День Победы - один из главных праздников России. Великая Отечественная война так или иначе коснулась каждой семьи в нашей стране, и поэтому этот праздник так важен для всех нас. День Победы всегда вызывает смешанные чувства: с одной стороны, это радость за победу, а с другой - скорбь по погибшим героям.
И лично для меня этот праздник всегда был скорее грустным, чем весёлым. В этот день я всегда невольно вспоминаю о тех ужасах, которые стойко перенесла наша страна и наш народ. И даже среди военных песен мне больше по душе не триумфальная песня "День Победы", а трагичные "Журавли".
Именно поэтому сегодня я решил написать о памятнике, посвящённом мирным жителям, ставшим жертвами нацистского геноцида. Этот памятник был создан совсем недавно: 27 января 2024 года - в годовщину полного снятия блокады Ленинграда. И место для памятника (деревня Зайцево близ Гатчины) было выбрано не случайно: именно в оккупированной Гатчине были сосредоточены крупнейшие концентрационные лагеря, находившиеся на захваченной нацистами территории Советского Союза.
Гатчинская сеть концлагерей именовалась как Дулаг-154. И это был лишь один из сотен концлагерей, созданных нацистами для истребления людей. Названия некоторых из таких концлагерей нанесены на монумент Вечного Огня, расположенного в центре мемориала.
Однако памятник в деревне Зайцево не посвящён жертвам определённого концлагеря - он посвящён всем мирным жителям СССР, погибшим от рук нацистов в годы Великой Отечественной войны.
И прежде чем начать подробно описывать мемориал, я хотел бы в двух словах рассказать вам об его авторах. Дело в том, что тандем скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина подарил нашей стране ещё один памятник, связанный с Великой Отечественной войной - Ржевский мемориал Советскому Солдату.
И в той, и в другой работе отчётливо проглядывается "почерк" авторов - они наделяют свои творения скорбью, создавая одновременно героические и трагические образы. И, на мой взгляд, именно за это их работы и можно назвать выдающимися!
Но вернёмся к памятнику под Гатчиной. Основа его композиции - крупный обелиск. Чуть ниже находится своего рода кольцо, вдоль которого выставлено 150 скульптур, каждая из которых изображает человека, пострадавшего от рук нацистов.
Основание обелиска сделано "невесомым" благодаря вставкам из белых пластин: благодаря этому вершина композиции как бы "парит" в воздухе.
В верхней части обелиска находится скульптурная композиция, состоящая из трёх фигур: матери и стоящих подле неё детей. Мы видим, что дети прижались к маме, а их испуганные взгляды направлены вперёд - в сторону грозящей им опасности. Мать же, напротив, лишена страха - её лицо отражает лишь скорбь. Очень сильный образ, который можно сравнить с Родиной-Матерью: только Гатчинская Мать не воинственна, потому что она символизирует другую сторону войны - мирного жителя, ставшего жертвой немецкой оккупации.
Не менее интересна и нижняя часть памятника: группа скульптур, выставленная вдоль скругленных стен по обе стороны от главного монумента. Собственно, даже сам образ группы людей, стоящих вдоль стены, кажется мне пугающим - он мгновенно вызывает ассоциации с теми зверствами, которые творили фашисты на нашей земле.
Очень важно отметить, что каждая из 150 фигур имеет под собой основу в виде реального прототипа. Ленинградский областной государственный архив предоставил авторам скульптуры реальные фотографии, а также записанные воспоминания людей, пострадавших от зверств нацистов. Так что за каждым образом данного монумента скрывается реальная история - почти всегда страшная и трагичная.
Ещё одна из важнейших деталей памятника - это дыры, зияющие на месте груди у некоторых из скульптур. На мой взгляд, эти дыры несут под собой следующий смысл: души людей, представленных на этом монументе, покинули наш мир, и потому на их месте пустота.
Однако в каждое из этих отверстий можно поместить лампадку с горящим внутри неё огнём, что сразу же меняет суть символа: русский народ прошёл через мучения, но огонь в его душе ещё горит - и будет гореть всегда!
На горельефах, в основном, изображены те, кого и принято считать мирными жителями в военные годы: старики, женщины и дети. Особенно сильно трогают образы детей, которых здесь достаточно много - это связано и с тем, что нацисты не щадили даже детей, и с тем, что недалеко от Гатчины (в районе Вырицы) располагался целый концлагерь для детей - немыслимая жестокость!
И именно поэтому авторы мемориала сделали особый упор в своей работе на детей: в их лицах не осталось беззаботности, все они повзрослели раньше срока из-за груза пережитого.
Ещё один образ, повторяющийся несколько раз - это стоящие на коленях люди. Важно заметить, что ни один из изображённых людей не встаёт на колени перед врагом - все они падают на колени из-за усталости, из-за невозможности пережить тот ужас, который творится перед их глазами, и который ожидает их самих.
Один из героев мемориала держится за голову от отчаяния, однако стоящая подле него женщина пытается его успокоить - мне кажется, что в этом символе авторы пытались отразить идею того, что несмотря на все страдания и мучения, люди всё равно оставались людьми.
Вообще, мотив утешения близкого человека перед лицом неминуемой гибели, раскрыт в этом памятнике как никакой другой. За каждой такой парой действительно прослеживается реальная история - надо признать, что скульптору удалось передать это благодаря тонко проработанным жестам, позам и выражениям лица скульптур.
Особенно мне запомнился образ дедушки, прикрывающего своим телом внучку. От такого сюжета становится не по себе - тем более, что я и сам видел исторические фотографии, в которых родители тоже старались изо всех сил защитить своё дитя. Эта же идея прослеживается и в центральной скульптуре (об этом я говорил ранее).
Чуть в стороне от основной композиции располагается ещё одна скульптура, но уже на современную тему: она посвящена детям Донбасса, пострадавшим от боевых действий, которые начались в этом регионе ещё в 2014 году, и продолжаются там по сей день.
Этот памятник будет находиться на своём нынешнем месте до 1 июня 2024 года, после чего его перевезут на новое место - в посёлок Енакиево, расположенный неподалеку от Донецка.
На мой взгляд, этот памятник смотрится рядом с этим мемориалом вполне уместно: к сожалению, мирное население страдает от боевых действий и в наши дни. И об этом тоже нужно обязательно помнить, ведь происходящие в наши дни события тоже касаются всех нас, как это было когда-то с Великой Отечественной войной!
Заключение
Подводя итог, могу сказать, что новый памятник под Гатчиной - пример прекрасного современного монументального искусства, авторы которого не боятся говорить на очень тяжелые темы, напоминая нам об ужасах войны.
Я рекомендую каждому посетить данный мемориал: фотографии никогда не отразят реальной картины, не дадут вам в полной мере ощутить весь спектр эмоций. Лично я уходил от этого памятника в тяжёлых раздумьях - он произвёл на меня неизгладимое впечатление. И, как мне кажется, любой памятник, посвящённый тематике войны, должен вызывать такие эмоции: напоминать нам о героическом подвиге наших предков, и напоминать о том, через что им пришлось пройти.
С Днём Победы!