Думала, что мама писатель, и жила без фамилии: Дочь жены главреда «Новой газеты. Европа»* Антонины Мартыновой впервые рассказала, как они жили и скрывались 16 лет

7K прочитали
   Алиса Федорова (по центру) заступилась за мать, которую обвиняют в попытке ее убийства. Александр ДЫБИН
Алиса Федорова (по центру) заступилась за мать, которую обвиняют в попытке ее убийства. Александр ДЫБИН

В Великом Новгороде продолжают рассматривать громкое дело Антонины Мартыновой – жены главного редактора «Новой газеты. Европа»* Кирилла Мартынова**. Женщину обвиняют в попытке убийства дочери в далеком 2007 году. 16 лет назад Мартынова выслушала обвинительный вердикт присяжных и сбежала вместе с двухлетней дочерью Алисой. Все это время она скрывалась от суда, пока ее не задержали в марте 2024 года. Суд возобновился с того момента, на котором был прерван. Выяснилось, что все это время Алиса не знала реального имени, а жили они с матерью на два города - прячась в домах ее нового любовника.

   Антонина и Алиса в 2007 году. Александр ДЫБИН
Антонина и Алиса в 2007 году. Александр ДЫБИН

«СЕМЬЮ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНО»

У двух адвокатов Мартыновой было две недели на ознакомление с материалами уголовного дела, но они заявили, что толком не успели их рассмотреть.

- Материалы дела передали в психиатрическую клинику, где должны провести экспертизу Антонины. Поэтому адвокаты попросили снова отложить суд, - уточнил журналистам прокурор перед началом заседания.

   Антонина Мартынова в этот раз была в маске. Александр ДЫБИН
Антонина Мартынова в этот раз была в маске. Александр ДЫБИН

В кулуарах начали обсуждать, какое наказание может запросить обвинение для Мартыновой. Любопытно, что женщина уже давно бы вышла из колонии, если бы не сбежала в 2007 году.

После 10:00 слушателей, журналистов и фигурантов дела запустили в зал. На заседание снова пришла Алиса. Показалось, что она выглядит еще хуже, чем в прошлый раз: вымотана, понурая. Она сразу же отвернулась от камер, сев спиной к СМИ, пока ее адвокат отчитывал журналистов, чтобы они отстали от девушки. Напомним, на прошлом заседании Алиса призналась, что не знала, что мать в бегах из-за попытки ее убийства, а скрытый образ жизни, в том числе домашнее обучение, не казалось девушке странным.

Сама Антонина снова сидела в клетке. В этот раз в черной спортивной одежде. И надела на лицо маску - то ли приболела, то ли не хотела попадать на обложки газет. Волосы были сильно растрепаны, а взгляд снова потерянный. До заседания дочь и мать не обменялись словами или жестами и вели себя обособленно.

- Почему они сидят друг напротив друга, но не смотрят в глаза? - шептались журналисты.

Долго не растягивая процесс, суд попросил посторонних удалиться из зала на время оглашения результатов психиатрической экспертизы. Прокуратура попросила оценить состояние женщины после 16-летних пряток.

Защита снова попросила провести экспертизу травм Алисы, полученных в 2007 году от падения с лестничный пролет. Но столько воды утекло, что суд сразу же отказал. Тем более, этот момент дела уже был изучен 16 лет назад. Следом началась рутина, зачитывание материалов дела.

- По данным на 2007 год, Мартынова с ребенком проживала в общежитии в Великом Новгороде. Доход семьи средний. Комната 17 метров. У ребенка есть одежда, мебель, продукты, игрушки и книжки. Все соответствует нормам. Конфликтов в семье ранее не было. Воспитанием Алисы занималась бабушка. Соседи характеризуют семью положительно. Характеристика Антонины: в школе посещала кружки рукоделия, любила читать книги, была замкнутой, друзей не имела, участвовала в общественной жизни школы, проявляла интерес к истории, литературе и географии.

А вот информация из университета была уже иной. Антонина поступила на истфак в НовГУ, на пары почти не ходила и отчислилась после первого года обучения. Характеристика с места работы тоже короткая: Антонина была менеджером в IT-сервисе, претензий к ней никто не высказывал.

   Материалы загадочного дела. Александр ДЫБИН
Материалы загадочного дела. Александр ДЫБИН

«МЫ ЖИЛИ КАК ВСЕ СЕМЬИ»

Далее началось самое интересное - адвокаты попросили допросить потерпевшую - Алису. Здесь судья уже не возражал.

- Из документов у меня есть только свидетельство о рождении. Паспорта. полиса и СНИЛС нет. Документов об образовании нет, я училась дома, - начала девушка.

- Как к вам относилась мать? - спросил прокурор

- Относилась хорошо. Я занималась шахматами, рукопашным боем. Училась по видеосвязи с репетиторами. Мне казалось это естественным и нормальным. Мы жили как все. Мама не ограждала меня от мира. Мы ходили в музеи, театры, зоопарки, были разные поездки.

- Вас всегда называли Марией?

- Да, я не знала свою фамилию и отчество. День рождения праздновали в другую дату, не в мою реальную.

- Как вела себя ваша мать Антонина?

- Ничего подозрительного и ненормального я не помню. Она заботилась обо мне. В свободное время хлопотала по хозяйству, читала, рисовала. Я думала, что она писатель.

   Алиса 16 лет жила под именем Мария и не подозревала, что мать скрывает от нее страшную тайну. Александр ДЫБИН
Алиса 16 лет жила под именем Мария и не подозревала, что мать скрывает от нее страшную тайну. Александр ДЫБИН

На этом моменте Антонина улыбнулась дочери из клетки.

- Я не готова расстаться с мамой, она мне очень дорога. Я даже в больницу ни разу не попадала, потому что никогда сильно не болела. Если нужно было меня наказать, она никогда не била.

Алиса расплакалась и посмотрела на мать, которая тоже не смогла сдержать слез.

- Какие ваши дальнейшие планы на жизнь, Алиса? - вмешался судья

- Я хочу разрабатывать видеоигры. Хочу писать сценарии. Я училась этому по Интернету. Понимаю, что без аттестата мне не поступить в вуз, поэтому хочу его получить.

   Мартыновой дали платок, ее бросало в слезы от слов дочери, заступавшейся за нее. Александр ДЫБИН
Мартыновой дали платок, ее бросало в слезы от слов дочери, заступавшейся за нее. Александр ДЫБИН

«ЭТО БЫЛ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ!»

Наступил 10-минутный перерыв, во время которого Алиса не переставала плакать. Ей разрешили подойти к клетке с матерью. Они обнялись, насколько это было возможно. Потом всех слушателей снова завели в зал. Пришло время прений сторон. Мартынова отказалась давать дополнительные показания - мол, в 2007 году сказала достаточно всего.

- Ваша честь, прошу вас учесть молодой возраст Мартыновой на момент совершения преступления как смягчающее обстоятельство, - начал выступление прокурор. - Прошу назначить обвиняемой наказание в виде 10 лет колонии общего режима. Мартынова ограничила социализацию дочери, она не знала о своем имени и дате рождения. По заключению экспертов, Мартынова психическим расстройством не страдала и не страдает до сих пор.

От услышанной цифры в 10 лет Алиса разрыдалась, без конца пила воду и еще раз заступилась за мать.

- Не считаю себя жертвой, это был несчастный случай! - заявила девушка.

- Присяжные вынесли вердикт много лет назад, Алиса не могла тогда быть полноценным участником процесса, - вмешался адвокат дочери Мартыновой. - Сегодня она здесь, это самостоятельная личность. Мама для нее учитель и защита. Это была жизнь обычного ребенка: учеба, детские лагеря, посещения культурных мероприятий, отдых. Обеспечение уровня жизни ребенка - это задача любого родителя, и Мартынова справилась с этим. Они любят друг друга. Прошу учесть это и назначить условное наказание.

Адвокаты Мартыновой снова попросили рассмотреть дело с нуля. Им в очередной раз отказали. На следующем заседании, 7 мая, судья должен вынести женщине приговор.

- Я не совершала то, в чем меня обвиняют. Я люблю свою дочь и растила ее. Ей нужна моя поддержка и любовь. Пусть она совершеннолетняя, но я ей нужна, и она нужна мне. Прошу, отпустите меня домой, - сказала в конце сама Антонина.

СПРАВКА «КП»

Громкое «Новгородское дело» началось в 2007 году. Тогда Антонину Мартынову обвинили в попытке убить свою двухлетнюю дочь Алису. По версии следствия, женщина сбросила ребенка в лестничный пролет с высоты третьего этажа - просунула через железные прутья и отпустила. Малышка тогда выжила, у нее диагностировали сотрясение мозга. Дело стало известным благодаря бойфренду Мартыновой – Кириллу Мартынову**. В то время он был популярным блогером. Мужчина попытался повлиять на процесс через огласку. За Мартынову заступались известные политики и юристы. Пока шло следствие, пара поженилась. После того как присяжные признали Мартынову виновной, она взяла дочь и сбежала. Женщина исчезла на 16 лет. За это время Мартынов** стал главредом «Новой газеты. Европа» и эмигрировал. В первые годы после исчезновения жены он заявлял, что ее якобы похитили. Дело снова оказалось на слуху после того, как Мартынову неожиданно задержали в Ставропольском крае в марте 2024 года. Там она жила с уже повзрослевшей дочерью в дорогом коттедже в пригороде. Все это время их опекал новый ухажер Антонины – высокопоставленный IT-специалист одной из политических партий. Они называли Алису Марией, обучали ее на дому и даже не сделали ей паспорт и другие важные документы.

* - «Новая газета. Европа» объявлена в РФ нежелательной организацией.

** - включен в реестр СМИ-иностранных агентов.

Автор: Дмитрий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Автор: Александр ДЫБИН