Здравствуйте читатели! Поздравляю всех с Днем Победы и предлагаю вспомнить несколько незаслуженно забытых советских фильмов, которые нам вряд ли покажут, но они, тем не менее, очень даже достойны просмотра.
"Старшина" 1979 г. "Ленфильм"
В марте 1943 года старшина Кацуба вытащил во время боя из горящего танка семнадцатилетнего механика-водителя, но тот вскоре умер у него на руках. Из экипажа танка Кацуба уцелел один и до лета 1944 г. провалялся в госпитале с ожогами и ранением.
Незадолго до выписки замполит госпиталя собрал выздоравливающих, человек пятнадцать офицеров, сержантов, старшин, и сообщил, что, в связи с близким завершением войны, командование приняло гуманное решение снять с передовой 17-18-летних рядовых и сержантов. Большинство переведут в тыловые части, а тех, то закончил семилетку и выше, направят для обучения в военные школы и училища, чтобы воспитать настоящих командиров, но побывавшие на войне мальчишки - контингент сложный и тут надежда на них, фронтовиков лет на десять постарше.
Их, в соответствии со званиями, посылают командирами или старшинами курсантских рот в эти училища. Они должны стать для опалённой войной молодёжи авторитетными наставниками по службе и в жизни. И Кацуба подумал об обожженном мальчишке, умиравшем у него на руках, кричавшем что полетел фрикцион, но он не виноват, и до конца звавшем: "Старшина, старшина..."
Военно-авиационная школа, куда его распределили, находилась в жарком среднеазиатском городке. Здесь, на рынке, покупая папиросы у однорукого инвалида, Кацуба столкнулся со своими будущими подопечными. Курсанты авиационной школы шли по базару, как гоголевские бурсаки на каникулах, хохотали, толкались, щедро пробовали без оплаты разложенный товар.
Один из них налетел на стоящий у ног старшины чемодан и начал качать права, на тему кто тут на дороге разбрасывает вещи . Кацуба заметил, что воспитанные люди в такой ситуации не виновников ищут, а сами извиняются и аккуратно ставят чужое добро на место. В общем, пришлось преподать первый урок еще до школы.
Схватка четверых курсантов со старшиной закончилась в пользу последнего, а вскоре побитые с горечью убедились, что вчерашний враг достался их эскадрилье. Теперь по его команде они будут учиться тянуть носок на строевой и экономно чистить картошку во время нарядов на кухне.
Картина поставлена по повести Владимира Кунина почти дословно, поэтому рекомендую смотреть фильм. В нем почти нет войны, кроме первых эпизодов, но показано ее калечащее влияние на психику людей, разрушенные человеческие судьбы и преодоление душевных ран. И еще это о том, что не место красит человека, а человек место, что заботливость, не исключает строгости, а фронтовое братство объединяет и старшину, и генерала и о многом другом. Недаром после просмотра картины многие оставляют теплые отзывы о старшинах, с которыми служили в Советской Армии.
Фильм снят тонко и проникновенно, в нем достоверно изображены обстановка и время действия. Даже мальчишки, шатающиеся по рынку и седлающие забор лётной школы, добавляют колорита. Кстати, о мальчишках, в фильме есть замечательный эпизод: курсанты со старшиной идут в баню, а навстречу выходит другой строй, маленькие детдомовцы с узелочками, под командой воспитательницы. Такая трогательная параллель.
Великолепная роль Владимира Гостюхина (старшина Кацуба), он здесь просто красавец - стопроцентное попадание в образ, и замечательная киноработа Ивана Бортника (инвалид Иван Никанорыч). На них одних уже стоит полюбоваться.
Органично вплетается в финал картины песня на стихи Александра Твардовского "В тот день, когда окончилась война":
В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.
В конце пути, в далекой стороне,
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, что погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются живые.
В съёмках также принимали участие: Наталья Сайко (Наташа), Александр Жданов (курсант Чеботарь), Александр Васильев (курсант Никольский), Андрей Данилов (курсант Сергеев), Владимир Юрьев (крусант Лесаев), Рамаз Абушиди (курсант Менджеридзе), Анатолий Горин (курсант Тараскин), Игорь Комаров (генерал-майор Лежнев), Николай Лавров (капитан Хижняк, командир эскадрильи) и другие актеры.
"Комендантский час" 1981 г. "Ленфильм"
Ночь в оккупированном белорусском городе. С административных зданий свешиваются флаги со свастикой, по улицам разъезжают немецкие патрули, на окнах жилых домов - светомаскировка. В одном из них не спит пожилая женщина, баба Вера, ходит с керосиновой лампой по комнате, прислушивается к звукам снаружи, поправляет одеяла спящих детей. Их не менее десятка, мальчиков и девочек.
Она не знает, что сейчас является предметом обсуждения двух собеседников, говорящих по-немецки. Их черная машина проезжает под её окнами. Один из немцев - агент разведки Эрих, приехавший с заданием попасть в партизанский отряд.
Партизаны контролируют две трети Белоруссии и являются большой проблемой для оккупационных властей. Немецкая разведка ищет подходы для внедрения в ряды противника и баба Вера, добровольно подбирающая осиротевших детей, подозревается в связи с партизанами. Кто-то же ей помогает кормить эту ораву.
Эрих, под видом русского, служащего управы, сочувствующего положению женщины, заботящейся о сиротах, установит контроль за подозрительным домом и, вскоре, между ним и хозяйкой начнется невидимая дуэль.
Фильмов про работу наших разведчиков много, о работе же немецкого разведчика, выдающего себя за русского этот, наверное, самый развернутый. Конечно, центральной героиней здесь является баба Вера, сыгранная Галиной Макаровой, создавшей образ женщины с великим материнским сердцем, открытым всем детям, но и Андрей Толубеев в роли Эриха/Романа Паскевича впечатляет.
В одном эпизоде он, лощёный немец в костюме, причесанный волосок к волоску, только развязывает галстук, растрепывает волосы, меняет выражение лица на более простецкое - и перед нами другой человек.
В картине бросается в глаза как существуют, почти не соприкасаясь, два слоя общества : немцы и местное население. Немецкие солдаты ходят куда-то строем, патрулируют, слушают концерт приезжей актрисы, глушат рыбу. Немецкие офицеры ухаживают за певицей, общаются между собой.
Все они вежливы и доброжелательны друг к другу. Местные же для них как будто не существуют. Примерно, как тараканы, которых надо вывести, но руки пока не доходят. Соратник Эриха сочувствует тяжести его работы и удивляется как разведчику удается имитировать человеческие отношения с этими грязными детьми, ведьмой-старухой.
Наши тоже стараются не соприкасаться с оккупантами, не только, потому что это ни к чему хорошему не приведет, но и потому, что и для них немцы - не люди. Разве можно считать человеком офицера, на которого набросится главная героиня, узнав, что он и его подчиненная, медсестра, выкачивают кровь у детей, у некоторых полностью за одну процедуру?
Один только раз граница взаимно не соприкасающихся течений жизни нарушается: партизанская связная останавливается и с улыбкой смотрит на уличное выступление немецкой певицы, хотя номер, честно говоря, пошлейший. То ли девушка из леса давно не слышала музыки, то ли именно пошлость её рассмешила.
Режиссер фильма - женщина, Наталья Трощенко. Думаю, только под женским руководством можно было снять такой пронзительный фильм о детстве, протекающем в оккупации, на волосок отделенном от мучений и смерти.
В остальных ролях: Ирина Резникова (Настя, партизанская связная), Иван Сидоров (Федор), Юрий Соловьёв (командир партизанского отряда), Аркадий Трусов (дед), Анда Зайце (медсестра-немка), Сергей Заморев (немецкий офицер) и другие.
К сожалению, этот замечательный фильм выложен в сеть в не очень хорошем качестве. Наиболее четкий вариант я нашла в онлайн-кинотеатре "КiноСССР"
"Свадебная ночь" 1980 г. "Беларусьфильм"
Рассказ ведется от лица героини фильма, вспоминающей свою военную молодость. Из всего происходящего мы будем видеть и знать только то, что было известно Вале Мережко, восемнадцатилетней связной партизанского отряда.
Летом 1943 года она вела на подпольную явку присланную с большой земли разведчицу Машу и очень волновалась. Когда ходила в город одна - так не беспокоилась. Девушка незаметной внешности, повязанная как монашка и одетая в темное, ходившая на рынок продавать лекарственные травы, примелькалась полицаям, а её нынешняя спутница привлекала внимание своей красотой.
Сначала Валя обрадовалась, когда сброшенный с самолета парашютист оказался женщиной, привела Машу в свою землянку, расспрашивала о жизни на неоккупированной территории, но, как вскоре оказалось, новенькая быстро стала центром притяжения для всего отряда, особенно его мужской половины. Она не только привлекала броской внешностью, но и замечательно пела романсы под гитару. Главной жертвой очарования Маши стал Володя Артюк, потерявший из-за городской красавицы все свои навыки покорения женских сердец.
Валя не понимала: как же она будет конспирироваться, такая заметная? С ней даже через посты идти сложно. Главное опасение прийдет к девушке позже, когда она узнает, что соблазнительная Маша будет выполнять свое задание в тесном контакте со Степаном, подпольщиком, работавшем на железнодорожном узле. Степан для Вали давно уже был не просто товарищем.
А пока две девушки идут в город, стараясь никому не попадаться на глаза. Внимание полицаев и оккупантов на постах проверки документов рассеивается, много народа проходит мимо них за весь день, а две одиноко идущие девушки, одна из которых красавица, могут спровоцировать со стороны немцев и их пособников нежелательную инициативу.
Фильм поставлен по повести Ивана Шамякина "Брачная ночь", и, могу сказать, это одна из редких повестей, написанных мужчиной от лица девушки, которая не коробит своим непопаданием в женскую психологию. Разве что героиня рассуждает и чувствует себя как женщина более старшего возраста, но это понятно - люди быстро взрослели на войне.
Текстовый вариант повести я в сети не нашла, прослушала аудиокнигу. В фильме отношения Вали и Маши значительно сглажены, можно даже сказать, что экранная Валя восхищается более старшей и привлекательной товаркой. В книге же антагонизм между ними возник гораздо раньше ревнивых подозрений партизанки. Его провоцировала старинная неприязнь городских и деревенских, испытываемая, главным образом, Валей.
Вообще повесть можно отнести к литературным произведениям, в которых речь идет от лица ненадёжного рассказчика. Хотя рассказчица Валя искренна, она чрезмерно недоброжелательно относится к спутнице и толкует в худшую сторону все её свойства и поступки. По крайней мере до тех пор, пока у героини окончательно не раскроются глаза. Маша же и для неё, и для читателя, во многом остаётся персонажем загадочным.
В фильме ничего этого нет, он, главным образом, о том, что человеческие чувства и на войне предъявляют свои права, и так трудно бывает отделить личные отношения от требований долга.
Основное внимание зрителя притягивают два главных персонажа: Маша, в исполнении Натальи Андрейченко, и Валя - обаятельная актриса Ирина Коытникова, которой, к сожалению, выпала тяжелая судьба. Андрейченко здесь снималась ещё до похудения и неудивительно, что её героиня притягивает мужские взгляды, но Корытникова впечатлила даже сильнее. Он напомнила мне фразу кого-то из классиков русской литературы, что больше женщины красивой нравится женщина милая.
Ещё замечательно отыграли оба киношных полицая: актеры Виктор Тарасов (Яков Рыгорович) и Иван Сидоров (полицай, подглядывавший за купающимися девушками). Обоих хочется задушить собственными руками, такие они мерзкие.
В остальных ролях: Михаил Долгинин (Степан Жданько), Пётр Юрченков (Володя Артюк), Татьяна Шашалевич-Дедюшко (Христина Архиповна), Августин Милованов (Кольман, немецкий офицер) и другие актеры.
На этом я заканчиваю свой обзор, надеюсь вам понравятся рекомендованные фильмы. Предыдущую статью на тему советских картин о Великой Отечественной войне можно найти по следующей ссылке: