13,6K подписчиков

Виктор Астафьев. Обжигающая правда

222 прочитали

Сегодня, 1 мая, 100 лет со дня рождения писателя Виктора Петровича Астафьева (1924 – 2001). Так получилось, что, уйдя из жизни в начале нового века, для Московского Художественного театра этот автор именно в новом веке и стал по-настоящему важен. Сегодня мы с благодарностью его вспоминаем.

Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев

Идея поставить в МХТ спектакль «Пролетный гусь» по прозе Астафьева принадлежала Олегу Павловичу Табакову. Он всегда был в курсе литературных новинок, и едва рассказ «Пролетный гусь» увидел свет в журнале «Новый мир» (это случилось в январе 2001 года), тут же его прочел. Был потрясен его трагическим звучанием, вскоре записал аудиокнигу по этому рассказу. И – предложил Марине Брусникиной поставить «Пролетного гуся» на сцене Художественного театра. Для того, чтобы уравновесить мрачную интонацию истории о молодом фронтовике Даниле и его семье, было решено включить в постановку и второй рассказ – жизнеутверждающий и светлый «Бабушкин праздник».

Режиссер Марина Брусникина и участники спектакля "Пролетный гусь".  2002 год. Фото Олега Черноуса
Режиссер Марина Брусникина и участники спектакля "Пролетный гусь". 2002 год. Фото Олега Черноуса

Впервые спектакль «Пролетный гусь» показали на сцене Художественного театра 2 декабря 2001 года в рамках цикла мхатовских вечеров «Круг чтения». По трагическому совпадению премьера, к которой долго готовились молодые артисты театра и режиссер Марина Брусникина, стала данью памяти писателю: 29 ноября 2001 года Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни, а провожали его в последний путь на родине, в селе Овсянка Красноярского края, именно 2 декабря.

"Пролетный гусь": сцена из спектакля
"Пролетный гусь": сцена из спектакля

Сегодня спектаклю «Пролетный гусь» уже больше двадцати лет. Он удостоен Государственной премии, на нем плачут и смеются зрители всей страны – кажется, нет города, где бы не побывали мхатовцы с этой постановкой.

«За то время, что идет “Пролетный гусь”, мы сами уже постарели, множество детей у нас родилось… – рассказывает Эдуард Чекмазов (Данила в рассказе «Пролетный гусь», дядя Митрий в рассказе «Бабушкин праздник»), – Иногда думаешь: пора заканчивать, но только делаешь шаг на сцену, видишь глаза людей – и ты уже не можешь просто оттарабанить текст. Думаешь: ну пожалей себя! Сколько можно сердце рвать, надо хоть немного себя поберечь! Но заводишься и остановиться не можешь. Такая природа актерская. Такая сила у этого текста, у этого спектакля».
"Прокляты и убиты": сцена из спектакля
"Прокляты и убиты": сцена из спектакля

Через 9 лет после премьеры «Пролетного гуся» – в 2010 году – появился еще один спектакль по прозе Астафьева: к 65-летнему юбилею Победы Виктор Рыжаков поставил «Прокляты и убиты».

Последний роман Виктора Астафьева сразу после публикации назвали «травмой». Роман это автобиографический, с окопной правдой 1942 года и реальными историями сибирских 17-летних мальчишек, отправленных на войну и впервые взявших в руки оружие. Роли этих мальчишек (и одной девушки) в постановке исполнили вчерашние выпускники Школы-студии МХАТ, курса Игоря Золотовицкого. Чтобы сыграть «про войну» правдоподобно и убедительно, Виктор Рыжаков поместил ребят в военную часть на две недели. Это было лето, когда под Москвой горели торфяники, всюду стоял жуткий смог. Артисты сбивали дым мокрыми полотенцами и продолжали репетировать.

Все они были тогда не намного старше своих героев. С этим спектаклем они вошли в Художественный театр, и почти все остались в труппе.

Мухтар-Али Мурзин (Стрекач) и Маргарита Якимова (Людочка) в эскизе спектакля "У нас все хорошо" на лаборатории АРТХАБ. Фото Екатерины Цветковой
Мухтар-Али Мурзин (Стрекач) и Маргарита Якимова (Людочка) в эскизе спектакля "У нас все хорошо" на лаборатории АРТХАБ. Фото Екатерины Цветковой

А еще 13 лет спустя – уже в 2023 году – театр снова прикоснулся к прозе Астафьева. На лаборатории АРТХАБ был представлен эскиз режиссера Максима Меломедова «У нас все хорошо». Пьесу по мотивам рассказа Виктора Астафьева «Людочка» написал драматург Александр Югов.

«Людочка» – рассказ страшный. История о деревенской девушке, которая приезжает в захолустный провинциальный город, чтобы устроиться на работу парикмахером. Там она знакомится с местным пацаном Артемом, который в нее влюбляется и обещает от всех защищать, находит работу и ночлег у Гавриловны, там же, в местном парке, девушку насилует вернувшийся из тюрьмы уголовник Стрекач. Ярко сыграли свои роли в этом эскизе Маргарита Якимова (Людочка), Юлия Чебакова (Гавриловна), Мухтар-Али Мурзин (Стрекач), Никита Карпинский (Артем), Ефим Белосорочка (милиционер).

И вспомнились слова Олега Павловича Табакова:

«Пока Астафьев был на земле и в русской литературе, меня не покидало ощущение духовного порядка… Он нашел дальнобойные единственные слова для того, чтобы обжечь читателей той правдой, которую хранил в себе».
Олег Табаков и Виктор Астафьев после спектакля "Кабала святош". Фото Игоря Александрова
Олег Табаков и Виктор Астафьев после спектакля "Кабала святош". Фото Игоря Александрова

Ближайшие показы спектакля «Пролетный гусь» – 10 мая, 22 июня.