Учимся разбираться в поддержках, какие поддержки сложные, а какие легче? Часть 1: спортивные ПАРЫ

1,9K прочитали

Всем привет! Недавно на канале вышла статья с ТОП-15 поддержек сезона 2023/2:

и в комментариях многие писали, что они не задумывались о том, какая поддержка сложнее, а какая легче, и им сложно определять, почему у одних танцевальных и спортивных пар поддержка получает более высокие ГОЕ, чем у других. Вроде на взгляд обывателя "все то же самое", а оценка совсем разная.

ИМХО такой эффект случается потому, что зрители фиксируют внимание на самой эффектной и зрелищной позе, на работу партнерши в поддержке, и меньше внимания обращают на работу партнера.

Пример:

Всем привет!

Какая из поддержек Тани Волосожар и Максима Транькова эффектнее? Многие скажут, что первая, ведь поза Тани безупречна в ней.

А что же на самом деле?

Вход в поддержку:

Макс может поднять партнершу за талию спиной к себе (спиной к себе поднимать и держать сложнее, чем лицом к себе) и его не смущает то, что в процессе подъема придется партнершу переворачивать.

Всем привет!-2

Макс еще может поднять партнершу одной рукой (поднимает практически одной правой, левая расположена выше его плеча, просто помогает поддерживать баланс)

Всем привет!-3

Макс может опустить одну руку, удерживая партнершу лишь одной рукой:

Всем привет!-4

Макс может сделать ласточку, удерживая партнершу в высокой поддержке спиной к себе:

Всем привет!-5

Теперь посмотрим подробнее на поддержку из "Русского вызова" (между прочим одну из самых эффектных среди "пожилых" пар на этом турнире).

Всем привет!-6

Макс уже почти ничего не может: такой вход в поддержку (партнерша ставит конек на руки партнера, берет его за плечи и влезает наверх, как по лестнице) активно используется в "Ледниковом периоде", потому что для партера такой вход самый простой. Сход с поддержки весьма напоминает тот, который использует добрый папа, снимая ребенка с высоты, а удержать миниатюрную женщину в статичной позе двумя руками "в распор" сможет почти любой мужчина, который регулярно посещает фитнес-зал.

Так как отличить сложную поддержку от легкой, на что обращать внимание, как это все оценивается?

Баллы за поддержку у спортивной пары зависят от трех моментов:

  1. Группа, к которой относится поддержка - в основном именно она определяет базовую стоимость этой поддержки. Она зависит только от того, каким образом осуществляется подъем партнерши со льда в высокую позицию и больше ни от чего. Т.е. по факту 0,5 секунд на отрыв партнерши со льда вверх решают, насколько сложна поддержка. Поддержка со сложным подъемом и вообще без наворотов может быть намного дороже, чем поддержка с кучей наворотов (шпагаты, мостики, кораблики, смены поз) и легким подъемом.
  2. уровень поддержки, он также влияет на базовую стоимость поддержки, но меньше, чем первый пункт. Уровень зависит от количества наворотов до, после, внутри поддержки: усложненный вход в поддержку, усложненный выход, сменила ли партнерша позу внутри поддержки, держал ли партнер партнершу на 1 руке т.д. Поскольку есть множество вариантов дешево и сердито усложнить поддержку, обычно пары без проблем набирают 4 уровня. 3 уровень поддержки обычно пара получает, если судьи были слишком строги и не зачли какую-то черту, а 1-2, если поддержку сорвали посредине исполнения и не успели исполнить все черты.
  3. качество исполнения поддержки, эффектность и оригинальность поддержки (баллы ГОЕ, которые проставят судьи).

Разберем все 3 критерия по порядку.

Пункт 1: базовая стоимость поддержки (зависит только от типа подъема партнерши со льда в высокую позицию)

Самое глобальное разделение поддержек по сложности зависит от того, за какую часть тела партнер держит партнершу в момент, когда он отрывает ее от льда и поднимает в воздух.

Самые дорогие поддержки - это поддержки хватом "кисть в кисть". Думаю, очевидно, что для партнерши гораздо сложнее "вытолкнуть" себя руками от рук партнера в момент поддержки, чем просто подождать, пока ее поднимут за талию, бедро или подмышку. Партнеру тоже несладко: он должен держать свои руки очень крепко и поднимать очень плавно, чтобы партнерша не съехала набок и не сорвала поддержку, тогда как при подъеме партнерши за талию или бедро он может поднимать рывком, криво, косо, никуда она от него не улетит, если он ее держит за бедро.

Поддержки хватом кисть в кисть - это поддержки из 4 и 5 группы. В протоколах они обозначаются как 4Li, 5Li (цифра после Li будет обозначать уровень)

Поддержка 4 группы (4Li), безупречное исполнение Тарасовой/Морозова
Поддержка 4 группы (4Li), безупречное исполнение Тарасовой/Морозова

При этом играет роль только момент подъема, а не поза наверху. На коллаже ниже Саша Галлямов "наверху" сразу берет Настю за бедро (назовем эту часть тела Насти бедром)), однако поддержка считается хватом кисть в кисть, потому что подъем со льда осуществляется кисть-в кисть. А вот если бы Саша сразу взял Настю за бедро и поднял за бедро, такая поддержка стоила бы чуть ли не вдвое меньше!

Это тоже 4Li, потому что подъем со льда хватом кисть-в-кисть, неважно, какая поза наверху
Это тоже 4Li, потому что подъем со льда хватом кисть-в-кисть, неважно, какая поза наверху

В поддержках обеих российских пар партнерша располагается спиной к партнеру в момент подъема. Но она может располагаться и лицом, как ниже Вэньцзин Суй. На стоимость поддержки это не повлияет:

4Li, поддержка из 4 группы хватом кисть-в кисть
4Li, поддержка из 4 группы хватом кисть-в кисть

Однако, среди дорогих поддержек "кисть в кисть" тоже есть свое разделение на более и менее дорогие.

Обратите внимание: на всех трех поддержках выше партнер поднимает партнершу двумя руками одновременно. В момент начала подъема обе его руки расположены достаточно низко, партнерша упирается в них своими двумя руками и далее идет "жим двумя руками" со стороны партнерши (в ОФП это принято называть "выход силой"), и подъем двумя руками со стороны партнера.

Но есть еще один вариант, самый дорогой и сложный - поддержки из 5 группы, базовая стоимость которых целых 7 баллов.

Отличие поддержек из 5 группы от поддержек из 4 группы состоит из двух важных моментов:

  • в момент подъема одна рука партнера должна быть выше его плеча (таким образом партнер поднимает партнершу преимущественно одной своей рукой, а партнерша выталкивает себя вверх тоже преимущественно одной рукой).
  • в процессе подъема партнерша должна поворачиваться вокруг тела партнера тем или иным образом

Вариантов входа в такую поддержку очень немного и их легко распознать на льду.

"Лассо бок о бок", которое также называют аксельное лассо/аксельная поддержка (5АLi) - при входе в нее всегда возникает такая поза как при детской игре в "ручеек" - сверху руки партнеров образуют этакую "арку". Усложнение перед подъемом может быть разное у пар, но всегда партнер и партнерша едут бок о бок параллельно и всегда делают эту "арочку из рук".

5ALi от Александры Бойковой и Дмитрия Козловского
5ALi от Александры Бойковой и Дмитрия Козловского

Здесь также играет роль только момент подъема, а не поза наверху (наверху Дима почти сразу берет Сашу за талию, однако это поддержка хватом кисть-в-кисть, по типу подъема). Обратите внимание, что Диме пришлось во время подъема поворачивать Сашу на 360 градусов (она ехала спиной на зрителя, начал поднимать и в момент распрямления рук снова повернул ее спиной на зрителя), в результате его руки совершают движение на манер забрасывания лассо себе за спину (отсюда и название поддержки).

Второй вариант входа - это "обратное лассо". Классический вариант входа в обратное лассо - это поза как у Тарасовой/Морозова на коллаже внизу. То есть партнерша спиной к партнеру, при подъеме руки разноименные, правой рукой партнер теперь берет партнершу за ее левую руку (а выше в поддержке из 4 группы брал правой за правую). Опять получается "арочка" сверху из рук партнеров. В процессе подъема также партнер как бы "забрасывает" партнершу себе за спину на манер лассо.

Всем привет!-11

Наконец, есть еще один вариант "обратного лассо", непохожий на другие: поднимающая рука партнера на момент входа должна находится между ног партнерши. Выглядеть это может так:

Всем привет!-12

Я отметила красной рамкой момент входа: рука партнера выше его плеча, вторая рука (поднимающая) между ног партнерши. При таком типе хвата партнеру не приходится вращать партнершу вокруг себя, но у партнеров появляется другая трудность: как теперь вытащить ногу партнерши из кольца рук партнера, чтобы выйти в следующую позицию.

Все поддержки из 5 группы очень сложны и вы можете встретить их только в исполнении действующих спортивных пар.

В различных шоу поддержки из 4 и 5 группы исполняют либо приглашенные действующие спортсмены (Бойкова/Козловский в шоу Тутберидзе, Мишина/Галлямов в шоу Авербуха) либо спорстмены, которые только что завершили карьеру и еще не утратили навыки (Тарасова/Морозов в этом сезоне, Волосожар/Траньков сразу после завершения их карьеры и т.п.).

Вы не увидите поддержки хватом кисть-в-кисть в исполнении пар, которые не пары на льду (как когда в шоу приглашают одиночницу и парника), в исполнении "пожилых" пар, которые закончили карьеру многие годы назад, на "Ледниковом периоде" и т.п.

Хотя иногда случаются исключения, но там всегда есть свои но. Например ниже поддержка в исполнении Кристины Асмус и Алексея Тихонова с "Ледникового периода" с хватом кисть-в-кисть, то есть в принципе из 4 группы:

Всем привет!-13

Но тут ну очень простая поза для Кристины и всю работу выполнил Алексей. По факту кристина даже не выталкивает себя руками, она держит руки под бедрами и в момент подъема также не удерживает весь свой вес на руках, укладывая бедра на их с Алексеем сомкнутые руки.

Поддержки же из 2 группы (хват за бедро) и 3 группы (хват за талию) исполняются в разных шоу очень часто, и по силам любому профессиональному парнику, какую бы партнершу в пару ему ни выдали.

Так, например, Алена Косторная до решения перейти в пары выступала на шоу с Константином Гавриным, где они исполняли только поддержку хватом за талию (3 группа).

Чтобы изучить поддержки хватом кисть в кисть, которые сейчас Алена исполняет с Гошей Куницей, ей потребовались многие месяцы тренировок, тогда как поддержку хватом за талию Алена исполнила почти без подготовки, просто "на интерес".

В Ледниковом периоде очень часто можно встретить поддержки из 2 (подъем хватом за бедро) и 3 (подъем хватом за талию) групп, если партнер является профессиональным парником. От партнерши многое не требуется в момент подъема. Вот, например, поддержка из 3 группы в исполнении Кристины Асмус и Алексея Тихонова:

Всем привет!-14

Каждый сезон ИСУ обычно вводит одну из таких поддержек как обязательную к исполнению (потому что в противном случае спортивные пары вообще не исполняли бы их, сосредоточившись на более дорогих поддержках).

В этом сезоне обязательна была поддержка хватом за талию. Поскольку подъем в такой поддержке самый простой, спортивные пары обычно именно в поддержке хватом за талию/бедро пытаются наворотить как можно более сложные и зрелищные моргалки и дуделки: то есть если спортивная пара придумала классный сложный вход (Бойкова/Козловский) или интересную позу (Артемьева/Брюханов), то скорее всего они вставят это в поддержку "подешевле", чтобы не перенапрягать партнера и чтобы в случае срыва не потерять слишком много баллов.

Очень сложный вход в поддержку: Партнерша меняет позу в процессе подъема + кораблик у партнера. Сложная поза партнерши
Очень сложный вход в поддержку: Партнерша меняет позу в процессе подъема + кораблик у партнера. Сложная поза партнерши
Сложная и эффектная позиция партнерши в поддержке
Сложная и эффектная позиция партнерши в поддержке

Но, повторюсь, если спортивным парам дают волю (например обязательной объявляют поддержку из 5 группы), то почти никто дешевые поддержки хватом на бедро и талию не исполняет, все начинают делать только кисть в кисть, чтобы было подороже.

Наконец, есть еще поддержки из 1 группы, хватом за подмышку, они самые дешевые. Но где их увидеть, я даже не знаю. Пары класса КМС и выше давным-давно их не исполняют. И даже на Ледниковом периоде их попробуй еще найди.

Пункт 2: уровень поддержки (определяется числом черт усложнения)

Поддержка любой из групп имеет какой-то уровень. Просто "поднял-опустил" - базовый уровень. К нему прибавляются черты усложнения, сколько черт - такой и уровень. Максимум может быть 4 уровень, для него достаточно 4-рех черт сложности, но наши топовые пары часто добавляют 5 черт на случай, если какая-то из черт не будет засчитана тех. панелью.

Черты усложнения бывают следующие:

Черта усложнения (+1 к уровню): сложный вход в поддержку:

исполнение каких-то спиралей, хореографических элементов, акробатических трюков перед подъемом партнерши в высокую позицию и/или партнер поднимает партнершу вверх, находясь в положении "кораблик" или другом сложном положении (например, подъем партнерши в положении "ласточка", хотя пока еще никто не смог поднять партнершу так).


Сложный вход не одинаково сложен у пар: он может быть попроще и посложнее.

Попроще - это если партнеры (или только один из них) делают какую-то красивость на льду, а потом все-таки возвращаются в стандартную позицию "партнер на двух ногах, партнерша в простой позиции" и исполняют поддержку.

На скрине ниже формально выполнен критерий "сложный вход", хотя в реальности вход намного менее сложный, чем у других пар. Наталья подняла ногу, а затем вернулась в обычное положение, Илья и вовсе оставался на двух ногах.

Всем привет!-17

Чуть посложнее вариант, когда оба партнера что-то делают красивое, но все же в итоге возвращаются в "обычную" позицию и идет подъем с двух ног.

Лиза Осокина исполняет ту же спираль, что Наташа Хабибуллина, Артем Грицаенко исполняет "ласточку", но весь подъем осуществляется просто с двух ног у Артема:

Всем привет!-18

Еще пример: очень красивый вход у Насти и Саши: параллельный гидроблейд, затем красивущая параллельная ласточка, но все-таки Саша поднимает с двух ног:

Всем привет!-19

Посложнее вариант входа, когда перед основной высокой поддержкой исполняется "маленькая" поддержка.

Вэньцзин Суй/Цун Хань
Вэньцзин Суй/Цун Хань

Такое исполнение мы видим у Кати Чикмаревой и Матвея Янченкова, например:

Всем привет!-21

У Юлии Артемьевой и Алексея Брюханова:

Всем привет!-22

Наконец, самое сложное - это либо подъем партнерши из положения "кораблик" у партнера, т.е. когда кораблик исполняется не перед поддержкой, а именно в момент отрыва партнерши от льда:

Ясмина Кадырова/Валерий Колесов
Ясмина Кадырова/Валерий Колесов

Александра Бойкова/Дмитрий Козловский
Александра Бойкова/Дмитрий Козловский
Евгения Тарасова/Владимир Морозов
Евгения Тарасова/Владимир Морозов

Либо если во время подъема партнерши исполняются какие-то акробатические навороты:

Ксения Столбова/Федор Климов, вход в поддержку
Ксения Столбова/Федор Климов, вход в поддержку

Анастасия Мишина/Александр Галлямов, вход в поддержку
Анастасия Мишина/Александр Галлямов, вход в поддержку


Любой из сложных входов (даже такой как у Хабибуллиной/Княжука) принесет 1 черту сложности. А вот баллы ГОЕ скорее всего будут разные - за более сложный "сложный вход" судьи скорее всего дадут больше бонусных баллов.

Черта усложнения (+1 к уровню): провоз партнерши, держа ее одной рукой

Здесь все понятно: при исполнении поддержки партнер должен опустить одну руку и провезти партнершу, держа ее только одной рукой. Все топовые пары так делают и делают уже очень-очень давно.

Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков
Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков
Ирина Роднина/Александр Зайцев
Ирина Роднина/Александр Зайцев

Черта усложнения (+1) смена позиции партнерши в поддержке:

При исполнении поддержки партнерша должна показать не одну, а хотя бы две позиции. Во времена Ирины Родниной были пары, которые не меняли позицию партнерши, но в наше время все пары меняют порой не 2, а даже 3 позиции в каждой из своих поддержек.

Евгений Тарасова/Владимир Морозов: смена позиции партнерши
Евгений Тарасова/Владимир Морозов: смена позиции партнерши
Анастасия Мишина/Александр Галлямов, смена позиции партнерши
Анастасия Мишина/Александр Галлямов, смена позиции партнерши

Иногда смена позы партнершей может быть какая-то этакая, разэтакая и супер-сложная. Такую смену оценит не только тех. панель (проставив +1 к уровню сложности), но и судьи, выставляя баллы ГОЕ.

Самые сложные смены поз в истории ФК на мой взгляд исполняла Алена Савченко. Посмотрите на вот эту смену: вы не увидите такую у современных партерш, т.к. она требует от партнерши запредельного владения телом и огромной физической силы:

Всем привет!-32

Черта усложнения (+1 к уровню): сложная вариация позиции партнерши

Хотя бы одна из позиций партнерши должна быть "сложной". Тут тот же случай, что и со "сложным входом". В том или ином виде этот критерий соблюдают все пары, но у некоторых пар позиция партнерши явно сложнее, чем у других. Поскольку уровень +1 поднимется у всех пар, то судьи стараются поощрить баллами GOE партнерш, которые исполняют наверху штагаты и сложносочиненные позы:

Ясмина Кадырова/Валерий Колесов, хват за бедро
Ясмина Кадырова/Валерий Колесов, хват за бедро
Александра Бойкова/Дмитрий Козловский, хват за боковую часть талии
Александра Бойкова/Дмитрий Козловский, хват за боковую часть талии
Вэньцзин Суй/Цун Хань, оригинальная вариация с вертикальным шпагатом партнерши
Вэньцзин Суй/Цун Хань, оригинальная вариация с вертикальным шпагатом партнерши

А также пары, у которых поза партнерши требует поиска сложного баланса. Поддержка с фирменной позицией Евгении Тарасовой/Владимира Морозова при чистом исполнении всегда получала огромные баллы GOE от судей.

Евгения Тарасова/Владимир Морозов
Евгения Тарасова/Владимир Морозов

Хотя формально вот эта позиция Насти Мишиной на нее похожа (тоже хват правой рукой за правое бедро), но явно сложнее сохранять баланс при почти горизонтальном положении партнерши, как у Тарасовой:

Всем привет!-37

Поэтому поддержка Мишиной/Галлямова оценивается ниже.

Кстати, при очень похожих позах партнерши, вариации, при которых партнерша располагается "лицом вверх" (а партнер держит ее со спины) сложнее, чем вариация, когда партнерша располагается "лицом вниз".

Всем привет!-38

Если вы помните, в статье с лучшими поддержками сезона наиболее высоко оценивались поддержки Чикмаревой/Янченкова, Артемьевой/Брюханова и Бойковой/Козловского. Все они включали в себя вариацию позиции партнерши "лицом вверх".

Всем привет!-39

Черта усложнения (+1 к уровню): сложный выход из поддержки

При сходе с поддержки пара обычно показывает всякую акробатику: партнер некоторое время крутит партнершу туда-сюда, прежде чем поставить ее на лед.

Александра Бойкова/Дмитрий Козловский
Александра Бойкова/Дмитрий Козловский
Анастасия Мишина/Александр Галлямов
Анастасия Мишина/Александр Галлямов

Еще есть очень физически сложный вариант, который редко кто демонстрирует: спуск партнерши одной рукой. И неожиданно этот вариант сложного спуска показал как вы думаете кто: Георгий Куница! Давайте поапплодируем парню, это реально очень неожиданно, потому что обычно только самые опытные пары решаются на такой трюк. Если партнер спускает партнершу одной рукой, никаких наворотов и акробатики не требуется, "одной руки" достаточно, чтобы судьи признали такой сход с поддержки сложным.

Алена Косторная/Георгий Куница: спуск партнерши одной рукой
Алена Косторная/Георгий Куница: спуск партнерши одной рукой

Черта усложнения (+1 к уровню): партнер вращается в разные стороны при исполнении поддержки

При этом чтобы черта была зачтена, необходимо, чтобы смена направления вращения партнером была согласована со сменой позиции партнерши. Партнер должен исполнить определенное число оборотов до смены позиции партнерши и определенное после.


Черта усложнения (+1 к уровню): провоз партнерши в сложной позиции

Это одна из самых редких, самых красивых и самых сложных черт усложнения. Партнер в процессе исполнения поддержки обычно исполняет кораблик.

Алена Савченко/Робин Шолковы
Алена Савченко/Робин Шолковы
Пан Цин/Тун Цзянь
Пан Цин/Тун Цзянь

Добавление такой черты усложнения в поддержку сразу прибавляет паре очков в глазах судей.

Очень небольшое количество партнеров из спортивных пар способны провезти партнершу на вытянутых руках и в "кораблике". Хотя у танцевальных пар поддержки в "кораблике" это база, но у них физически попроще для партнера поддержки.

Ну и самое редкое: это провоз партнерши в "ласточке", т.е. стоя на одной ноге. Число партнеров обоих видов парного ФК, способных удержать на одной ноге себя и партнершу, очень мало.

А число партнеров из спортивных пар за всю историю ФК можно по пальцам пересчитать.

Пожалуй, лучшее исполнение показал Максим Траньков на пике их с Татьяной Волосожар карьеры (т.е. в предолимпийский и олимпийский сезоны). Ласточка Максима довольно эстетичная и сравнительно "длинная", хотя и невысокая, конечно.

Всем привет!-45

4 года спустя провоз партнерши в ласточке повторит Цун Хань, но его ласточка менее эстетичная, позднее пара откажется от этого провоза:

Вэньцзин Суй/Цун Хань
Вэньцзин Суй/Цун Хань

Пункт 3: баллы GOE

В зависимости от качества исполнения и оригинальности использованных черт усложнения поддержка может получить бонус до 50% своей базовой стоимости.

Практика показывает, что даже безупречно и идеально исполненная поддержка вряд ли получит больше +3 ГОЕ, если пара не использовала какие-то оригинальные и сложные вариации позиции партнерши, сложную позу партнера (кораблик при провозе или при подъеме), сложную по балансу позицию. Так, например, поддержка Мухортовой/Евгеньева из предыдущей статьи была исполнена безупречно, но получила лишь +3 ГОЕ.

Всем привет!-47

Если пара хочет вырваться в лидеры, им придется добавлять в свои поддержки редкие и оригинальные черты усложнения. Вы не прочитаете этого в правилах, но если вы посмотрите большое количество прокатов разных пар, то убедитесь, что эта тенденция свято соблюдается судьями. Ведь по существующим правилам "подзажимать" GOE +4/+5 - это единственный способ как-то поощрить пары, которые исполняют сложные, рискованные и зрелищные поддержки (если +5 будут давать за чистые, но банальные вариации, никто не будет исполнять оригинальные).

GOE ниже, чем +3 при чистом исполнении поддержек 4 уровня обычно получают пары, у которых есть небольшие огрехи и неточности в исполнении: не лучшие линии, потеря скорости партнером во время исполнения, неловкий спуск.

Резюмируя:

Всем привет!-48

Итак, теперь вы знаете, какие поддержки у спортивных пар сложнее, а какие легче. В "глобальном" смысле любые высокие поддержки хватом кисть в кисть очень сложные. Но все современные топовые пары владеют этим типом поддержек, также как и самыми сложными поддержками из 5 группы типа "лассо/аксельная" и "обратное лассо", а также все современные пары добавляют в свои поддержки не менее 4 черт усложнения, чтобы набрать уровень.

Поэтому у современных пар разница в стоимости поддержек складывается из мелких деталей - не просто "какой тип поддержки" и "какой уровень" а какие именно черты усложнения взяли, насколько качественно их исполнили.

Баллы GOE, выставляемые судьями, отражают не только качество исполнения, но и сложность вариаций. Поэтому на ОИ в Пекине за одинаково качественное исполнение поддержек одинаковой базовой стоимости и одинакового уровня Тарасова/Морозов получили баллы выше, чем Мишина/Галлямов, например. Аналогично, в этом сезоне Бойкова/Козловский получают за поддержки баллы чуть-чуть, но все же выше, чем Мишина/Галлямов, потому что у них более сложные вариации.

Практика показывает, что чем более сложные и редкие черты усложнения берет пара, тем выше оценка.

Например, провоз партнерши в кораблике и подъем партнерши из кораблика (а тем более провоз партнерши в ласточке) обычно наиболее благосклонно оцениваются судьями, т.к. это объективно очень сложно для партнера.

Оценивая вариацию позиции партнерши, судьи смотрят не только на шпагаты/прогибы и мостики, но и на то, насколько сложно сохранять баланс в такой позиции, поэтому вариации "партнерша лицом вверх" оцениваются выше, чем "партнерша лицом вниз".

Ну что, узнали ли вы что-то новое из статьи о поддержек у спортивных пар?) Считаете ли справедливыми оценки судей за поддержки?