238 подписчиков

Песня обрела вторую жизнь

Песня обрела вторую жизнь

Ветеран 8 оСпН "Русь" старший лейтенант медслужбы запаса Елена Ивановна Шутова уже много лет занимается военно-поисковой работой (помогает родным наших воинов найти...

Песня обрела вторую жизнь

Ветеран 8 оСпН "Русь" старший лейтенант медслужбы запаса Елена Ивановна Шутова уже много лет занимается военно-поисковой работой (помогает родным наших воинов найти информацию о погибших во время Великой Отечественной войны, изучает историю боевых подразделений времён войны). Один из важнейших объектов её исследований - героический 7-й гвардейский штурмовой Краснознамённый Севастопольский авиаполк, начавший Великую Отечественную как 4-й штурмовой авиаполк.

К 22 июня 1941 г. ВВС Красной Армии получили 93 серийных штурмовика Ил-2. Большинство из них (61 самолёт) поступили в 4-й ШАП. 4 ШАП был первым в Красной Армии оснащён штурмовиками этого типа.

В первых числах июня семнадцать лучших пилотов полка получили 17 первых Ил-2, которые использовались для быстрейшего обучения всех остальных лётчиков полка. К 12 июня Ил-2 в 4-м ШАП освоили 63 лётчика. В документах полка отмечено, что личный состав полка освоил самолёт за пять дней, однако очевидно, что за такой краткий срок подготовить экипажи было невозможно, и вплоть до конца 26 июня лётчики интенсивно тренировались в технике пилотирования. К отработке боевого применения они не приступали, полётов на стрельбу и бомбометание, естественно, выполнить не удалось.

Первое боевое распоряжение полк получил на полевом аэродроме в Старом Быхове, что южнее Могилёва, куда его 27 июня 1941 г. перебросили с аэродрома Богодухов под Харьковом. Предстоял групповой удар по немецкой танковой колонны на шоссе под Бобруйском. Опыта боевого применения штурмовиков Ил-2 советская авиация не имела. В связи с понесёнными потерями истребителей на Западном фронте боевые вылеты четвёртому штурмовому предстояло выполнять самостоятельно, без их прикрытия. Шёл шестой день войны.

В результате первого боевого вылета в истории 4-го ШАП 27 июня 1941 г. (участвовали всего трое наиболее подготовленных лётчиков) Ил-2 капитана К.Н. Холобаева получил от огня зенитной артиллерии настолько серьёзные повреждения, что, хотя опытный лётчик и довёл самолёт до аэродрома, его пришлось списать. Тем не менее, все три пилота остались невредимы.

Состояние самолёта капитана К.Н. Холобаева (кстати, будущего командира полка) ветеран авиаполка Герой Советского Союза Василий Борисович Емельяненко (известен ещё и тем, что нотный стан на самолёте Титаренко из фильма «В бой идут одни «старики»» был «позаимствован» с машины В.Б. Емельяненко) описал в своей книге «В военном воздухе суровом»: «Лётчик сдёрнул с головы шлем, освободился от парашютных лямок. Привстал на сиденье, уперся руками в переплёты фонаря, привычно, легко перенес сразу обе ноги за борт кабины и... с грохотом провалился! Затрещал зацепившийся за что-то комбинезон, руку больно резануло. Подбежал Комаха (правильно Камоха – Администрация Сообщества), помог лётчику выбраться из огромной дыры с рваными краями дюраля, зиявшей в центроплане. Холобаев отошел от самолета, посмотрел на него со стороны и вначале не поверил своим глазам. Штурмовик был буквально изрешечён пробоинами разных размеров. Новенького красавца невозможно было узнать. Бронекорпус … превратился в рванину, фюзеляж до самого хвоста был залит маслом. «Вот так расковыряли! - изумился летчик. - Как же я долетел на таком «решете»?». Холобаева обступили. Кто-то спросил:

- Что же это?..

Он поднес к губам кровоточащую ладонь, зло сплюнул на траву, растёр ногой:

- Зенитки..."

В.Б. Емельяненко пишет: "Березина, петляя по карте тонкой жилкой, протянулась с севера на юг, преграждая противнику путь на Смоленск и Могилев. Но каждому понятно, что без сопротивления наших войск никакая река не станет для фашистов преградой. Они наведут мосты и начнут переправу... А где наши войска? Никакой связи с ними по-прежнему нет, и «сверху» задач никто не ставит. Но не бездействовать же штурмовикам!..

- С рассветом летать малыми группами только на Березину. Искать и непрерывно бить обнаруженные мосты. Не давать противнику переправляться!"

28 июня в ходе разведывательных вылетов в район Бобруйска Ил-2 сбросили на противника 32 бомбы, при этом все самолёты вернулись на свой аэродром. Это был последний день без потерь.

29 июня частям ВВС Западного фронта была поставлена задача на уничтожение танков и мотопехоты в районе Бобруйска...

Действуя без прикрытия истребителей, 4-й ШАП нёс большие потери: к 4 июля 1941 г. они составили 36 самолётов и 20 лётчиков. При этом полк оставался самым боеспособным на Западном фронте, и ему ставились самые сложные задачи. В первые дни июля штурмовики разрушили 9 переправ противника через реку Березину, тем самым задержав продвижение немецких войск.

Действия 4-го штурмового авиаполка были замечены и по достоинству оценены высоким командованием. Об этом пишет Василий Борисович Емельяненко: « «Полк уничтожил девять переправ на Березине, препятствовал форсированию реки противником в течение трех суток. За эти действия Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко объявил благодарность всему личному составу полка». Эту запись я обнаружил в истории части… Скупые строчки, которым много лет, и теперь волнуют, наводят на раздумья. Как это командование Западного фронта смогло в той сложной и драматической обстановке заметить действия такой маленькой частички Вооруженных Сил, как отдельный штурмовой полк? Может быть, это первое поощрение, воспринятое тогда с восторгом, было формальным актом командования, рассчитанным на поднятие морального духа?.. Мы раскрыли том «Великой Отечественной войны» и нашли место, заинтересовавшее нас. «...Уже в конце июня Главному Командованию Советских Вооруженных Сил стало ясно, что дезорганизованные и ослабленные большими потерями и приграничной зоне фронты не смогут остановить продвижение фашистских захватчиков. Поэтому Ставка приняла решение использовать резервы, выдвигавшиеся из глубины страны, для создания нового стратегического фронта обороны на рубеже Западной Двины и Днепра. Очень тревожное положение было на Западном фронте, соединения которого отошли к Березине и на ее рубеже задержали передовые части группы армий «Центр» ...» Нет, нельзя было в те дни не заметить действий 4-го штурмового полка. Тогда он был на Бобруйском направлении единственной полнокровной частью, вооруженной новейшими самолетами. Это была по тем временам ощутимая сила, которая хоть и быстро убывала, как все убывает на войне, но она была вложена в решение одной задачи - задержать передовые части группы армий «Центр» на Березине».

В период с 27 июня по 30 августа полк, действуя на бобруйском, а затем на смоленском направлениях, выполнил 427 боевых вылетов, уничтожил и повредил 70 самолётов, 198 танков, 1820 автомашин, 30 автоцистерн, 13 зенитных орудий, 37 мотоциклов, 1 мост, 20 домов с войсками противника и до 12 500 солдат и офицеров. За отличное выполнение заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 октября 1941 г. полк награждён орденом Ленина, что для сорок первого было, прямо скажем, редкостью. За время боёв на Западном фронте полк потерял свыше 40 человек личного состава и 55 самолётов. С 30 августа 1941 г. авиаполк был выведен в Воронеж на пополнение. Орденами и медалями были награждены 32 лётчика и техника. Командиру полка С.Г. Гетьману присвоено звание Героя Советского Союза. С 18 сентября полк продолжил выполнять боевые задачи по уничтожению наступающих танковых и механизированных колонн, живой силы противника уже на Южном фронте.

Согласно Приказу НКО № 0299 от 19 августа 1941 г, лётчику штурмовой авиации присваивалось звание Героя Советского Союза уже за 30 боевых вылетов.

Весной 1942 г. 4-му ШАП было вручено гвардейское знамя, и он стал именоваться 7-м гвардейским штурмовым авиационным ордена Ленина полком. Полк воспитал 18 Героев Советского Союза, имел 24 благодарности Верховного главнокомандующего ВС СССР. После войны, вплоть до 1961 г., дислоцировался в Польше, на аэродроме Пшива, носил имя – 756-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиационный Севастопольский Краснознамённый ордена Ленина полк. И да, уникальный полк с не имеющим аналогов боевым опытом и славными боевыми традициями был бездумно расформирован в годы хрущёвской «слякоти». Лётчикам полка, погибшим при освобождении Тамани и Крыма, в Керчи в 1964 г. был установлен памятник на деньги, собранные самими ветеранами полка. Сейчас уже никого из них нет в живых.

В поисковой работе Елена Ивановна, имея белорусские корни, занимается изучением истории 4-го ШАП - 7-го гв. Краснознамённого ШАП, который в годы войны с первых дней вступил в бой в небе над Могилевской областью. Три четверти лётчиков полка погибли. Полгода она искала родных пилотов, удалось найти многих, познакомить друг с другом, объединить. Работа по установлению мест гибели и захоронения пилотов четвёртого штурмового идёт медленно, картина их подвига складывается, что называется, по крупицам.

Так, Елене Ивановне удалось установить, что под обелиском, установленном над одним из захоронений советских воинов, навек упокоившихся на её малой родине, в белорусском городском посёлке Дрибине Могилёвской области, покоятся останки одного из лётчиков 4-го ШАП. Он был сбит в воздушном бою при выполнении боевого задания примерно в 10-15 км от места обелиска. Елене Ивановне удалось узнать, что это был лейтенант Андрей Архипович Алексеев, командир звена, уроженец села Большая Вергунка Луганской области. 13 июля 1941 г. около 20.00 на Мстиславского-Горецком направлении по наземным целям работали лётчики-штурмовики на Ил-2 из 4-го ШАП. Их целью было скопление вражеских войск на железнодорожной станции Темный Лес. Лётчики атаковали колонну вражеских танков. 13 июля 1941 г. всего было сбито три самолёта 4-го ШАП. По архивным данным, лейтенант Андрей Алексеев погиб от огня зенитной артиллерии. 2 октября 2019 г. на месте захоронения отважного лётчика, рядом с общим обелиском дрибинцами с участием Елены Ивановны Шутовой были установлены крест и памятная табличка, посвящённая лейтенанту А.А. Алексееву.

Осенью 2023 в Тульском краеведческом музее Е.И. Шутова, проводила урок Мужества, посвящённый героям 4-го ШАП - 7-го гв. Краснознамённого ШАП. На встрече присутствовали потомки лётчиков авиаполка. В итоге зародившегося сотрудничества через полгода была... извлечена из забвения песня "Седьмой гвардейский штурмовой".

Елена Ивановна передала для исполнения ноты мелодии и текст песни "Седьмой гвардейский штурмовой", полученные ею из школьного музея имени Михаила Талыкова в г.Верхняя Пышма Свердловской области, сохранившего в своей экспозиции этот бесценный дар для потомков.

Песня "Седьмой гвардейский штурмовой" была написана по инициативе ветеранов 7-го Гвардейского штурмового авиаполка к 30-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, и после 50 лет забвения возродилась вторично, прозвучав в исполнении Калужского муниципального камерного оркестра с участием музыкантов - потомков ветеранов легендарного музыкального полка
https://www.youtube.com/watch?v=vDnxapJ3vEQ&t=8s

Всем добра!
С уважением - Ваш Валерий Медведь

Песня обрела вторую жизнь

Ветеран 8 оСпН "Русь" старший лейтенант медслужбы запаса Елена Ивановна Шутова уже много лет занимается военно-поисковой работой (помогает родным наших воинов найти...-2