Найти тему
Контур.Школа

Первичные документы Приказа 61н по учету доходов в учреждениях. Часть 1

Оглавление

В этой статье:

  • Миф 1. Формы электронных первичных документов применяют только те учреждения, где есть ЭДО
  • Миф 2. Можно использовать формы документов, которые учреждение разработало само и закрепило в учетной политике
  • Миф 3. Первичку по доходам должны применять только казенные учреждения — администраторы доходов

(function () {if (typeof Kontur == 'undefined')return;const counters = Kontur.Counters;if (counters == undefined)return;counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-show');const items = document.querySelectorAll('[data-summary-item]');items.forEach((item) => {item.addEventListener('click', function (e) {counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-click');});});}());

Миф 1. Формы электронных первичных документов применяют только те учреждения, где есть ЭДО

Нет, это не так. В Методических указаниях Приказа 61н (п. 6) определено, что «если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе, а также при отсутствии организационно-технической возможности субъекта учета формирования и хранения электронных документов, формы унифицированных электронных первичных учетных документов применяются для формирования первичных учетных документов на бумажном носителе с одновременным представлением лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, электронного образа (скан-копии) такого документа».

Иными словами, наличие или отсутствие ЭДО не должно стать препятствием для применения новой первички — электронные документы могут быть и бумажными, если у субъекта учета нет организационно-технической возможности создать и вести ЭДО.

В этом вопросе у организаций бюджетной сферы есть еще одно популярное заблуждение — боязнь привлечения к административной ответственности за отсутствие ЭДО. Поспешим успокоить: действующее законодательство таких санкций не предусматривает. Бухгалтерская статья 15.15.6 устанавливает ответственность за отсутствие первичных документов как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, но никаких требований к форме документов (бумажные или электронные) не предъявляет.

Подписка Контур.Школы

Обучение специалистов бюджетной сферы разного уровня подготовки. Удобные форматы. Документы об обучении

Узнать больше

Миф 2. Можно использовать формы документов, которые учреждение разработало само и закрепило в учетной политике

Не совсем так. Современный подход Минфина России к применению документов, формы которых утверждены локальными актами субъекта учета, таков: да, можно и нужно, но только до тех пор, пока нет унифицированной формы, утвержденной приказом ведомства (Письмо Минфина России от 22.07.2022 № 02-07-10/71229).

Дело в том, что ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ закрепила право экономических субъектов самостоятельно решать вопросы с формами первичных документов, кроме организаций бюджетной сферы, для которых унифицированные формы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Это означает, что по мере запуска очередных унифицированных форм первички субъекты учета, в том числе бюджетные и автономные учреждения, должны пересматривать применяемые документы и исключать из этого списка самостоятельно разработанные, если появилась унифицированная форма.

Все вышесказанное полностью относится и к документам по учету доходов.

-2

Обучение для бухгалтера учреждения

Узнаете, как перейти на ЭДО, какие новые электронные формы первички нужно применять, какими документами оформить операции по зарплате, ОС, МЗ и контрагентам

Смотреть программу

Миф 3. Первичку по доходам должны применять только казенные учреждения — администраторы доходов

Серьезное заблуждение, что на бюджетные и автономные учреждения это требование не распространяется, влечет негативные последствия.

Формы документов, установленных Приказом 61н, обязательны для бюджетных, автономных учреждений: они обязаны применять их так же, как любые другие организации бюджетной сферы (Письма Минфина России от 21.12.2022 № 02-07-05/125613, от 28.04.2023 № 02-07-10/39812, от 05.07.2023 № 02-07-10/62839, от 04.10.2023 № 02-07-10/94555, от 30.11.2023 № 02-06-07/115365).