4,7K подписчиков

«Главное - не отделять себя от команды»: Большое эксклюзивное интервью Владимира Плющева

Известный российский тренер Владимир Плющев дал большое интервью сетевому изданию Liveresult.ru.

- Как известно, ранее вы служили в силовых структурах. Помог ли вам опыт, приобретенный в спецслужбах, на тренерском мостике?

- Безусловно помог. Я был призван в ряды КГБ в отдел по борьбе с терроризмом. В большинстве случаев я занимался аналитической работой. И данный опыт мне пригодился в тренерской профессии. Ведь, что в хоккее, что в КГБ, одной из главных составляющих была работа с людьми. Причем с совершенно разными людьми: начиная с очень умных, а заканчивая не очень адекватными. Но в любом случае мне нужно было разбираться с их мотивами, выстраивать логическую цепочку и принимать решения.

Как я уже говорил, свой жизненный опыт я должен был передать своим подопечным – молодым хоккеистам. Я понимал, что за моими ребятами следили абсолютно все – и это не было преувеличением. Мне пришлось им объяснять, что такое жизнь. И что свой имидж им ни на что нельзя менять. Особенно это касалось международных поездок. Всегда был риск, что кто-то из ребят захочет украсть какую-то мелочь в супермаркете. Ведь мы знаем, что в нашем спорте прецеденты были. Не скрою, что я опасался того, что такая ситуация может произойти и с моими подопечными. Тем более учитывая тот факт, что не все парни были из благополучных семей. Благо, что до ребят мои слова дошли и мы не попадали в ситуации, из-за которых приходилось краснеть.

Хочу сказать, что в любой сфере работать с людьми – это большой труд. Если взять хоккейную составляющую, то выстроить боевое звено сложно не только, исходя из игровых причин, но из-за психологических.

- Зачастую хоккейные тренеры состоят из двух типов: из тех, у которых была богатая карьера хоккеиста и из тех, которые никогда не были игроками. Можно сказать, что вы относитесь третьему типу наставников?

- Наверное, можно. Но я прошел великолепную армейскую школу, играя под руководством Анатолия Владимировича Тарасова и Константина Борисовича Локтева. Я горд, что играл у таких замечательных наставников. Пусть я не был большим игроком, но и у меня есть свои достижения. Например, я выигрывал Кубок СССР.

Знаете, не важно к какому типу наставников относится тренер, а важно, чтобы он чувствовал своих игроков и умел с ними работать. Ведь если ты меняешь состав на 80%, то это уже не работа наставника, а всего лишь метод тыка.

- Вы тренировали юниорские и молодежные команды, а также взрослые. Назовите три преимущества работы с молодёжью над взрослыми и наоборот.

- В данной ситуации нет преимуществ, а есть три принципа: честность, порядочность и ее отделять себя от команды. Заметьте, что третий принцип не имеет ничего общего с панибратством. У тренера авторитет должен быть непререкаемым, но никакой диктатуры. И тебе точно нужно знать, что ты должен дать игрокам.

- Вам удалось добиться феноменальных результатов. В 2000 году вы становитесь чемпионом мира среди игроков возраста до 17 лет, через год повторяете это с командой U-18, а в 2002-ом году покоряете молодёжное первенство. За счёт чего удалось достигнуть таких вершин?

- Вы забыли добавить, что выиграли мы и юниорскую олимпиаду, обыграв в решающей игре шведов, ведомыми братьями Сединами. И обыграли мы их при очень плохом судействе. Арбитры не засчитали нам два гола. Один из них, когда мы забрасываем шайбу в ворота, затем она отлетает из сетки и арбитр показывает, что надо играть. Естественно, что я был сильно недоволен и после второго периода вошел в судейскую и высказал там всё, что о них думаю. К их чести, третий период они отсудили более или менее нормально.

На всех турнир наши цели не ограничивались только победой. Мне было важно, чтобы мои ребята могли решать любые большие задачи. И главное, чтобы они могли ходить с высоко поднятой головой на площадке и за её пределами.

- Через ваши руки прошло множество мастеровитых хоккеистов. Был ли тот игрок, в котором вы сразу были уверены, что он станет мастером? И был ли пример обратный, когда вы не думали, что хоккеист достигнуть больших высот, но это случилось.

- Знаете, второго случая никогда не было. Хотя бы потому, что отбирал я всегда тех ребят, в которых бесконечно верил. Я лично ездил по всем турнирам и каждого человека отбирал только я.

Что касается первого вопроса, то это Илья Ковальчук. Он единственный игрок, в котором я был уверен, что в НХЛ он себя сразу найдет. У меня были сильные игроки, которым нужно было помочь и которых нужно было направить. Заметьте, что 80% моих подопечных прошли через НХЛ. Среди оставшихся 20% не могу не вспомнить про Алексея Кайгородова. Все-таки НХЛ – это не для него, так как он мягкий плеймейкер и КХЛ по стилю ему больше подходили. И мы можем видеть, что Алексей выстроил хорошую карьеру на родине.

- Существует извечный спор по поводу совмещения постов в сборной и клубе. Как вы считаете, когда тренер совмещает посты, то это может сыграть хорошую службу?

- Каждое время диктует своё мнение. Мой ответ по отношению к сегодняшнему времени – однозначно нет. Тренер сборной должен быть абсолютно независимым – интересы национальной команды и клуба не должны пересекаться между собой. В данной ситуации разные могут быть сценарии событий. Вплоть до таких, что руководство клуба может сказать: «бери игрока в сборную, так как он попадёт на карандаш к скаутам и мы его сможем подороже продать». Если наставник согласится, то более сильный хоккеист может оказаться за бортом заявки. Если откажется, то у него может возникнуть конфликт с руководством клуба. Безусловно, что при совмещении обязательно одна из сторон будет страдать, что в корне неправильно.

- Когда вы начинали свой путь наставника, то были тренеры, с которых вы брали пример?

- Безусловно и их было немало, потому что у каждого из названных наставников, я пытался взять самое лучшее, но при этом не копируя их. Так как понимал, что мне необходимо выработать свой стиль работы.

Что-то я брал у Анатолия Тарасова, что-то у Константина Борисовича Локтева. Во внимание брал опыт Александра Николаевича Виноградова, Владимира Анатольевича Брежнева и Виталия Георгиевича Ерфилова, который был моим первым тренером.

- Безусловно, что тренерская доля не легка. Насколько сложно осознание, что можно не добиться результата, даже если наставник всё делает правильно.

- Любой наставник обязан понимать, что спорт зависит от нюансов. Глупость со стороны может всё испортить. К данной ситуации могут подойти слова Юрия Ивановича Моисеева: «Тренера берут, чтобы уволить». Фраза Юрия Ивановича говорит о многом.

- На протяжении года вы были главным арбитром КХЛ. Что вам дал данный опыт?

- Это был интересный опыт. Я понимал, что отвечаю за арбитров и не мог на них всё валить. Их ошибки я просил объяснять адекватно. И я извинился перед руководителями клубов, если судьи в своих решениях были не правы. Но и я прекрасно понимаю судей. На них оказывалось и оказывается гигантское давление. И не забывайте, что у них нет болельщиков и аудитории, которая их поддержит. Стоит добавить, что в их адрес зачастую летят необоснованные обвинения.

Пример - матч ЦСКА - «Йокерит». По ходу игры арбитры зафиксировали несколько нарушений подряд у армейцев. Мне звонит господин Есмантович и пытается указать на непрофессионализм арбитров. Естественно, что указываю ему на то, что судьи правы и в доказательстве моих слов, я был готов прислать Есмантовичу видео, где чётко видно, что ошибок у моих подопечных не было зафиксировано.

Но после игры и главный тренер «Йокерита» грешил на судейский фактор. Журналисты у него спросили: «Как вы можете быть недовольны судейством, если у вас было три большинства подряд?» Даже этот вопрос не вразумил тренера финской команды, и он продолжил жаловаться на арбитров. Самое главное, что я могу уверенно сказать, что у меня никогда не было предвзятых арбитров!

- Какова ваша ближайшая цель?

- Сейчас у меня нет как таковой цели. Хотелось бы работать в активном хоккее и помочь своим опытом, но руководителя не захотят, обвинив меня вне системности. Системность для них - это только тогда, когда всё делаешь только по их мнению.

- Блиц: лучший матч, который вам удалось посмотреть?

- Первый матч Суперсерии-1972, где наши разгромили канадцев со счетом 7:3. Та встреча показала силу нашей команды и доказало то, что за недооценку соперника поплатиться можно самым жестким образом.

Ну и безусловно, никогда не забуду финал молодежного чемпионата мира в Пардубице, где мои ребята победили канадцев 5:4.

- Лучший тренер в истории советского/российского хоккея.

- Анатолий Владимирович Тарасов.

- Ваша любимая музыкальная группа/исполнитель?

- The Beatles. Ту ливерпульскую четверку можно назвать легендарной. Их творчество можно поставить на один пьедестал с Владимиром Семеновичем Высоцким, чьи песни актуальны в любое время.

- Продолжите фразу. Я обязательно...

- Этого дождусь.

- Ваш любимый хоккеист?

- Валерий Харламов. Он во всех смыслах «свой парень». В хоккейном плане его можно описать тремя словами: тактик, хитрец и кудесник.

- Назовите три признака разностороннего человека.

- Здоровый дух, здоровое тело и здоровая голова.

- И снова закончите предложение. Быть Владимиром Плющевым — значит...

- Быть самим собой.

- Многие у человека спрашивают, что бы он изменил, если была бы возможность вернуться на некоторое время назад. Мы пойдём наоборот. Какое решение вы приняли правильно и никогда бы не поменяли?

- Я скажу, что жизнь переделать и предвосхитить сложно. Я пытался делать свою работу хорошо. Думаю, что у меня это получалось.

Антон Карасевич