43,3K подписчиков

Портрет Александра Македонского нашли там, где не ожидали

319 прочитали

В одном из болот на датском острове Зеландия двум любителям приборного поиска повезло найти удивительную для этих краев вещь - бронзовый диск с изображением Александра Македонского. Артефакт был совсем крошечный - меньше 3 см в диаметре - и сильно потерт. Однако археологу Фрирку Ольденбургеру из местного музея удалось почистить предмет и узнать лик великого завоевателя древности. Прежде всего Александр угадывается по волнистым волосам, но главное -по бараньим рогам, расположенным за ушами. Такой образ возник после того, как в Египте македонского царя объявили сыном Амона – бога, которого нередко изображали с рогами барана. Например, на монетах.

Портрет Александра, найденный на Зеландии.
Портрет Александра, найденный на Зеландии.

Интересно, как Александра занесло на территорию современной Дании. Однако на это счет у Ольденбургера есть довольно стройная гипотеза, которая подтверждается другим артефактом – очень похожим и найденным также в датских широтах. Это то ли медальон, то ли накладка из позолоченной бронзы с ликом Александра. Предмет обнаружили в числе сотен других на месте городища Иллеруп Одал на полуострове Ютландия, где варвары на протяжении нескольких столетий приносили в жертву своим богам оружие, доспехи, украшения и прочие вещи своих поверженных врагов. В общей сложности из болота уже достали около 15 тысяч артефактов, которые датируются II - V вв. н.э.

Позолоченный Александр из Иллерупа.
Позолоченный Александр из Иллерупа.

Считается, что в первой половине III века в долине реки Иллеруп произошла грандиозная битва, в которой столкнулись две армии германцев, причем в составе одной их них (а может, и обеих) были наемники, ранее служившие в римских легионах и ауксилиях и имевших соответствующую экипировку. Этим объясняется наличие в Иллерупе значительного количества артефактов, имеющих римское происхождение. Изготовлен в империи был позолоченный медальон с Александром, равно как и его потертый аналог, найденный недавно на Зеландии. Дополнительно на это указывает содержание свинца в бронзе - доля этого металла в сплаве характерна для италийских мастерских.

Оба предмета, которые, скорее всего были декоративными накладками на ножны или на щит, датируются началом III века – временем правления императора
Каракаллы. И этому монарху образ Александра был совсем не чужд. Он был большим поклонником македонского царя, старался ему подражать если не во всем, то во многом, ставил памятники и вообще украшал его изображениями все, что можно. Вот как, например, описывает Каракаллу римский историк Дион Кассий:

«Он был в таком восторге от Александра, что использовал оружие и кубки, которые, как он полагал, когда-то принадлежали ему, а также установил множество его изображений - как в военных лагерях, так и в самом Риме. Он организовал фалангу, полностью состоящую из македонян, численностью в 16 тысяч человек, назвал ее "фалангой Александра" и снабдил ее оружием, которое воины использовали в его дни. Снаряжение этих воинов состояло из шлема из сырой бычьей кожи, трехслойного льняного нагрудника, бронзового щита, длинной пики, короткого копья, высоких сапог и меча... А однажды он (Каракалла. - Авт.) написал сенату, что Александр снова жив - на этот раз в лице Августа (т.е. императора Каракаллы. - Авт.)».
Каракалла в образе Александра. Золотой медальон.
Каракалла в образе Александра. Золотой медальон.

Впрочем, и до Каракаллы Александр был чрезвычайно популярен в среде римских военных, вероятно, под влиянием образа македонского завоевателя находились и германцы, присягнувшие Риму.