31,6K подписчиков

Россия может уйти с Байконура: чем станут "ворота в космос"

156K прочитали
MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS
MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS

Точкой невозврата в развитии космодрома Байконур можно считать запуск Россией ракеты-носителя «Ангары-А5».

Вячеслав ОСИПОВ

11 апреля 2024 года, с космодрома Восточный впервые стартовала тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5». Это событие стало точкой отсчета новой эры в русской космонавтике. А заодно - одной из последних страниц казахской летописи освоения космоса. Легендарный Байконур, откуда 63 года назад человек впервые отправился в космос, довольно скоро может стать выгоном для скота.

Несмотря на договор по долгосрочной аренде космодрома у Казахстана (до 2050 года), уже давно было известно, что рано или поздно России придется его оставить. Хотя бы потому, что там для запуска «Союзов-2» остался один стартовый стол. И то, после прекращения участия России в программе Международной космической станции (МКС) в 2028 году, он не будет никому нужным.

Вторая причина – тяжелые ракеты «Протон», активно используемые в последнее время, снимаются с производства в пользу "Ангары", для которой на Байконуре попросту нет инфраструктуры.

Пока еще в Казахстане состоятся пуски оставшихся «Протонов» и «Союзов». Во всяком случае, до сентября этого года с Байконура запланировано пять запусков ракет-носителей «Союз», запуски еще двух «Союзов» и одного «Протона» - под вопросом.

"Прости нас, Юра"

Мне довелось в 70-х служить в Казахстане. Байконур 70-х - это была целая страна, в которой буквально все подчинялось освоению космоса. На него работали военные, промышленники, научно-исследовательские институты, научно-исследовательские части.

И каждый успех отрасли встречался местным населением с восторгом. "Гражданская" часть города тоже была завязана на космос, авиацию, ракетостроение. В Байконуре работали филиалы таких институтов, как МАИ, а выпускники школ в подавляющем большинстве шли учиться в ракетные военные училища.

Mikhail Dyagtyarev/Russian Look
Mikhail Dyagtyarev/Russian Look

Перестройка подкосила и переделала буквально все. Позакрывались научные темы, стартовые площадки приходили в негодность. Буквально занесло песком целый научный город, построенный для программы «Буран». Народ стал уезжать.

Сейчас там среди остающихся спецов в основном «старики», которые из бывших, и то - в командировках, которые стараются не задерживаться в своем родном городе более положенного срока, чтобы уехать на «большую землю».

Одно время еще была надежда на некую совместную работу по космосу с Казахстаном. Вот только все перспективные проекты заброшены, начались тяжбы за имущество, воспылали какие-то дремучие амбиции. Все это еще больше усугубило ситуацию и добавило негатива к настроению людей.

В настоящее время в Байконуре вы уже не найдете оптимистов, горящих желанием что-то развивать. Скорее они предпочтут работать в России, благо здесь космос еще живет, проводят запуски, строят космодромы.

Предложения есть, ответа нет

Сказать, что Россия не пыталась сохранить Байконур в качестве космической гавани нельзя. Мало того, что страна платит Казахстану за использование космодрома, она еще в 2004 году предложила реконструкцию Байконура для использования комплекса «Байтерек» (казахской «Ангары»). Правда, Астана должна была также вкладываться в проект. Но до сегодняшнего дня все договоренности остаются исключительно на бумаге.

Были другие предложения, к примеру, с Байконура предлагалось вместо «Ангары» запускать увеличенную версию средней ракеты «Зенит» с дальнейшей перспективой создания сверхтяжелого носителя «Енисей». Но и здесь все перспективы столкнулись с нежеланием Казахстана финансировать модернизацию космодрома в размере 220 млн долларов.

Мало того, в 2023 году Казахстан наложил арест на имущество России на космодроме, требуя компенсацию в размере 2 миллиардов рублей в пользу «Байтерека» для выполнения работ по оценке воздействия на окружающую среду проекта «Союз-5».

Roscosmos/Globallookpress
Roscosmos/Globallookpress

Шпагат для Казахстана

По мнению наблюдателей, вся эта тягомотина связана с несколькими факторами. Во-первых, Казахстан откровенно опасается вторичных американских санкций против компаний, работающих с Россией. А, во-вторых, любую перспективу гасят на корню хозяйские замашки местных бизнесменов, почему-то считающих, что им все и все должны только на том основании, что они хозяева местного «сада и огорода».

Sergey Tzarev/Russian Look
Sergey Tzarev/Russian Look

Все эти попытки усидеть на двух стульях приводят к разрушению существующей инфраструктуры и, что немаловажно, пропаже интереса России к самому космодрому. В конце концов, Роскосмос из-за проблем с договороспособностью Казахстана уже был вынужден менять свои программы, причем, не в лучшую сторону.

Очевидно, что в случае ухода России с Байконура, некогда космодром мирового уровня просто зачахнет и станет пригодным только для скотоводства.

«…для Казахстана это будет слишком дорогим удовольствием. Мы не сможем самостоятельно содержать и развивать космическую инфраструктуру»,

— сказал директор «Группы оценки рисков», кандидат политических наук Досым Сатпаев в интервью Forbes.kz.