12,4K подписчиков

Дмитрий Пономарев. Спасти транспорт «Ballot»

Для транспорта «Ballot» это был второй рейс в Мурманск, в составе союзных конвоев.

Для транспорта «Ballot» это был второй рейс в Мурманск, в составе союзных конвоев. Первый раз он должен был идти в составе конвоя PQ-12 в марте 1942 года (Исландия – Мурманск), но по различным причинам попал в состав конвоя PQ-13 (Рейкьявик-Мурманск). Транспорт был повреждён немецкой авиацией 28 апреля 1942 года, часть экипажа перешла на другие корабли конвоя, сам корабль с оставшейся частью команды был отбуксирован в Мурманск и ушёл обратно в составе конвоя QP-11.

Второй раз в составе конвоя JW-51B (Шотландия – Мурманск). Конвой вышел из порта Лох-Ю 22 декабря 1942 года, в первых числах января 1943 года прибыл в Мурманск. Транспорт «Ballot» в Мурманск не пришёл…

Итальянский пароход «Alberta», конфискованный властями США 30 марта 1941 г. в Нью-Йорке. Передан панамской компании «Lykes Bros. SS Co», где получил название «Ballot».
Итальянский пароход «Alberta», конфискованный властями США 30 марта 1941 г. в Нью-Йорке. Передан панамской компании «Lykes Bros. SS Co», где получил название «Ballot».

Как записано в справке аварийно-спасательного отдела Северного флота:

«2-го января 1943 года, следуя по счислению при отсутствии видимости пароход «Баллот» выскочил на каменистый берег северо-восточной части острова Кильдин. Место посадки открыто для всех северных ветров и корпус судна, ввиду постоянного наката с моря, претерпевает большие разрушения, так при Северном ветре и сильном накате судно было заброшено ещё дальше на камни. Первоначальное обследование показало, что из-за больших повреждений наружной обшивки, нарушения поперечных переборок все грузовые трюмы заполнены водой. От сильного урагана 8-9 марта корпус и надстройки получили дополнительные разрушения».

Судьба экипажа трагична. Из воспоминаний командира охраны водного района Северного флота Василия Ивановича Платонова «Записки адмирала»:

«…Ночью на артиллерийскую батарею прибежал почти окоченевший человек и попытался объяснить, что он, грек по происхождению, является американским подданным и его судно гибнет где-то здесь поблизости. На рассвете мы обнаружили брошенный полуразбитый транспорт «Баллот», а через двое суток нашли и его команду. Под руководством капитана люди ушли на моторном баркасе далеко на восток, высадились на пустынный берег и там все замерзли. Столь удивительная потеря ориентировки в открытом море нас поразила. Видимо, капитан посчитал, что попал на берег, занятый противником, и, чтобы достигнуть территории Советского Союза, ушел от населенного острова Кильдин в снежное безмолвие Кольского полуострова, как оказалось, за своей смертью. Среди членов экипажа этого судна были два сына жаркой Африки, по странной иронии судьбы нашедшие могилу в снегах Заполярья…».

По другой информации, погибло 9 членов экипажа и 2 артиллериста-британца. У выживших ампутированы конечности.

Распоряжением Наркома Морского флота Ширшова П.П. 16 февраля на Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство» (далее МГМП) были возложены обязанности по оказанию помощи ЭПРОНу (Экспедиция подводных работ особого назначения – прим. автора) в быстрейшем спасении груза и судна. С момента аварии по 27 апреля из общего количества груза в 6570 тонн выгружено 1500 тонн. В двадцатых числах апреля по распоряжению заместителя Наркома ВМФ по судостроению Галлера Л.М. все операции по разгрузке принял на себя Северный флот. Выгрузкой и доставкой тяжеловесных грузов занимался экипаж парохода «Спартак» МГМП (капитан Терентьев А.Н.). В зимних условиях работа у борта аварийного транспорта представляла большие трудности, с моря при малейшем шторме накатывало сильной волной. Несмотря на все трудности, экипаж, горя желанием оказать всемерную помощь фронту, с честью справлялся с возложенной задачей. К концу июля 1943 года было снято и перевезено 3242 тонн различных грузов. На «Спартаке» не было тяжеловесных стрел, тогда командованием, по предложению членов команды и особенно старшего механика Хроменкова С.М., было принято решение дать пар по гибким шлангам на лебёдки «Ballot», предварительно приведя их в рабочее состояние. Было поднято из трюмов 11 танков по 27 тонн, 10 самолётов, 6 станков по 22 тонны. Экипаж парохода «Спартак» был награждён вымпелом Народного комиссариата морского флота СССР, трижды выплачивалась премия в сумме 7000 рублей. Шесть членов экипажа были награждены Значком Почётного работника Морского флота, восемь – Похвальной грамотой НКМФ. В докладной записке на имя секретаря Мурманского обкома ВКП(б) Старостина М.И., кроме обстоятельств затопления транспорта, отмечено, что весь груз снят, за исключением 4 танков и 200 тонн различного груза, находящегося в трюме № 4.

Читать полностью >>>