Михаил Ломоносов: «… портрет мозаичного художества блаженныя памяти государя императора Петра Великого»

В 2023 году Зимнем дворце открыта третья очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». Новые залы рассказывают о периоде царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (1730–1761), продолжательниц дел первого российского императора. Здесь представлены произведения изобразительного и прикладного искусства эпох барокко и рококо: предметы из резной кости, металла, дерева и других материалов, а также изделия из фарфора, созданные на Порцелиновой мануфактуре (Императорский фарфоровый завод) в Санкт-Петербурге. Целый зал посвящён выдающемуся деятелю отечественной науки и культуры Михаилу Васильевичу Ломоносову, основавшему Усть-Рудицкую стеклянную фабрику. На экспозиции можно увидеть выполненные там мозаики и стеклярусные панно. Центральное место занимает мозаичный портрет Петра Великого, собственноручно исполненный Михаилом Васильевичем.

Фото: Алексей Бронников
Фото: Алексей Бронников

Крупный учёный Михаил Ломоносов мечтал о возрождении русского мозаичного искусства, вытесненного в XII веке фресковой живописью. Первым шагом к осуществлению задумки стало открытие им стеклянной фабрики в Усть-Рудице, где по рецептам Михаила Васильевича изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи. Было освоено также глухое непрозрачное цветное стекло для мозаичных работ.

Активный сторонник и пропагандист петровских реформ Михаил Ломоносов ценил вклад императора Петра Великого в становление и развитие России, восторгался его личностью. Одним из ярких примеров такого отношения является создание мозаичного портрета Петра Первого.

Мозаичный портрет Петра I. Фото: Алексей Бронников
Мозаичный портрет Петра I. Фото: Алексей Бронников

Работа над изображением велась в мозаичной мастерской Михаила Ломоносова на Васильевском острове, а полировка и шлифовка были выполнены на машинах, установленных на мельнице Усть-Рудицкой фабрики. В 1754 году портрет был передан императрице Елизавете Петровне, о чём Ломоносов писал в своём рапорте в Мануфактур-контору: «Мельница построена, движет шлифовальную машину, на которой уже учинена действительная проба, шлифован и полирован портрет мозаичного художества блаженныя памяти государя императора Петра Великого, подан прошлого лета ее императорскому величеству».

Усть-Рудицкая фабрика. Бисерное панно. Вторая половина XVIII в.
Усть-Рудицкая фабрика. Бисерное панно. Вторая половина XVIII в.

Портрет Петра I исполнен с живописных оригиналов Л. Карвака (лицо) и И.-Г. Таннауэра (доспехи), в типичной для ломоносовской мастерской яркой монументальной манере. Необычайно выразительны рисунок и палитра смальт разнообразной цветовой силы. Чередование глухих и прозрачных смальт создают богатую игру светотени и способствуют смене впечатлений от портрета в зависимости от точек зрения и освещения. Ломоносов сумел не только передать фактуру многих материалов – трепетность кожи, блеск металлических лат, переливы муара, – но главное – запечатлеть для потомков образ деятельного, полного неукротимой творческой энергии, устремленного в будущее преобразователя России.

Портрет первого российского императора представлен в зале № 162 постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». Посетить экспозицию можно по входному билету в Главный музейный комплекс.

Генеральный спонсор экспозиции – ПАО «Газпром».

Текст подготовлен по материалам каталога выставки «М. В. Ломоносов и елизаветинское время» (издание Государственного Эрмитажа, 2011 год).