. Но при этом такая универсальность ограничена: как и Ведомость группового учета (ф. 0510431), Ведомость доходов (ф. 0510837) не применяется для начисления доходов с графиком платежей:

  • доходов от операционной и финансовой аренды,
  • по договорам с поэтапным выполнением, долгосрочным договорам;
  • налоговых доходов и доходов от межбюджетных трансфертов, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.

Вместе с тем можно применять Ведомость (ф. 0510837) для разового отложенного платежа, например по штрафным санкциям за нарушения условий контрактов. Тогда в графе 13 «Дата признания доходов» указывается дата признания доходов будущих периодов, то есть момент предъявления штрафных санкций, а в графе 14 «Предельная дата исполнения» — дата признания текущих доходов, то есть момент, когда все возможные разногласия по сумме дохода должны быть урегулированы.

При наступлении предельной даты (графа 13) учетный программный продукт должен автоматически сформировать Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) с признанием доходов текущего финансового года в уменьшение ранее начисленных доходов будущих периодов. Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) подписывает сотрудник, который ведет бухгалтерский учет.

Для признания в учете текущих доходов Ведомость (ф. 0510837) подходит почти идеально, и опять отметим, что бюджетные реквизиты: УИН, уникальный номер реестровой записи, ОКТМО — бюджетное, автономное учреждение не заполняет.

Ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838)

Ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838) — последний документ в группе доходных, применять который бюджетные и автономные учреждения должны особенно внимательно: далеко не любое уменьшение доходов следует отражать именно как выпадающие. Согласно Порядку 209н, на подстатью 174 «Выпадающие доходы» КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от операций по уменьшению (списанию) суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения об их уменьшении в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Примером такого инициативного уменьшения доходов является решение образовательного учреждения о скидке на оплату за обучение при успешном выполнении образовательной программы. Образовательное учреждение в этом случае уменьшит свои доходы записью, обратной начислению, но никак не выпадающими доходами.

При соблюдении условий, установленных законодательно, в учете выпадающие доходы признаются отдельным начислением: Д-т 0 401 10 174 К-т 0 205 (209) 00 660.

Бюджетные и автономные учреждения крайне редко могут быть уполномочены на администрирование бюджетных платежей, по которым возможны операции по их уменьшению с отражением выпадающих доходов. Поэтому практически единственным случаем, когда бюджетное, автономное учреждение может признать такие доходы, является списание штрафных санкций по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.

Списанию подлежат начисленные и неуплаченные суммы неустоек, штрафов и пеней по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме. Исключения — контракты, по которым:

  • в 2015, 2016 и 2020 годах по соглашению сторон изменены условия о сроке исполнения контракта, или цене контракта, или цене единицы товара, работы, услуги, или количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
  • в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика, подрядчика или исполнителя обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
  • в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в эти годы цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком, подрядчиком или исполнителем;
  • обязательства не были исполнены в полном объеме из-за не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мерами ограничительного характера.

Минфин России разъяснил, что при выполнении условий из Постановления № 783 списание начисленных поставщику, подрядчику или исполнителю и неуплаченных сумм неустоек, штрафов или пеней становится обязанностью, а не правом учреждения (Письмо Минфина России от 02.02.2024 № 24-06-06/8447).

Таким образом, если у бюджетного, автономного учреждения есть дебиторские задолженности по выставленным штрафным санкциям, подлежащие списанию, оно обязано оформить Ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838).

В заголовочной части Ведомости в реквизите «Документ, предусматривающий уменьшение (списание) начисленных доходов» будет указан конкретный подпункт Постановления № 783, а в табличной части в графах 10–12 «Документ, подтверждающий признание выпадающих доходов» необходимо указать реквизиты локального акта учреждения (приказ, распоряжение), которым было оформлено решение о списании штрафных санкций.