561 подписчик

Начало пути. История возрождения бурят-монгольской собаки.

Автор статьи: Николай Батов.

Интерес к породе у меня возник в глубоком детстве. Мать мне рассказывала историю, как ее отца и моего деда спасла от гибели собака черной масти.

Мой дед, когда возвращался из 13-летнего плена в Австрии, шел пешком через Европу и Центральную Азию. Направлялся он на свою родину в Бурятию, в Тарбагатайский аймак, в деревню Полковницкое. Шел он уже по родным местам, голодный и ослабевший. В тот год была морозная зима, истощенные волки почуяли легкую добычу и окружили моего деда. На этом история и закончилась бы, если бы деда не спас Черныш, пес огромных размеров, лохматый, черно-подпалой масти, живущий неподалеку со стариком бурятом. История прочно засела в моей памяти. Я часто просил мать показать на картинках эту собаку. Но мама не находила ее в книгах.

Позже, в каталоге справочнике, посвященном двадцатилетию клуба служебного собаководства г. Ангарск, 1973 года, мною была обнаружена фотография Монгольской овчарки.

Показав эту фотографию матери, которая рассказывала мне семейную историю, убедился окончательно в принадлежности Черныша к данной породе. Мать с уверенностью подтвердила - это та самая собака.

Примерно в это же время, в журнале Собаководство, номер 2 за 1932 год была обнаружена фотография и я прочел описание Монгольской овчарки.

«Среди наших служебных пород собак имеется монгольская овчарка. Ряд авторов в специальной литературе при перечислении различных пород служебных собак, водящихся в СССР, одной из последних упоминают и об этой разновидности овчарок, не вдаваясь в описания ее экстерьера и служебных качеств. Эта порода до последнего времени совершенно не изучена. Пишущему эти строки, несколько лет пришлось пробыть в местности, где у населения имелись только две породы собак: крупная зверовая лайка и монгольская овчарка. Зная монгольскую овчарку и ее ценные качества, мне хочется, поскольку возможно описать эту породу. Водится монгольская овчарка на территории Бурят-монгольской автономной ССР, преимущественно у бурят, в их улусах и при стадах. Каждая бурятская семья имеет несколько таких собак. Наибольшее количество монгольских овчарок водится в полудиком состоянии, живя близ дацанов (буддийские монастыри) и улусов, питаясь разной падалью и отбросами.
Немало типичнейших представителей этой породы имеется среди бродячих собак в южных частях Бурятской республики и конечно в соседней Монгольской народной республике.
Монгольская овчарка собака крупная: рост кобелей 65-75 см., суки ниже. Голова несколько напоминает голову кавказской овчарки, уши полустоячие. Мощный костяк, широкая грудь. Хвост несколько загнут вверх. Шерсть длинная, на хвосте опускается щеткой, достигая 10-15 см (обычно скатывается в комки). Характерен однообразный окрас овчарки: черный с ржаво-коричневыми подпалами на брюхе, лапах, хвосте и такими же точками над глазами. Другие окрасы монголки очень редки. Для монгольской овчарки характерны: злобность, общая активность, развитые сторожевые рефлексы. Монгольская овчарка нетребовательна и в уходе. Она служит буряту сторожем двора и горе смельчаку, который захочет пробраться в юрту бурята, когда его собака дома. Монгольская собака сохраняет и пасет овец. Она же главная участница в охоте на волков»

Так же, мне в руки попал материал всесоюзных выставок Осоавиахима с рингами монгольских овчарок, именно так их тогда называли. Описания "монгольской овчарки" встречаются в ранних изданиях основоположника советской кинологии А.П. Мазовера, в частности, в своей книге "Экстерьер и породы служебных собак" изд-ва Осоавиахима СССР 1947г. он пишет: «Первоначальный тип древних догообразных — пастушьих и боевых собак Азии сохранился на Востоке, по периферии древнего ареала основного обитания тибетских собак. Самым близким их потомком является современная монгольская овчарка. Еще совсем недавно она кроме Монголии была широко распространена в Читинской области, Агинском Бурятском автономном округе, Бурятской АССР, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Иркутской области, доходя по югу Сибири до Восточного Казахстана. Вероятно, большие массивы этой породы имеются в Монгольской Народной Республике. Везде она используется местным населением как пастушья и сторожевая собака.» Был даже составлен стандарт породы, но уже начиная с 1946 года упоминаний о монгольской овчарке не встречалось.

Интерес все разгорался, не давал мне покоя. Сергей Трофимов, журналист нашего города, обозревавший на местном телевидении породы собак на канале Азия ТВ, надоумил меня пойти в Бурятский Научный центр, для получения информации о существовании собак на территории Бурятии ранее. И о раскопках на территории Иволгинского городища, которое в те года было законсервировано, но о которых знали местные жители. Там мои предположения полностью подтвердились. А. В. Давыдова, археолог, в своем труде Иволгинский археологический комплекс, свидетельствует: «Собаки, которые возможно использовались при выпасе скота, представлены тремя типами – лайкой, крупной волкообразной собакой и догом». Это доказательство ещё больше придало мне сил и желания восстановить по крупицам почти утерянную породу в Бурятии.

В начале 90-х годов, в то время я был начальником питомника по охране государственного объекта, до меня дошли слухи о сохранившихся собаках в буддийских монастырях Тибета. Недолго думая я решил отправится в экспедицию в Тибет, переоделся буддистом-паломником и примкнул к группе, отправляющейся в Тибет. Но на границе с Китаем меня разоблачили и сдали погра¬ничникам.

В 1994 году я уже имел четырех огненно рыжих собак тибетского дога. Две суки Т-жина и Терреза и их однопометники кобели Тэмуджин и Тамерлан. Они были вывезены по моей просьбе из Лхасы буддийскими паломниками, так как мое путешествие в Тибет к сожалению, закончилось на границе с Китаем. Тэмуджин не успел поучаствовать в племенной работе, т.к. как был украден и продан в Китай.

Кроме того, в моем распоряжении был кобель Бурхан. Он был вывезен из Монголии, со стороны пустыни Гоби, с полком связи, который был передислоцирован в район местности Комушки в пригороде Улан Удэ.

Следующей отправной точкой стал звонок Людмилы Полищук, начальницы КСС ОСТО Читы. Она позвала на стажировку в судействе и принять участие в выставке с моим стафом. Основной приманкой для моего приезда в Читу была обещанная экспедиция в Бурятский Огинский округ. Целью был поиск возможно сохранившихся собак данной породы. Также с нами в экспедицию поехала Татьяна Михайловна Иванова, судья, эксперт международной категории, кинолог РКФ из Санкт-Петербурга, автор множества публикаций, как и я, глубоко увлеченная темами бурятской собаки и тибетского дога - прасобакой Центральной Азии. Нам любезно предоставил два джипа Александр Васильев, на тот момент заводчик кавказских овчарок из питомника Красная Звезда. Мы тронулись в путь 26 мая 1997 года.

«Дорога была нелегкой: 250 км к востоку от Читы, а затем практически под прямым углом мы свернули на юг к границе с Монголией. Этот отрезок пути проходил уже не по шоссе, мы постоянно расспрашивали встречных людей, показывая им фотографии, не знают ли они, где есть такие собаки, но таких они не видели. И когда надежд найти уже не осталось и было принято решение возвращаться, в селе Токчин, Дульдургинского р-на мы встретили местного жителя, который и показал те дворы, где были разыскиваемые нами собаки. Их было немного, но все собаки имели характерный облик и анатомическое строение, свойственный им черно-подпалый окрас: черный с правильно расположенными отметинами, в одном дворе была сука чисто черного окраса, в одном дворе - кобель серого окраса. Все собаки злобные, надежно охранявшие свои дворы, и в отсутствии основного хозяина, даже с разрешения членов семьи, мы смогли сфотографировать их только издалека». «Собаки были злобные, на них сделали намордники. Очень спокойно они вошли в машину. Обратный путь предстоял длинный и тяжелый, собаки оказались в незнакомой обстановке, но вели себя исключительно спокойно и, отъехав на некоторое расстояние, мужчины решили снять с них намордники. Абсолютно благополучно доехали до Читы, собаки оставались уверенными и не выглядели подавленными. По приезде в Читу кобелей поместили в вольеры, но буквально через несколько минут нам сообщили, что один из привезенных кобелей уже ушел из вольера и ходит по проезжей части улицы. К счастью, его благополучно поймали и снова поместили в вольер, усилив запоры».

Так описывала Татьяна Михайловна нашу экспедицию в журнале "Среднеазиатская овчарка" выпуск №1'2003.

В этой поездке мне удалось приобрести две особи в селе Токчин, а именно черно-подпалого Гэсэра и зонарного Разбоя. Гэсэр отвечал всем моим требованиям, в меру крупный, очень подвижный, выносливый, с сильно развитым костяком и мускулатурой, черноподпалый. Но главное, чем подкупал Гэсэр, так это характером. Неукротимый дух бойца жил в этой невзрачной на первый взгляд, косматой и вислоухой собаке.

Гэсэр
Гэсэр

В дальнейшем в племенную работу попал только Гэсэр, став основным производителем. А Разбой, как выяснилось, имел саркому полового члена и не участвовал в разведении.

Перечисленные собаки явились первичным племенным ядром, находящимся в моем питомнике. С этих собак собственно и началась моя работа по восстановлению бурят монгольского волкодава.

Позже, по моему заказу были завезены из Монголии четырнадцатидневными щенками две суки, которых выкормила моя кавказская овчарка Зича, имевшая своих щенков. Одна монголка уехала в Курумканский район Бурятии и ее дальнейшая судьба мне не известна. Другая же, Кобра, участвовала в племенной работе, от нее и Анжура я получил известного кобеля по кличке Кумир.

Гэсэр
Гэсэр
Кумир и Бо-Алтун
Кумир и Бо-Алтун

Спустя два года работы, из первых полученных мною пометов, я подарил начальнику клуба Амгалан Марике Терегуловой щенка, суку Бо-Алтун, 1998 г.р. записана она - Гэсэр х Терреза. Но к сожалению, примерно с этого момента началась путаница с документами, так как вся документация теперь проходила через Амгалан клуб, минуя меня. На самом деле, эта сука была получена от Т-жины и Гэсэра.

Несколько лет спустя, я дал в аренду в Москву взрослых собак, моего разведения, а именно Анчик, Андама, Груша, и других, Евгении Маныкиной, заводчице кавказских овчарок.

Автор статьи: Николай Батов. Интерес к породе у меня возник в глубоком детстве. Мать мне рассказывала историю, как ее отца и моего деда спасла от гибели собака черной масти.-4

Так началась работа над восстановлением породы как в Бурятии, так и в европейской части России.

18 апреля 2000 года на заседании племенной комиссии РКФ была зарегистрирована породная группа собак под общим названием бурят-монгольский волкодав / БМВ.

Николай Батов.