Найти тему

Воздушные замки семейной жизни

Фильм глазами психолога

«Гнездо» (2020, США, Великобритания) - психологическая драма. 

В центре сюжета семья, которая в 1986 году переехала из Америки в Англию. 

Режиссёр Шон Дуркин представил прекрасное визуализированный исследование мифа об американской мечте и показал ее весьма неприглядную изнанку: 

1.Оказывается, «больше — не значит лучше»;

2. отказываясь от собственного «Я» и своих корней, человек рискует попасть во власть иллюзий и искренне поверить, что они могут стать реальностью.

Стирание грани между реальностью и мечтами, откровенная ложь - это яркие черты Истеродного Демонстранта, который сам придумывает, и сам же в это верит, мастерски убеждая в этом всех окружающих. 

Хотя давно известен тот факт, что разрушенные воздушные замки могут убить осколками разочарований.

Что мы, зрители, и наблюдаем на протяжении всего фильма.

***

- Давай, начнём все с чистого листа на другом конце света, - вдруг предлагает отец семейства, когда жизнь семьи давно отлажена: у жены любимая работа, у детей своя комфортная жизнь, прекрасный дом, рядом родители и друзья. 

Сомнения жены не берутся в расчёт, слишком велики амбиции неповзрослевшего мужа: 

- Я так решил, - и жена ему подчиняется, - разве мы, женщины, не должны доверять своему мужчине, которому доверили не только собственную жизнь, но и жизнь своих детей?

-2

***

Прекрасный символический приём с Новым домом, вернее, зАмком: из солнечного, тёплого, светлого дома в Америке, - в неуютный, тёмный, гигантский, как амбиции мужа, замок. И даже через экран чувствуется, как разрушительна его энергетика, потому что в нем давно нет жизни. Но❗️зато известная группа, когда-то записывала здесь свой альбом: восторг мужа-подростка, примеряющего на себя славу кумира. Для которого «казаться», значит, «быть».

Положительное подкрепление за «жизнь с «чистого листа»» для жены: не совсем здоровый конь (хотя, внешне, конечно, шикарный) и шуба типа шиншилла, - отличная компенсация разрушенной жизни. 

***

И несмотря на то, что фильм американский, в нем прекрасно освещены проблемы и в наших семьях, где психологически взрослая жена, вынуждена подстраиваться под «игры» нарциссического мужа-подростка, и нести за его фантазийную веру в собственную исключительность ответственность в реальной жизни. 

Ведь ему так нравится пускать «пыль в глаза» окружающему обществу, снимая огромное поместье, устраивая детей в дорогие частные школы, имитируя покупку роскошной квартиры, с нулевым счетом в банке. 

-3

Он - играет в жизнь, она, как положено, женщине в таких отношениях, - решает насущные проблемы в реальной жизни, в прямом смысле слова выгребая навоз у соседа -фермера, пока муж в белой рубашке, в красивом офисе грезит о богатой жизни. 

А проблемы такие же, как и у многих жен мужей-подростков, независимо от места и страны проживания: с финансами и оплатой счетов, проблемами детей и с проблемами собственных потерь. Ведь здесь проблемы есть у всех, кроме жены и матери. 

*

Она не имеет права голоса, пока у него проблемы (а они, судя по его психотипу, пожизненные). 

Даже своё ночное исчезновение любящий муж мастерски переворачивает в агрессивное обвинение жены: «Это ты во всем виновата», - классическая фраза незрелого газлайтера.

***

В фильме отлично показано, как дети - подростки «сигнализируют» родителям, что в семье давно все очень сложно. Каждый по-своему: старший подросток - бунтует, тревожный младший - молчит и дерётся. Дети пытаются докричаться до родителей: «Посмотрите на нас! Обратите внимание на нашу семью! Нам здесь плохо!». 

Ведь давно известен тот факт, что дети, независимо от возраста, - это важнейший симптом семьи. 

***

Особенного внимания заслуживает диалог главного героя с таксистом, - так просто о смысле и важнейших ценностях жизни.

- В какой сфере трудитесь? - Спрашивает таксист. 

- Притворяюсь богатым.

- А зачем? Это же утомительно. Ведь главное в жизни - это семья, дети. Так что Вам нужно от жизни? 

- Больше.

- Чего именно, больше?

Но у главного героя нет ответа. 

Потому что жизнь, в которой ориентир - воздушные зАмки (поместье - отличный символ), в итоге лопается, как «мыльный пузырь», разбрасывая вокруг осколки разочарований и рухнувших иллюзий.

***

Фильм - это классическая история о призраках, в которой призраков при этом нет. 

А так же, напоминание о том, что, приземлившиеся в реальную жизнь воздушные замки на деле оказываются обычными клетками - ловушками.

***

Рекомендую фильм тем, кто любит не динамичные психологические драмы, прекрасно отражающие реалии семейных отношений и жизни в целом. 

#психологиринакураж

#кинонедлявсех

#фильм

#гнездо