Юрий Шенявский, Владимир Желтов «Чюрлёнис»

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) – выдающийся композитор, родоначальник литовской симфонической музыки, а также уникальный художник, сделавший попытку слить воедино два вида искусства - музыку и живопись. Он не имел предшественников и не оставил последователей – его жизнь трагически оборвалась в расцвете таланта – в 35 лет. Однако в его наследии – около 400 музыкальных произведений и свыше 300 картин. Он серьезно изучал точные науки, интересовался астрологией, мифологией, философией, религиоведением, успел проявить себя как поэт, публицист, фотограф-экспериментатор.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) – выдающийся композитор, родоначальник литовской симфонической музыки, а также уникальный художник, сделавший попытку слить воедино два вида искусства -...

Юрий Львович Шенявский занимается исследованием творчества Чюрлёниса уже долгие годы. Им написаны книги: «Чюрлёнис в русской поэзии», «Чюрлёнис. Поэзия творчества», «Чюрлёнис и Санкт-Петербург». Книга «Чюрлёнис» - итог исследовательской работы Юрия Шенявского, она написана в соавторстве с журналистом и писателем Владимиром Желтовым.

Чюрлёниса часто называют «литовским гением», «визитной карточкой литовского народа». Но только ли литовского? Сын скромного органиста достиг в своем творчестве философских вершин, прославился как «живописец в музыке и музыкант в живописи», которого по разносторонности дарования сравнивают с великими мастерами эпохи Возрождения. Чюрлёнис учился живописи в рисовальной школе и художественном училище. Музыке обучался в Варшавском музыкальном институте и Лейпцигской консерватории.

Кастукас, как звали его в семье, с детства был особенным. Его сестра Ядвига вспоминала, что если у кого-то из родных болели голова или зубы, все бежали к Кастукасу, который умел лечить каким-то таинственным способом. Отец Кастукаса, Константинас, знал, что его сын обладает гипнозом, и просил лишний раз не приставать к Кастукасу с просьбами.

Одна из самых интересных картин раннего Чюрлёниса называется «Покой». Созданная в 1904 году, она показывает остров, похожий на хвостатое существо.

«Таинственные огни (может быть, костры рыбаков), словно направленные на зрителя глаза. «Покой» – это мысли и эмоции художника, запечатленные в природных формах».

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) – выдающийся композитор, родоначальник литовской симфонической музыки, а также уникальный художник, сделавший попытку слить воедино два вида искусства -...-3

Работы художника завораживали, хотя казались необычными. Однажды на выставке работ Чюрлёниса один из посетителей сказал: «Глядите, глядите! Вы видите? Видите? Не правда ли? Признаться, я ничего не понимаю – не понимаю, что хотел сказать художник, но как мне все это нравится»!

Чюрлёнис позже скажет, что это был его самый лучший критик.

Художник рисовал не только картины, он также стал одним из первых создателей профессиональных литовских плакатов. Он делал плакаты к выставкам литовского изобразительного искусства в 1907-09 гг. Чюрлёнис стал одним из зачинателей литовского культурного движения, и хотя он ни разу не обмолвился о своем вкладе в дело возрождения литовской культуры, это нашло отражение в его стихотворении «Псалом»:

«Господи! Молю тебя: озари путь мой, ибо сокрыт он от меня.

Возглавил я шествие наше, и знаю, что другие тоже пойдут за мной – лишь бы не путями окольными.

Тёмными лесами блуждали мы, миновали долины и поля возделанные, и было шествие наше длиною в вечность.

На берег речной вышли мы, а конец шествия только показался из тёмного бора.

- Река! – воскликнули мы. И те, кто рядом был, вторили нам: Река! Река!

А кто в поле был, кричали: поле, поле, поле!

В конце же идущие говорили: в лесу мы, и удивительно нам, что передние кричат: «поле, поле!», «река, река!».

- Лесом мы идём, – так говорили они, ибо не знали, что находятся в конце шествия.

Ныне же, Господи, все более тяжек путь мой.

Предо мной – высочайшие вершины, голые скалы и бездны. Это красиво. Это – бесконечно красиво. Но не знаю дороги, и боязно мне. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное! Один за другим – через долину и долгим речным берегом, и через поле большое, возделанное, тихое, а конец этого шествия в лесу скрывается, и шествию конца нет. Где истина, Господи? Иду, иду.

Ты явил передо мной чудеса свои – на розоватых вершинах гор, на зеленовато-серых скалах, прекрасных, как замки очарованных королевичей.

Те, кто ближе, видят ясно, те же, кто у реки или в поле – они-то когда узрят эти чудеса Твои? Или те, кто из лесу ещё не вышли? Жаль мне их, Господи! Нескоро узрят они чудеса Твои, что Ты так щедро рассыпаешь вокруг.

Долог ли будет ещё наш путь, Господи? Или Ты велишь не вопрошать об этом?

Но куда идём мы, Господи? Где конец этому пути»?

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) – выдающийся композитор, родоначальник литовской симфонической музыки, а также уникальный художник, сделавший попытку слить воедино два вида искусства -...-4

Кастукас не забывал и про музыку. Он создал симфоническую поэму «Море», а также живописный цикл «Соната моря», который состоит из трех частей согласно музыкальным ритмам – Allegro, Andante, Finale. Море – как образ и символ как звуковой и изобразительный материал – играет особую роль в его творчестве.

https://www.youtube.com/watch?v=TQeub39T-9c

Из книги читатели узнают о потомках Чюрлёниса – Юрий Шенявский был знаком с внучкой, дочерью и даже с сестрами Чюрлёниса; и поныне дружит с правнуком своего героя - пианистом Рокасом Зубовасом, директором музея Дом М. К. Чюрлёниса в Вильнюсе. В книге Шенявский и Желтов воссоздали максимально полный облик Чюрлёниса - не только смелого и разностороннего творца, но и человека.

Исследователи отмечают, что творчество Чюрлёниса как художника было сродни таланту самого Рериха. Как говорит Юрий Шенявский:

«Их близость видна даже на уровне имен: ведь Микалоюс Константинас в русском варианте звучит как Николай Константинович. Они появились на свет с разницей в один год – Рерих в 1874, Чюрленис - в 1875. Только Рерих умер в декабре 1947, а Чюрленис намного раньше - 10 апреля 1911».

В 1906 году работы Чюрлёниса впервые экспонировались в Петербурге. Именно в Петербурге Чюрлёнис познакомился и сблизился с Рерихом, а также с другими художниками, создавшими объединение «Мир искусства».

В 1908 году Чюрлёнис переезжает в Петербург и становится участником русской художественной жизни. Елена Рерих писала о его картинах:

«В них присутствует небывалый, похожий и непохожий на наш мир с нездешними красками и формами. Мир тонкий и прозрачный. В нем нежно и зазывающе, как будто перезвон хрустальных колокольчиков, звучала странная музыка, несущая в себе тайну мироздания...».

В музыкальных и живописных произведениях Чюрлёниса – размышления о природе и мироздании. Его самобытная живописная концепция складывалась под влиянием философии символизма и космизма, цветовые композиции проникнуты музыкальным настроем. Для Чюрлёниса весь мир был един, и звучал как одна большая симфония.

https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=GdP0_Gtqhck

Чюрлёнис начал свой путь в литовской Варене, прошел через Петербург и окончил его в польском Пустельнике под Варшавой. Признание пришло к Чюрлёнису только после смерти. На сегодняшний день его имя известно не только в Литве, но и во всем мире. Такие необычные и прекрасные картины художника оценили по достоинству будущие поколения и теперь работы художника хранятся в Национальном художественном музее имени М. К. Чюрлёниса в Каунасе и во многих частных коллекциях.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента