Найти в Дзене
Петербургская Биржа

УЧРЕЖДЕНИЕ БИРЖИ В РОССИИ: первые указы, первые товары, первые корабли

Создать карусель
Создать карусель

«Чтоб бирж зделат»

Точная дата основания Петербургской биржи неизвестна, как неизвестен и указ о ее учреждении. В бумагах Петра I самое ранее упоминание о бирже встречается в его Записной книжке No 2, без обозначения конкретной даты: «Чтоб бирж зделат в Питербурхе из Коммерц-коллегии». Эту запись известный историк Н. А. Воскресенский датировал 1718–1719 г.

В официальных документах биржа впервые упоминается в опубликованном 16 января 1721 г. Регламенте или Уставе Главного магистрата. В XVIII главе «О биржах или схожих местах» говорилось: «Такожде надлежит в больших приморских и прочих купеческих знатных городах, со временем же в удобных местах недалеко от Ратуши, по примеру иностранных купеческих городов, построить биржи, в которыя б сходилися торговые (люди) граждане для своих торгов и постановления векселей, також и для ведомостей о приходе и отпуске кораблей и коммерции: понеже в таком месте каждой купец и продавец в один час по вся дни тех может найти, с которыми ему нужда есть видетися».

Развитие торгов «буде волею не похотят, хоть в неволю»

Однако ко времени издания Регламента Главного магистрата биржа в Петербурге уже существовала, и тому есть немало свидетельств. Традиционно принято считать, что первая официальная биржа в России была учреждена в 1703 г. В 1903 г., вслед за празднованием двухсотлетия Северной столицы, торжественно отмечался и двухсотлетний юбилей Петербургской биржи. Однако дата эта условна, поскольку в 1703 г. будущая столица Российской империи представляла собой еще военный лагерь, где, конечно, не могло быть никакой биржевой торговли.

Без всякого сомнения, можно лишь утверждать, что Петербургская биржа возникла по инициативе Петра I и по его личному повелению, почти одновременно с основанием самого города. Царь, во время своего путешествия в Западную Европу, ознакомившись с Амстердамской и Лондонской биржами, пожелал создать в России для купцов, главным образом иностранных, привычные для них условия торговли, а заодно и приобщить русское купечество к европейским торговым обычаям.

В 1699 г., после возвращения Петра I из-за границы, был опубликован царский указ о торговле по примеру «сторонних чужих земель» компаниями. В этом указе предписывалось: «Московского государства и городовым всяких чинов купецким людям торговать так же, как торгуют иных государств торговые люди». Петр I находил даже необходимым «приневоливать» русских купцов торг свой по-европейски «строить компаниями», «собрав компанию буде волею не похотят, хоть в неволю», и строго наблюдать за «порядочным содержанием их».

«Первоначальная» биржа под открытым небом и «Большая биржа»

-2

Заложив в 1703 г. Петропавловскую крепость, Петр I повелел неподалеку от нее, на Городском острове (Финляндская, Карельская, Санкт-петербургская сторона), на центральной площади, построить гостиный двор, а при нем выделить особое место для биржевых собраний купцов. Здесь же стояла временная деревянная церковь Св. Троицы, давшая название всей площади. В одном из первых сочинений о Петербурге, принадлежащем Феофану Прокоповичу, указывалось: «Зде на превеликой площади, церковь во имя святыя Троицы построена, деревянная... На той же площади... от северной стороны превеликое квадратовое здание (гостиного двора. – Авт.), лицем на полдень к реке смотрящее, в котором камеры, или лавки, отвне купеческие, а внутрь двора художническия, всяких товаров всегда полныя».

По свидетельству первого историка Петербурга А. И. Богданова, первая биржа в виде купеческих собраний уже существовала в 1704 г. и располагалась внутри гостиного двора, недалеко от Троицкой пристани. Богданов писал, что «сперва за гостиный двор почитались просто ряды, в которых продавались товары всякие смешанные» прямо под открытым небом. Здесь же собирался «первоначальный сход купечества для коммерческих сделок». Просуществовал этот купеческий «сход» до конца 1704 г., может быть, до начала 1705 г.

С постройкой новых торговых рядов, состоящих из нескольких сот грубо сколоченных деревянных лавок, было выстроено особое одноэтажное здание с большим внутренним двором и единственными воротами. Оно больше было похожее на склад товаров, чем, скорее всего, и являлось. В своем историческом описании Петербурга Богданов называл его «Большой биржей». Вскоре после сооружения особого здания купеческой биржи по распоряжению царя было установлено время – с 11 до 13 часов – для ежедневных собраний купцов, которых следовало «приневоливать ходить на биржу».

Первый биржевой корабль с вином и матрос Петр I

-3

Для функционирования биржи в Петербурге требовалось не только место для купеческих собраний, но сами и купцы, их товары и корабли, на которых они доставлялись. Известно, что первый иностранный торговый корабль прибыл в начале ноября 1703 г. По словам современного петербургского историка П. А. Кротова, событие не только удивительное, но и символичное – первый купеческий корабль прибыл в Петербург в год его основания.

В газете «Ведомости московские» за 15 декабря 1703 г. о приходе первого корабля напечатано следующее известие: «В ноябре месяце пришел в Санктпитербурх корабль галанской с товары,

с питьями и с солью, на котором был шиперт и несколько матросов». «Первооткрывателем» Петербурга для европейского купечества стал шкипер Ян Гилбрант. В «Ведомостях» сообщалось, что губернатором Меншиковым «за приход подарено вышепомянутому шиперу за столом в дому его губернаторском пятьсот золотых, а матросам кои с ним были по триста ефимков каждому, и при том сказано ему во обнадеживание других, есть ли потом другой корабль туда придет, и тому кто на том корабле, дано буде триста золотых такожде есть ли и третий корабль придет дано будет стопятьдеся золотых».

«Летописец деяний Петра Великого» И. И. Голиков в своих записках сообщал, что пришедший в 1703 г. в Петербург голландский купеческий корабль был проведен по фарватеру Невы самим царем, переодетым простым матросом, и доставлен к Троицкой пристани на Васильевском острове у дома князя Меншикова. Петр I позволил голландцу беспошлинно продать все товары по вольной цене, и приобрел для употребления двора часть вин и соли.

От военной блокады до 75 кораблей в год

Второй случай прихода в Петербург торгового корабля был отмечен в следующем году. 10 июля 1704 г. в Петербург зашло английское купеческое судно с грузом сукна, табака, пива, сыра и оливок. Голиков отмечал, что корабль также был встречен Петром I, переодетым шкипером. Он помог англичанам сняться с мели и в качестве лоцмана доставил корабль к самой бирже. Вместо распроданного товара английское судно было загружено 70 ластами смолы. На обратном пути корабль был захвачен шведами. После этого случая, несмотря на все усилия Петра I, в Петербурге иностранных торговых кораблей из-за блокады города шведами «в приходе» не было несколько лет.

Следующий торговый корабль, принадлежавший английскому купцу А. Стейлсу (Стельс) прибыл в устье Невы только осенью 1710 г. В 1711 г. в Петербурге бросил якорь голландский галиот с уже известным шкипером Я. Гилбрантом. В том же году к острову Котлин подошел фрегат «Самсон», построенный по русскому заказу в Голландии. В апреле 1712 г. к Кронштадту прибыл с товарами корабль из Кенигсберга. Но это были все единичные случаи захода судов в Неву. Только с окончанием шведской блокады в Петербург стали регулярно прибывать иностранные купеческие корабли. В 1713 г. их было не менее 7, в 1714 г. – 16, в 1715 г. – 53, в 1716 г. – 33, в 1717 г. – 51, в 1718 г. – 54, в 1719 г. – 52, 1720 г. – 75 кораблей. С началом их регулярного прихода на бирже стали постепенно появляться комиссионеры, маклеры и браковщики, пока еще не присяжные.

Павел Владимирович Лизунов,

доктор исторических наук, профессор