25,3K подписчиков

Ещё одной легендой русского рока стало меньше

208 прочитали

 О смерти легендарного звукорежиссёра и продюсера, основателя лейбла "АнТроп", Андрея Владимировича Тропилло, лично мне стало известно ещё первого мая, но писать дежурный некролог я не стал, посчитав

О смерти легендарного звукорежиссёра и продюсера, основателя лейбла "АнТроп", Андрея Владимировича Тропилло, лично мне стало известно ещё первого мая, но писать дежурный некролог я не стал, посчитав что вряд ли столь формальное высказывание, даже идущее от души, имеет какое-то значение. А для полноценной статьи нужно было время и определённый настрой, поскольку человек не робот, чтобы сесть и моментально написать "сочинение на заданную тему". Поэтому я решил прежде собраться с мыслями, а уж потом, пусть и с опозданием написать о человеке, столько сделавшего не только для популяризации русского рока в нашей стране, а рок-музыки вообще, пусть порой его методы и шли вразрез с законом об авторских правах.

Да и потом 1 мая (а умер Андрей Владимирович 28 апреля в Финляндии), ещё не было известно где и когда пройдут его похороны.

А вот о том, когда и где Андрей Тропилло родился и обо всех "этапах" его жизненного пути - известно давно, но я всё же напомню о некоторых фактах из его биографии.

Андрей Владимирович Тропилло (ударение на "и") появился на свет 21 марта 1951 года в "колыбели трёх революций", именуемой на тот момент Ленинград. Его отец, Владимир Тропилло, был инженером-физиком и известен как изобретатель радиолокатора, а мама, в своё время окончившая Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано, прививала сыну любовь к музыке. Непростая у Андрея была и бабушка по материнской линии. Антонина Голубева - писатель, известная как автор повести о детстве Сергея Мироновичав Кирова «Мальчик из Уржума», была ещё и в браке с известным актёром Сергеем Филипповым (для него это был второй брак) которого маленький Андрей называл дядей Серёжей.

Юные годы Андрея прошли в доме 8 на Цветном бульваре Исполкомовской улице, а знакомство с современной западной музыкой впервые произошло благодаря старшей сестре: Марина, выходила замуж за алжирского революционера Сакера Сибауаии, учившегося в Академии связи и, помимо прочего, являющегося перкуссионистом. Именно он и стал первым "проводником" юного Тропилло в мир, куда в ту пору посторонним вход был если не запрещён,то существенно ограничен.

В одном из интервью Андрей Тропилло утверждал что свой первый детекторный приемник собрал ещё в первом классе, а в подростковом возрасте, обучаясь в элитной школе № 157, паял устройства, помогающие с хорошим звуком переписывать песни с виниловых пластинок на магнитофонную ленту, и раздавал пленки друзьям.

После школы, прежде чем поступить на физический факультет ЛГУ, Андрей отслужил в армии (обычно дети из таких семей этой участи избегали и часто успешно).

В 70-х годах Тропилло решил записывать песни советских рокеров. Некоторых из них, в частности Бориса Гребенщикова, он знал со школьных лет, с другими познакомился во время учебы в университете. Сын физика плотно дружил с Сергеем Курехиным. Пути Тропилло и Цоя пересеклись в 1981-м.
В 1979-м Тропилло организовал при Доме юных техников Красногвардейского района Ленинграда кружок звукозаписи «Акустика и звук», где также учил юных меломанов игре на гитаре. В том же году Андрей открыл звукорежиссерскую дискографию. Первой ласточкой стал альбом группы «Мифы» «Дорога домой». Под крылом Андрея Владимировича раскрылся звукооператорский талант Алексея Вишни. (источник)

Наверное тут стоит заметить, что во многом из вышеперечисленного присутствовал элемент везения. Родиться в нужное время и в нужном месте (а Ленинград, помимо "колыбели трёх революций" ещё и одна из главных "колыбелей" русского рока) - везение №1. Появиться на свет в "непростой" семье - везение №2. Учёба в элитных заведениях (где возникло много судьбоносных знакомств)-везение №3. Ну и т.д. Однако на одно лишь везение списать всё не получится. Всё зависит от человека и его упорства в достижении выбранной цели. Само собой в этой жизни ничего не происходит.

Андрею удалось записать не только молодых музыкальных бунтарей, но и звезд бардовской песни, в частности концерт Булата Окуджавы и квартирник Владимира Высоцкого. Также Тропилло организовывал вечера рок-музыки.
Последней записью, сделанной в студии на Охте, стал альбом группы «Алиса» «Энергия», вышедший в 1985-м. Во время работы над сборником Тропилло записал удивительные звуковые эффекты вроде ударов ивовой лозой по микрофону, придумал включить в альбом фразы из произведений Михаила Булгакова, Николая Гоголя, Шарля Бодлера. Тропилло включил в запись свое соло на флейте и внес изменения в тексты ряда песен.
Впоследствии из кружка вырос именной звукозаписывающий лейбл Тропилло «АнТроп». Это название придумал ленинградский фотограф Вилли Усов, делавший обложки для дисков «Аквариума», «Зоопарка», «Кино» и «Алисы». Сначала на студии «АнТроп» использовалось старое списанное оборудование звукозаписывающей студии «Мелодия».
В конце 80-х Тропилло занял должность директора ленинградского отделения фирмы «Мелодия», после чего он мог открыто записывать первые альбомы знаменитым рок-коллективам — так и появились переизданные записи «Алисы», «Кино», «Аквариума» и других. Как написал в некрологе об Андрее Владимировиче музыкальный обозреватель «Фонтанки» Денис Рубин, «в лихие времена продюсер действовал лихими методами… Тропилло, пользуясь дырами в тогдашнем правовом поле, распространял на виниле важные иностранные альбомы». (всё из того же, вышеназванного источника)

И вот на этом моменте стоит заострить внимание. Да, по сути, почти все альбомы изданные на лейбле "АнТроп" были пиратскими и их качество порой оставляло желать лучшего. Но это был чуть ли не единственный способ "малой кровью" приобщить отечественных любителей грамзаписи к сокровищам мировой популярной (прежде всего рок) музыки. За что Андрею Владимировичу и по сей день мы все должны быть благодарны. Как наверняка благодарны ему те наши рок-музыканты, альбомы которых были выпущены при непосредственном участии Андрея.

Не скажу что до сегодняшнего дня лично у меня сохранилось много пластинок лейбла "АнТроп" в том числе и с надписью "Продюссерский центр рок-н-ролльных приходов Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. СПб" и "Santa Records". Но с десяток таких пластинок наверное сохранилось. Потому что по мере возможности, я старался позднее заменить их на фирменные релизы. Однако общее количество релизов, изданных Андреем Тропилло даже по моим (весьма приблизительным) подсчётам и только на виниле составляет около трёх сотен (возможно и больше). Это, скажу я вам, немало и является весомым свидетельством того титанического труда, который проделал Андрей Владимирович со своими соратниками. Это не считая того, что в 90-е Тропилло наладил ещё и выпуск кассет, а к 1999 году, благодаря участию Андрея Тропилло был построен завод по производству компакт-дисков и, соответственно, на CD тоже было издано несколько сотен альбомов спродюссированных Андреем Тропилло. И пусть последние годы своей жизни Андрей Владимирович жил в Финляндии, но то, что он сделал для отечественных меломанов, останется в нашей памяти всегда. Однако наши потомки если и узнают о "делах давно минувших дней", то разве что из таких вот публикаций в интернете, который, к слову, порой не так и оперативен в плане информации. Во всяком случае на момент написания статьи (10.05.24) так и нет информации о месте захоронения Андрея Владимировича. Но важно ли где покоится тело, если известно где живёт душа человека. А она на небе - огромном и бесконечном.