Андрея Часовских можно назвать легендой тамбовского футбола современности. Его узнают, его любят болельщики, а когда диктор на стадионе объявляет его имя, трибуны рукоплещут. Он, наряду с Алексеем Рыбиным и Олегом Чернышовым, входит в топ-3 футболистов, сыгравших за «Тамбов» больше всех матчей. Но в отличие от вышеупомянутых игроков, Часовских является воспитанником тамбовского футбола. Его футбольная философия - играть за родной город. Наверное поэтому, когда зимой 2023 года ему предложили вернуться в футбол, он не смог отказать. Ведь практически всю свою профессиональную карьеру он провел в родном городе Тамбове. С 2009-го по 2010-й год выступал за молодежную команду «Крыльев Советов», вернулся в Тамбов и стал выступать за команду «Академии футбола», предшественника «Тамбова». Летом 2013 года подписал контракт с только созданным «Тамбовом». У него были аренды, была «Кубань» и было завершение карьеры, которое в феврале 2023 года нападающий отложил.
Андрей, после Кубани ты решил завершить свою карьеру. Ты два года не играл, но когда у нас здесь начала завязываться история со «Спартаком», я знаю, что многие хотели видеть тебя в команде. Но ты долгое время не соглашался, потом все-таки поменял свое решение. Почему?
Потому что много было комментариев: «Давай, давай, ты поможешь, ты нужен». Я, наверное, прислушался и согласился.
То есть на тебя большое влияние оказала общественность?
Ну можно так сказать. Знакомые.
А еще были какие-то факторы?
Да, да. Тренер – Сергей Викторович Рыжиков и спортивный директор Алексей Викторович Снетков.
Успел соскучиться по футболу за два года?
Даа, как второй глоток был. Очень приятно было работать с Сергеем Викторовичем. Мы с ним нашли общий язык тут же. Вообще без каких-либо проблем. Было желание. Но после такого перерыва, как и у многих, сказывались какие-то микротравмы, растяжения. Вот это помешало, а так, было все неплохо.
Что для тебя вообще значило возвращение в футбол? До этого было такое ощущение, что ты уже им преисполнился?
Нет, никто и никогда не преисполнится футболом полноценно. Футбол и есть вся моя жизнь. Здесь я начинал, здесь расцветал-процветал. Моя главная философия - играть за родной город. Не важно, что там, кто, какие деньги и тому подобное - я хочу играть за родной город.
То есть для тебя душевное - главное?
Да, как говорится, и в радости, и в печали со своей командой.
Для тебя в принципе было не важно, что команда во Второй Лиге играет, просто хотелось помочь и вернуться играть домой?
Вообще не важно, да.
На сегодняшний день у тебя уже 24 матча за тамбовский «Спартак» и 4 гола.
Мало.
Мало. С чем это связано? Хотелось бы побольше просто.
Всем хотелось бы. Я считаю, прошлый сезон после летнего перерыва, можно сказать, я играл с травмой, на одной ноге. Не стал уходить в долгое лечение, просто терпел, играл на уколах. Из-за этого результативность страдала.
А как по настрою? Обычно на волевых качествах «вывозят» игру, если вдруг нет сил физических или здоровья.
А здесь за счет команды. Команда подхватила волну. Билась, бодалась, и я ощущал это. Осознавал, что где-то не то, где-то не получается, но команда это все компенсировала победами. И так всегда, игрок - неотъемлемая часть коллектива. Мы все одно дело делаем.
Хочется отметить, что ты на тренировках обучаешь молодежь. Есть ощущение, что ты заряжаешь молодых своим опытом, своими знаниями. Как ты считаешь, наматывают они на ус твои подсказки, слова?
Даже если и наматывают, то поймут это только позже. И мне говорили в свое время, но у нас немножко другая ситуация была. Когда мне подсказывали, я все это впитывал. Я не понимал почему нужно так делать, но все, что от меня требовали, я выполнял. Давай передачу – даю в ножку, а им надо на долю секунды раньше. А тут я ребятам говорю, чтобы хотя бы просто отдали передачу, все равно уже другой подход. Разница в поколениях есть, ну или уровень другой.
То есть в наставничестве у тебя был пример, тебя так воспитывали твои сокомандники и ты тоже так делаешь. Потому что ты, наверное, один из немногих кто так делает.
Но с нынешнем поколением это не очень помогает.
В твои годы, когда ты начинал, была какая-то дедовщина? Сильно ли сейчас подход изменился?
Отголоски застал. У нас уже попроще было. Но все равно по-другому. Подход изменился, бросается в глаза разница поколений. Но мир меняется, все меняется. Время другое. Раньше больше за команду бились. Для меня показательный момент Валеры Гануса. Головой в ноги, кость в кость шел, вот он - для команды. Пацаны увидели, как он ложится под мячи и сами начинают так же. Так и должно быть. Друг за друга.
Есть ли матч, который значим для тебя? Я так понимаю, что особенный период это ФК «Тамбов», потому что ты прошел с ним от и до, от Второй Лиги до РПЛ. Есть памятный матч из этого отрезка карьеры? Многие вспоминают сразу матч против «Балтики», потому что ты забил классный гол через себя.
Вообще нет, с «Балтикой» - рядовой матч. Просто эмоции были. Что-то не получалось, хотя играли неплохо. И я решился на этот удар. Забил, и это дало второе дыхание команде, и мы в концовке еще забили. «Балтика» была сильной командой, шла за нами, нашим конкурентом была. И мы, кажется, в стыки вышли, это был переломный момент. А так рядовой матч. Для меня запомнился матч Кубка с «Крыльями Советов», когда 2:3 сыграли. Весь стадион полный, интересные голы, интересная игра. Мы подсдулись в конце, а так…Можно еще вспомнить стыковой матч с «Амкаром». Там я сожалею, что не сыграл в первой игре. Хотел бы всю игру сыграть. По-другому бы может быть все сложилось. Не знаю…
Скучаешь по тому периоду?
Да, у нас команда была очень сильная. Было интересно играть.
Каких игроков ты вспоминаешь с теплотой?
Андрей Мурнин – маленький гномик. Что он за передачи отдавал, как рукой закидывал. Класс. Шевчук с волшебной левой. Это вот к тому, что не надо много бегать. Если человек видит, понимает, он может и с места отдать. Олег Чернышов, с которым тоже от и до в команде были, потом еще и вместе в Казахстан в аренду отправились. Сейчас тоже футбольная судьба свела.
Как ты считаешь, что в команде вообще самое главное?
Коллектив. Самое главное коллектив, коллективный дух. Чтобы друг за друга катились, ломались, друг друга прикрывали. Из-за кого-то пропустили, но из-за него же мы можем забить. Какая разница. Никогда не опускать руки и не сдаваться.
Ты в историю «Тамбова» вошел как лучший бомбардир клуба, у тебя 27 голов, 4 передачи, 139 игр?
И рекордсмен по арендам (смеется). Три аренды «Луч», «Актобе» и «Витязь» Подольск на два месяца.
Ты всегда был согласен с такими решениями?
«Витязь» Подольск – был согласен. Это первая аренда была. В «Луч» абсолютно не согласен, но это жизнь, приходится подстраиваться под какие-то решения. Футбол не всегда справедлив. Третья аренда – это когда ФК «Тамбов» второй сезон играл в РПЛ, меня отдали в Казахстан в «Актобе».
Наверное, было обидно из родного города уезжать в Казахстан, тем более когда команда выступает в Премьер Лиге?
Это футбольная жизнь. Есть свои подводные камни. Можем соглашаться с некоторыми решениями, можем нет. Приходится адаптироваться. После Казахстана я вернулся в Тамбов, у меня еще был действующий контракт, но команда уже была не та. Там все сильно поменялось. Была уже сборная солянка.
Есть у тебя моменты, о которых ты жалеешь в футбольном плане?
В футбольном – ни о чем. Жалею, что тогда «Амкар» не обыграли. С такой командой, с таким тренерским штабом мы не вышли выше. Тогда может все по-другому бы было. У нас действительно интересная команда была. Да и я в самых лучших кондициях был.
Ты считаешь, что на тот момент ты был на пике своей формы? Есть ли вообще у спортсмена пик формы?
Есть, конечно. Всегда есть. И очень классно, когда твоя психологическая форма совпадает с физической.
На тот момент ты на пике своей формы, молодой перспективный футболист, уже являешься кумиром для многих тамбовских болельщиков. Была ли у тебя какая-то звездная болезнь?
Не было. Вообще. Просто парень с Белого Бака, который играл в футбол и мечтал попасть в профессиональную команду (смеется).
Какие у тебя были цели и мечты? Вот ты с командой идешь от начала и до конца. Это являлось вершиной твоих целей или ты мечтал о чем-то большем?
Я дал себе обещание никогда не играть в Барселоне, прошло 30 лет и я до сих пор держу свое слово (смеется).
Ты хотел именно с одним клубом пройти весь путь или же хотел сменить команду и пойти выше?
Хотел все с одним клубом пройти. У меня были предложения в Премьер Лигу, но я отказался.
Если не секрет, то куда?
В СКА-Хабаровск.
Ты не жалеешь об этом спустя время?
Нет, вообще. Не в деньгах счастье.
Ты больше за мораль, чем за финансовую составляющую?
Абсолютно точно.
Помнишь тот момент, когда команда вышла в РПЛ?
Да, я тогда был в аренде, матчи проходили в один день у всех, но я заболел и приехал чуть раньше, поэтому находился на заключительном матче на стадионе.
Когда у тебя тогда были эмоции? Это ведь круто, ты видишь, что твоя команда выходит в высшую лигу.
Классно, особенно, когда весь этот путь вы проходили вместе.
Было ощущение того, что вот, я этого достиг?
Нет, совсем нет. Хотя в этом чемпионском сезоне я сыграл 8 матчей, ну выходил на замену. Но нет, я не достиг.
Тогда было крутое промо, которое все обсуждали, где ты снимался с болельщиками. Расскажи про внутреннюю кухню съемок.
Было круто. Будто придумано на скорую руку и организовано очень прикольно. Просто пришли люди, болельщики, которых я помню с игр на стадионе, ажиотажные мужички, пара и активные болельщики, некоторые в масках, как обычно. Было очень атмосферно. Алексей Мишунин быстро скомандовал одним это сказать, другим то. Пару кадров тут сделал, пару тут. И в концовке я сказал эту фразу «Пришел наш час». Но это не то, что мой час, а именно для команды пришло время. В итоге сожгли газон, но было весело и атмосферно. Думаю, если бы тогда в первом сезоне РПЛ играли на домашнем стадионе и не было бы переездов, то точно в домашних матчах гораздо больше очков заработали бы на таких эмоциях. Вот сейчас хочется вернуть этот дух, веру в команду, веру в нас самих, зацепиться и не отпускать дома ни одну команду. Чтобы сюда боялись приезжать. Это очень важную роль играет.
Как этого достичь? Кто это должен сделать?
Это ни кто-то должен сделать, это все должны сделать. От персонала клуба до футболистов. Чтобы все одной идеей жили. Этот дух вырабатывается через кровь и пот на поле.
Скажи, а ты долго набирал форму после паузы?
Нет, относительно быстро.
Ты вообще за два года не касался мяча?
Практически нет. Только когда за «Колизей» звали играть, я так соглашался пару раз в месяц, может. Вообще не хотелось касаться мяча. Уговаривали, и я отвечал «Ну давааааай». Но мне было приятно выходить на поле, потому что играл с людьми, с которыми вместе прошли немалый футбольный путь: Макс Сопин, Анатолий Иванов, Алексей Снетков, Максим Мысин, Павел Проскуряков, Юра Гусев, Диман Меломаев и другие.
В команду ты тоже пришел с фразой «Ну даваааай» или нет?
Вообще нет. Я очень ответственный человек. Даже если что-то болит, не могу неделю сидеть лечиться, деньги просто так получать не могу. Не приучили меня так, спасибо всем тренерам. Пока у тебя не оторвалось, ты должен играть за команду.
Нынешний футбол немного другой, сейчас наоборот более тщательно следят за недомоганиями, мне кажется.
Наверное, да. Возможно, я тоже был не прав в своем решении в прошлом сезоне, когда играл с травмой. Нужно было взять паузу и подлечиться, но, вроде, время такое было, нужны были очки. Может, чем-то большим мог помочь команде.
Какую роль играют болельщики?
Основополагающую. Так всегда было. И в «Спартаке» 90-ых. Есть же рекорд у тамбовского «Спартака» 74 домашних матча без поражений, болельщики помнят это до сих пор, наверняка. Кстати, я с тем тамбовским «Спартаком» подписывал контракт на 3 дня. Три дня числился футболистом того «Спартака».
Каким образом вообще?
А я закончил с футболом (смеется) в 19 лет. В 16 лет я уехал и забил первый свой гол в профессиональной карьере в молодежном первенстве за «Крылья Советов». Потом через 2 года я вернулся, там команда была на омоложение и всех ребят распустили. У меня было тогда воспаление ахилла, ну и как обычно, молодой, не знаешь, от кого помощь получить, к кому обратиться, и мучаешься сам по себе. Я поехал в «Рубин». Там впервые увидел Рыжикова, мы с ним на одной базе жили, ели в столовой вместе. Я ему, правда, не говорил этого здесь. Месяц я там потренировался, все было нормально. Потом я заболел и на меня повесили холтер, который проверяет сердце. Мне сказали, что у меня с сердцем проблемы. «Мы тебе попозже наберем, как раз на сборы скоро поедем», и не набрали, как обычно это бывает. Потом я поехал в Краснодар-2000, Вторая Лига. После двух тренировок мне предложили контракт. Там условия после Премьер Лиги, конечно, предложили не очень, я сказал: «Ну что-то нет, спасибо-спасибо». Потом какой-то Кропоткин был, на область. Меня там не оставили, хотя даже прописку сделали, чтобы играть за них на край. В итоге я там не остался, уехал домой, разочаровался и решил закончить на полгода.
Потом как вернулся?
Антон Александрович Рязанов с Державинского университета предложил за университет поиграть. Я тогда на спорфаке учился. Ну я и пришел в команду. Мы выигрывали первенство. Я выходил особо без желания, но с центра забивал. С развода бежал, обводил и забивал, то ли Рассказово, то ли Котовску. А почему? Потому что ничто не давило. А в профессиональном футболе это и так должны делать. Дома вообще это должно быть само собой разумеющееся. За команду я готов катиться, умирать. В голове у себя почистил в психологическом плане и как будто легче стал относиться. А может, повзрослел (смеется).
А про тамбовский «Спартак» тех времен, как в итоге был подписан тот трехдневный контракт?
Уже и не помню. Владимир Александрович Ковылин тренером был тогда. Я на сборы приехал, подписал контракт, но получил травму. Контракт расторгли.
Не было мыслей заняться чем-то другим в те периоды, когда ты завязывал с футболом?
Когда в 19 лет заканчивал, думал, пойду в Остин работать, там вроде неплохо. Когда в 30 – думал, манеж свой построить (смеется).
Ты хотел дальше продолжать работать в футбольной деятельности?
Всё к этому подталкивало, но я не решался. Детское тренерство. Вот вы говорите, какие-то задатки – они может и есть. Не знаю, еще не решил.
Чем ты занимаешься в свободное время? Мы знаем, что ты любишь в теннис поиграть.
Да, кстати, благодаря Алексею Мишунину (прим.: руководитель пиар-отдела ФК Тамбов, ныне пресс-атташе ФК Факел), он меня подсадил на теннис. Любили с ним на шашлыки играть, правда, он потом и оплачивал мне их.
А вообще часто получается поехать в манеж и поиграть в теннис?
Нет, в сезоне нет. Кстати, недавно ездили с Сашей Головней поиграть. Но он слабый, тоже предложил ему на шашлык сыграть, но он испугался. Если без шуток, то нормально поиграли, для разнообразия. Велосипед люблю, обожаю. Еще в ДЮСШ ездил с Белого Бака через Лермонтовский мост на Динамо в зал «Луч». И вот сейчас начал кататься, который год. Кайф. У меня вот вторая тренировка через два часа. Мне нравится, еду по Радужному, тихий район, ровненько все. Захотел в поля поехал, тишина. Мияги включил и кайф.
Кстати, о Мияги. С какого года ты являешься их фанатом?
С 17, но прям фанатом с 18. Хотел на концерт, но в эти дни у нас игры были.
Какой трек больше всего тебя вдохновляет?
«Ни о чем не жалея».
Музыка или текст? Или музыка и тест?
Все вместе. Там посыл жесткий, музыка прекрасная. Все песни, из каждого альбома могу слушать. Под разное настроение... «Ставь на репит самые яркие слайды».
У тебя в жизни был «самый яркий слайд»?
Еще впереди.
Что бы ты мог пожелать нашей команде, себе и нашим болельщикам?
Себе – не развалиться (смеется). Шучу, это для Головы. Все хочет увидеть мои голы, ну я ему на сборах показал, и вот сейчас тоже. Команде – быть друг за друга, особенно в непростые времена. Ценить каждое мгновение, каждую минуту и на поле, и за его пределами. Болельщикам – веры во все хорошее, особенно в команду. Ну и «лучики тепла вам всем».