6K подписчиков

Яна Вагнер "Тоннель": роман-катастрофа как метафора нашей жизни

148 прочитали

Летним вечером в трёхкилометровом тоннеле под Москвой-рекой внезапно закрываются гермодвери. 500 человек со своими авто оказываются замурованы. Смогут ли они остаться людьми?

Летним вечером в трёхкилометровом тоннеле под Москвой-рекой внезапно закрываются гермодвери. 500 человек со своими авто оказываются замурованы. Смогут ли они остаться людьми?

Насколько меня захватили первые 2 романа Яны Вагнер, настолько я заскучала над "Кто не спрятался?". К "Тоннелю" приступала без ожиданий, тем более отзывы встречались негативные.

Но нет, автор вновь подняла планку до уровня "Вонгозера" и "Живых людей", а то и повыше. На 3 вечера семья меня потеряла и сны мои были тревожны.

Друзья, я постараюсь без спойлеров.

О чем книга и как это написано

С первых страниц ощущаешь висящее в перегретом воздухе жаркого дня напряжение. Все устали, хотят по домам. У кого-то билет на поезд. Пробка стоит намертво.

С момента запечатывания тоннеля напряжение будет только расти. Поначалу 500 узникам кажется, что ситуация вот-вот разрешится. Но помощь не спешит, выход не находится. Едой, водой и лекарствами не запаслись.

Названия глав подчеркивают, что счет идет на часы, а потом и вовсе на минуты.

Что-то знает чиновница в синем костюме. По приказу своего босса она составляет списки с профессиями, марками машин и грузами. Берет власть, делит ресурсы.

Управлять ситуацией можно только при условии, что люди способны вас слышать, и вам надо сделать так, чтобы они слушали. Беспокоиться и задавать вопросы они начинают, только если ничем не заняты, так что найдите им занятие. Люди устроены просто, и, если дать им объяснение, любое, они его примут. Хаоса не хочет никто, это неестественное состояние, всем нужен план. Придумайте им план — и выиграете время.

Кто-то пытается извлечь для себя выгоду из экстремальной ситуации, манипулирует, разжигает конфликты.

Понимаете, люди в массе своей не хотят делать зло, — сказал горбоносый профессор... — Даже вместе, толпой — не хотят, это им несвойственно. Если спросите их по отдельности, каждого — они будут хотеть хорошего, почти все. Обязательно кто-то должен начать, понимаете? Обязательно. Обмануть их, запутать или напугать. Бросить первый камень. Раздать им оружие, показать врага пальцем. И вот этот, кто начал, всегда виноват больше. Или даже этот единственный и виноват...

Кто-то спасает жизни, кто-то пытается пробить бетонную стену.

А когда появляется надежда, оказывается, что она не для всех...

Персонажи

Об их жизни до тоннеля нам ничего не известно. Но автор всего несколькими штрихами делает их узнаваемыми. Это не столько персонажи, сколько типажи - одинокая мама с сыном-колясочником, таджик-экспедитор, почти не понимающий по-русски, профессор-азербайджанец с красавицей-женой и дочками, старший лейтенант, мечтающий уйти в банк, пожилая провизорша с мужем-подкаблучником, маленький стоматолог со старым котом в переноске...

Интересно, что один из штрихов к портретам - марка машины. Лишь нескольких персонажей мы знаем по именам, остальные - мамаша-Пежо, мальчик-Фольксваген, 2 дамы - Кайен, водитель УАЗ Патриот с женой и детьми-патриотами и так далее.

Да, стереотипы. Но откуда они, если не из жизни? И автор обязательно покажет, что не всегда они работают.

Правдивый срез нашего общества

У автора получилась настолько реалистичная модель нашей жизни, что страшно. Это как посмотреть на себя со стороны.

Да, для наглядности персонажи помещены в замкнутое пространство. Но мы все в условном тоннеле.

Читая/слушая, я постоянно примеряла ситуацию на себя.

Вот появляется возможность спасти ограниченное число людей. Как выбрать - кого? Кто вправе выбирать?

А если есть критерий отбора и, о счастье, ты избран - как уйти от тех, кто остается, если вчера они делились с тобой инсулином, молоком для кота, надеждами?

Выбор между добром и злом не очевиден, когда речь идет о воде, воздухе, самой жизни. Особенно, если они нужны не тебе, а твоему ребёнку.

А ещё думала о выборе профессиональном - о том, какие специалисты будут нужны при любом раскладе.

Что можно записать в минусы

📌 В финале нам показали, что события могли развиваться и по-другому. Но показали только итог. Каким образом это достигнуто - автор умалчивает. Есть лишь пара намёков, но построить из них правдоподобную версию у меня не получилось. Видимо, у автора тоже).

📌Бесила одна из героинь - жена из Тойоты. Недовольная всеми и вся, но ничего не предлагающая и не делающая. Напоминала Анну из Яниных же "Вонгозера" и "Живых людей".

📌Девочке из Тойоты почему-то завтра в школу (в июле на минуточку)). Странный косяк только в аудио - в книге ей нужно к стоматологу.

Про аудиокнигу 🎧

Это шедевр озвучки, как минимум плюс 1 балл книге.

8 чтецов, среди которых Григорий Перель, Кирилл Радциг, сама Яна Вагнер. Персонажи звучат, как в жизни. Женские голоса - редкий случай - особенно хороши.

Звуки гудящих в пробке авто, хлопающих дверей, работающего перфоратора и т.д. добавляют реалистичности.

❗ Обратите внимание

Много ненормативной лексики. Как и в "Холодных глазах" Ханипаева, она абсолютно оправдана. Если совсем не допускаете мат в литературе, эта книга не для вас.

Уже читали/слушали? Будете?