31,7K подписчиков

Архивные фото автомобилей из СССР, которые стоит увидеть и рассмотреть повнимательнее

422 прочитали

Мы привыкли считать отечественный автопром чем-то ужасным. Однако если подумать, советское государство обеспечивало свой народ машинами самого разного назначения. Да, многие из них были неказисты и излишне “суровы”. Но стоит помнить, что и в некоторых других странах в те годы модели не отличались изяществом. Достаточно вспомнить, что ВАЗовская “классика” - копия тогдашнего FIAT, да и некоторые грузовики делались “под копирку”. Сегодня вспомним о по-своему уникальных автомобилях, запомнившихся людям, заставшим ту эпоху.
 Мы привыкли считать отечественный автопром чем-то ужасным. Однако если подумать, советское государство обеспечивало свой народ машинами самого разного назначения.

Кинопередвижки

“Выросшие” из агитационных автомобилей, эти машины были любимцами неискушенной деревенской публики. В селениях, где из развлечений - только недавно построенный клуб, приезд синематографистов был настоящим праздником. Поначалу киномеханики передвигались на гужевом транспорте, затем - преимущественно на иностранных грузовиках. В более поздние же годы в труднодоступные населенные пункты прибывал автомобиль повышенной проходимости - УАЗ-450. Помните, как у Тараса в “Королеве бензоколонки”?

 Мы привыкли считать отечественный автопром чем-то ужасным. Однако если подумать, советское государство обеспечивало свой народ машинами самого разного назначения.-2

Но особенно запомнились киноавтобусы, выпускаемые в Белорусской ССР. Названия у них встречались разные: “Малыш”, “Малютка” и даже “Салаватик”. Общей особенностью было то, что фильм “крутили” внутри, а не проецировали на экран клуба или стену. Посадочных мест по воспоминаниям очевидцев было от 28 до 40.

В наши дни у каждого дома есть не только телевизор, но и компьютер или ноутбук с выходом в интернет. Это позволяет посмотреть любой фильм в любое удобное время, не покидая жилища (а иногда - и кровати). Поэтому даже стационарные кинотеатры приходят в упадок и закрываются. А уж передвижки и вовсе остались лишь на фото и, может быть, в автомобильных музеях.

Автолавки

 Мы привыкли считать отечественный автопром чем-то ужасным. Однако если подумать, советское государство обеспечивало свой народ машинами самого разного назначения.-3

Их можно было бы также назвать приметой времени. Но это не так - на карте современной России “глухомани”, жители которой нуждаются в продуктах и предметах быта, не меньше, чем в 20-е годы прошлого века. И все так же ездят раз в неделю автолавки (хотя во многих случаях доставку берут на себя предприимчивые односельчане, имеющие машину). Вот только грузят товары картонными упаковками в багажник обычной “рабочей лошадки”. А на заре советской власти делали ставку на эстетику. Новая жизнь - это красота, комфорт, удобство. И магазин на базе грузовика ЗИС-5 - тому подтверждение. Обратите внимание на витрину в задней части автомобиля, навес, площадку для покупателей. А уж эти милые шторки на окнах!

Автотранспортер АТ-6

 Мы привыкли считать отечественный автопром чем-то ужасным. Однако если подумать, советское государство обеспечивало свой народ машинами самого разного назначения.-4

Где только не применяли в СССР, России и бывших союзных республиках знаменитый УАЗ-452 “буханку”! На нем ездили почтальоны, газовая служба, медики и представители многих других специальностей. Выпускались даже вариации особой проходимости - на гусеничном ходу, но увы, не сохранились до наших дней. Но особенно интересно выглядит транспортер на базе этой машины. Применялся он преимущественно в аэропортах. За интересную кабину сетевые юмористы успели прозвать труженика от авиации “Полубуханкой”.

Знаменитый “Луноход” в неожиданной версии

 Мы привыкли считать отечественный автопром чем-то ужасным. Однако если подумать, советское государство обеспечивало свой народ машинами самого разного назначения.-5
Представители старшего поколения прекрасно помнят “круглолицые и круглоглазые” автобусы Ликинского завода. Небольшие, компактные и не слишком быстрые, они встречались в каждом крупном городе. Зимой в таком автобусе было тепло, а летом стоял тяжелый запах бензина, который многие вспоминают с содроганием. а еще на некоторых автобусах дверные створки были прикреплены к корпусу толстенными цепями. “Бывалые” рассказывали, что это, дескать, оттого, что в час пик двери просто срывала с петель толпа. Не знаю - ни разу с таким не сталкивался (вот дверь “Газели”, оставшуюся в руках хрупкой девушки, видел. Но сейчас не об этом).

На фото ниже не просто “Луноход”, а с “гармошкой”. По задумке инженеров он должен был обеспечить возможность добираться в нужное место большему количеству пассажиров. Но модель так и осталась прототипом - к тому времени из дружественной Венгрии начали в достаточных количествах прибывать знаменитые “Икарусы”.

ЗИЛ-118А “Юность”

 Мы привыкли считать отечественный автопром чем-то ужасным. Однако если подумать, советское государство обеспечивало свой народ машинами самого разного назначения.-6

В СССР не было развито производство минивэнов. Поэтому любой проект подобной машины - своего рода чудо. “Юность” планировалась как автобус для перевозки туристов. Она была уникальна во многом - от экстерьера до автоматической КПП (в начале 60-х годов в СССР!). Автомобиль получил высокую оценку от тогдашнего лидера партии, но несмотря на это в серийное производство не попала. Нужны были новые линии, цеха, оборудование. Строительство сочли нецелесообразным, несмотря даже на экспортные перспективы.

Всего с конвейера сошло около сотни ЗИЛ-118А. По прямому назначению их не использовали - на их базе разработали машину скорой медицинской помощи. Видели подобные только в столице. Полюбуйтесь - правда, она прекрасна?

ГАЗ-21 “Волга”

 Мы привыкли считать отечественный автопром чем-то ужасным. Однако если подумать, советское государство обеспечивало свой народ машинами самого разного назначения.-7

Сама по себе милицейская “Волга” никого не удивит - именно легковые автомобили Горьковского автозавода долгое время были наиболее распространены у советских служителей правопорядка. Однако у автомобиля на фото необычный окрас - темно-синий кузов с яркими красными полосами по бокам.

Сегодня мало кто вспомнит, но именно такие цвета были в ходу, когда за безопасность на дорогах отвечал ОРУД. А веселыми канареечно-желтыми милицейские автомобили стали уже в 70-е годы, более чем через 10 лет после слияния ОРУДа с ГАИ (ранее выполнявшей лишь административные функции).

Все представленные в статье автомобили - служебные. И это неудивительно - эра личного транспорта тогда еще не наступила. Ностальгируйте, удивляйтесь, если видите такое впервые, ставьте лайки!