11 подписчиков

УКРАИНА ДУМАЕТ, КАК СПРЯТАТЬ БУДУЩИЕ F-16

Украинские вооруженные силы разрабатывают стратегии сокрытия истребителей F-16, которые могут поступить в арсенал Киева в текущем году. Официальный представитель ВВС Украины Илья Евлаш подчеркнул, что наиболее эффективные подземные укрытия требуют значительных временных и финансовых затрат, поэтому Украина ищет альтернативные способы защиты своих самолетов от российской разведки.

General Dynamics F-16 Fighting Falcon (англ. дословно — боевой сокол, — назван так в честь талисмана Военно-воздушной академии США в Колорадо Спрингс) — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения.
General Dynamics F-16 Fighting Falcon (англ. дословно — боевой сокол, — назван так в честь талисмана Военно-воздушной академии США в Колорадо Спрингс) — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения.

Вместо строительства подземных ангаров, как в Иране, Украина планирует разместить F-16 на многочисленных аэродромах, расположенных в различных регионах страны. Такая диверсифицированная дислокация затруднит русской армии обнаружение и отслеживание самолетов. Киев намерен использовать различные тактические приемы, в том числе маскировку, обманные маневры и перехват радиопереговоров российских систем обнаружения, чтобы повысить эффективность боевых вылетов F-16.

Подземная авиационная база Oghab 44 в Иране
Подземная авиационная база Oghab 44 в Иране

Хотя бетонные укрытия и подземные аэродромы в горах являются наилучшим способом защиты самолетов от ударов, Украина сталкивается с ограничениями во времени, ресурсах и технологических возможностях. Поэтому Киев изучает менее дорогостоящие и быстро возводимые наземные укрытия, производимые западными странами.

Быстровозводимые укрытия: защита и маскировка

Западные компании для своих вооруженных сил предлагают различные варианты быстровозводимых укрытий, которые не только защищают самолеты от воздушных атак, но и затрудняют разведку противника. Наличие крыши над головой скрывает самолеты от спутниковых и воздушных средств наблюдения, что делает невозможным определение их местонахождения и статуса.

Одним из ведущих решений на этом рынке является американский быстровозводимый ангар ESAP (Expedient Small Asset Protection), разработанный компаниями ADS и Dogwood Industries.

Американский быстровозводимый ангар ESAP, изображение компании ADS
Американский быстровозводимый ангар ESAP, изображение компании ADS

США используют систему быстровозводимых укрытий ESAP для защиты «небольших воздушных активов». ESAP представляет собой модульную конструкцию, которая легко собирается и разбирается, обеспечивая быструю защиту и оперативную передислокацию самолетов. Благодаря модульной конструкции ESAP собирается силами штатного персонала из пяти человек всего за 9 дней.

Первоначальная стоимость ангара ESAP составляла 900 000 долларов, что значительно ниже стоимости современных боевых самолетов. Однако при массовом производстве ожидается снижение цены.

Британская компания Rubb Buildings Ltd предлагает линейку быстровозводимых ангаров EFASS, адаптированных для авиационной отрасли. Эти ангары отличаются меньшей сложностью и, следовательно, более низкой стоимостью, чем ESAP.

Британское быстровозводимое укрытие для самолетов EFASS, фото: компания Rubb Buildings Ltd
Британское быстровозводимое укрытие для самолетов EFASS, фото: компания Rubb Buildings Ltd

Ангары EFASS производятся из высокопрочной ткани, обеспечивающей защиту от непогоды, огня и пыли. Они могут быть спроектированы в соответствии с конкретными требованиями заказчика от 9 до 28 метров. К примеру, размах крыла истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35С составляет 13,11 метра, а у F-16 – всего 9,45 метра. Ко всему присутствует возможность установки систем освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Пример возможных типа-размеров британских быстровозводимых укрытий для самолетов EFASS,
Пример возможных типа-размеров британских быстровозводимых укрытий для самолетов EFASS,

Британские ангары проще и заметно дешевле американских EASP, они также являются транспортабельными, а строятся на месте ещё быстрее. Бригада всего из четырех человек возводит такое укрытие за два дня. Правда, защита здесь сугубо номинальная по сравнению с EASP, но от спутника и непогоды технику скроет.

Британское быстровозводимое укрытие для самолетов EFASS, фото: компания Rubb Buildings Ltd
Британское быстровозводимое укрытие для самолетов EFASS, фото: компания Rubb Buildings Ltd

Внешний слой таких ангаров выполнен из огнестойкой сверхпрочной ткани, внутренний – самоочищающаяся ткань ПВХ. Средний слой может представлять собой стекловату высокой прочности для необходимого уровня изоляции.

Необходимо отметить, что вся линейка ангаров EFASS позволяет дооборудовать её баллистической защитой из кевларовых плит, для установки которых предусмотрены специальные крепления. В таком случае ангары защитят вертолёты и самолеты от осколков, огня стрелкового оружия и сбросов с беспилотников.

Помимо физических защитных мер, отдельные источники заявляют, что Украина также рассматривает инновационные маскировочные технологии, которые могут затруднить обнаружение F-16 российскими радарами и системами ПВО. Эти технологии включают использование специальных покрытий и материалов, поглощающих или отражающих радиоволны.

Например, украинская компания "Радарные системы" разработала покрытие "метеокамуфляж". Которое покрывается металлизированным напылением и значительно снижает заметность самолетов в радиолокационном диапазоне. Это покрытие может быть нанесено на существующие самолеты и укрытия, что делает их менее уязвимыми для обнаружения и поражения.

Однако данные возможности украинского военно-промышленного комплекса мы хотим поставить под особое сомнение, тем более при нынешней экономической ситуации. И ко всему, уверены, что для наших систем обнаружения это не станет проблемой.

Сокрытие F-16 является не простой задачей для Украины. Диверсифицированная дислокация и быстровозводимые укрытия являются ключевыми элементами стратегии Киева по защите будущих самолетов. Тем не менее, Украина по-прежнему не способна противостоять российским системам обнаружения и ПВО, которые постоянно совершенствуются.

Инфографика. Зенитная ракетная система С-400 "Триумф" (состав дивизиона с-400)
Инфографика. Зенитная ракетная система С-400 "Триумф" (состав дивизиона с-400)

Однако данные возможности украинского военно-промышленного комплекса мы хотим поставить под особое сомнение, тем более при нынешней экономической ситуации. И ко всему, уверены, что для наших систем обнаружения это не станет проблемой.

Реальная жизнь покажет, чья конструкторская школа оказалась сильней
Реальная жизнь покажет, чья конструкторская школа оказалась сильней

Использование американских истребителей F-16 не сможет стать поворотным моментом в российско-украинском конфликте. Однако это будет одно из самых ожидаемых событий нынешнего конфликта на ряду с появлением экземпляров западного танкостроения, таких как Леопард 2А6 и Абрамс. А чем эта встреча с нашими танками закончилась для последних все мы прекрасно знаем. Теперь проверку ожидает наша школа авиастроения. Пожелаем ей удачи и ждем сбитых F-16