226,9K подписчиков

Как жил правнук Екатерины II Владимир Бобринский и за что она могла им гордиться?

13K прочитали

В Российской империи было немало людей, которые сумели подняться к вершинам карьерной лестницы исключительно благодаря высокому происхождению. Однако и среди знати было много талантливых и одарённых личностей. Сочетание высокородности и превосходных личных качеств было, пожалуй, идеальным вариантом.

На мой взгляд, именно к таким людям принадлежал Владимир Бобринский. Граф был сыном Алексея Бобринского, внука самой императрицы Екатерины Великой. Но если изначально возвыситься ему помогло столь знатное происхождение, то в дальнейшем Бобринский доказал: не только его род, но и он сам имеет немало достоинств. Какой же была жизнь Владимира Алексеевича? И что он сделал для России?

В 1824 году в семье шталмейстера Алексея Бобринского и его супруги Софьи Самойловой родился сын Владимир. Наследник столь знатной фамилии получил прекрасное воспитание, а в 1846 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Молодой выпускник очень скоро стал чиновником для особых поручений при губернаторе Санкт-Петербурга.

Здесь, как мне кажется, столь высокая для недавнего выпускника должность досталась Бобринскому благодаря его знатному происхождению.

Граф Владимир Алексеевич Бобринский
Граф Владимир Алексеевич Бобринский

Впрочем, уже совсем скоро он смог доказать, что и сам обладает талантами хорошего управляющего. Когда Владимиру исполнилось 29 лет, он был избран предводителем дворянства Черкасского уезда. Стоит ли говорить, что эту должность мог занять лишь весьма авторитетный человек?

Кроме того, у отца Бобринского имелось несколько сахарных заводов в Киевской губернии, где и находился уезд. Вероятно, уже тогда Алексей Алексеевич решил, что сыну пора самому заниматься хозяйственными вопросами и семейным делом.

Вот только на высоком посту Бобринскому не суждено было долго пробыть - Крымская война изменила его планы. Известно, что граф исполнял свой воинский долг, участвовал в обороне Севастополя и отличился в нескольких сражениях.

Василий Нестеренко "Оборона Севастополя"
Василий Нестеренко "Оборона Севастополя"

Рядом с престолом

Когда на престол взошёл Александр II, Бобринский стал одним из тех, кому посчастливилось оказаться в императорской свите. Ничего удивительного в этом не было. Несмотря на достаточно молодой возраст, он уже стал весьма успешным управляющим имениями и промышленником.

Владимир Алексеевич даже сопровождал императора во время коронационных торжеств. Кроме того, Александр II доверял ему исполнение особых поручений. К примеру, в 1858 году он отправился на розыски сбежавших крестьян, которые должны были строить железную дорогу. Тогда граф наверняка не догадывался, что его дальнейшая деятельность будет напрямую связана с сообщением между городами.

Граф Владимир Алексеевич Бобринский
Граф Владимир Алексеевич Бобринский

Проблемы и их решение

В 1860-е годы Владимир Алексеевич впервые осознал, насколько много проблем имеется едва ли не в каждом направлении работы транспорта. На него буквально сыпались жалобы от крестьян, экспортёров и промышленников, которые испытывали сложности с поставкой хлеба, несвоевременной доставкой грузов и постоянными задержками поездов.

Министр путей сообщения не реагировал на эти жалобы, а вот Бобринский оставаться равнодушным не хотел. Он высказал императору своё пожелание проехать лично по нескольким станциям и увидеть, так ли плохо обстоят дела. Александр II позволил ему это сделать.

Выводы были неутешительными. В своём докладе императору Бобринский отметил, что ситуация с поставками действительно достигла критической точки - он выявил массу нарушений и проблем. Государь поддержал графа, который, по сути, сумел “подвинуть” своего непосредственного начальника.

В 1869 году Бобринского ожидало повышение. Он был назначен министром путей сообщения Российской империи. По инициативе Владимира Алексеевича было построено несколько новых железных дорог. Он стремился создавать пути между важными промышленными регионами и портами, что помогало улучшить сообщение.

Фастовский вокзал начало 20 века
Фастовский вокзал начало 20 века

Разработанный графом план предполагал строительство Фастовской железной дороги. Движение поездов по ней началось уже в 1876 году. Историки отмечают, что при Бобринском новые железные дороги строились поистине рекордными темпами.

На склоне лет Владимир Бобринский жил в своём имении в местечке Смела под Киевом. Он сумел достичь немалых высот в управленческой деятельности и министерской работе, но так и не построил личного счастья. Его жена Марья Брежнева после развода вернула девичью фамилию, которую дала и детям Бобринского, Емельяну и Петру.

Однако от одиночества граф не страдал. Даже в последние годы жизни он занимался делами сахарных заводов, публиковал новые законопроекты и предложения. Он умер в 1898 году в Смеле, где и сегодня можно увидеть мемориальную доску графу Бобринскому.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))