Найти тему
Древо Знаний

10 самых жутких картин в истории искусства

Задача искусства вызвать чувства у зрителя. Но иногда это искусство способно вызывать просто ужас. Если вы тоже любите пощекотать себе нервы, то вам обязательно стоит взглянуть на эти 10 картин.

В начале XIX века Испания пыталась избавиться от Жозефа Бонапарта, которого в 1808 году посадил на трон его младший брат Наполеон. Результатом стала жестокая война, от которой ужасно пострадало испанское население.

Франсиско де Гойя воспринял неуверенную и жестокую атмосферу своей родной страны и в период с 1819 по 1823 год, через несколько лет после падения Наполеона, создал 14 картин, которые называются Pinturas negras («Черные картины») и содержат пугающие мотивы. Одна из таких работ Сатурн, пожирающий своего сына, мотив которой взят из греческой мифологии. Сатурн, на самом деле Титан Кронос, боялся, что один из его детей лишит его силы. Чтобы предотвратить это, он быстро съел его после его рождения.

Франсиско де Гойя, Сатурн, пожирающий своего сына, около 1820 года. Фотография в свободном доступе.
Франсиско де Гойя, Сатурн, пожирающий своего сына, около 1820 года. Фотография в свободном доступе.

Иоганн Генрих Фюссли, швейцарский художник XVIII начала XIX веков. Общий вкус эпохи требовал изображений с чутким прикосновением, где-то между чувствительностью и просветлением. Однако Фюссли предпочитал помещать свои произведения в мир грез, драмы и как Гойя ужасов. Самая известная картина Фюссли « Ночной кошмар» 1781 года является ярким примером этой темы: воплощение кошмара приседает на груди спящей женщины, а из темноты появляется голова лошади с белыми (слепыми) глазами. Определенно не та картина, которую стоит вешать в спальне.

Иоганн Генрих Фюссли, "Ночной кошмар", 1781 год. Фото в свободном доступе
Иоганн Генрих Фюссли, "Ночной кошмар", 1781 год. Фото в свободном доступе
Не менее жуткой, чем работа Фюссли, является картина «Кошмар» датского художника Николая Абрахама Абильдгаарда, созданная в 1800 году. Фото всеобщее достояние
Не менее жуткой, чем работа Фюссли, является картина «Кошмар» датского художника Николая Абрахама Абильдгаарда, созданная в 1800 году. Фото всеобщее достояние

Когда Теодор Жерико представил на Парижском салоне 1819 года свою знаменитую работу «Плот Медузы», был скандал. С одной стороны, потому что в произведении взяты реальные и прежде всего, шокирующие события, произошедшие тремя годами ранее после кораблекрушения у берегов Западной Африки, а с другой стороны, потому что изображение несчастных, некоторые из них уже мертвы, люди на борту плота были изображены совершенно ужасающим образом. Прежде чем приступить к работе, Жерико провел для нее несколько жутких этюдов. Отрубленные головы тому пример.

Теодор Жерико, «Отрубленные головы», 1810-е гг. Фото Эрика Корнелиуса / Национальный музей
Теодор Жерико, «Отрубленные головы», 1810-е гг. Фото Эрика Корнелиуса / Национальный музей

Английский поэт и художник Уильям Блейк, вероятно, один из первых художников, которые в своих произведениях руководствовались духовностью. Излишне говорить, что он был отвергнут просвещенными современниками. И только с ростом романтизма в начале 19 века его работы получили все большее признание и были подхвачены другими художниками. Блейк создал картину «Великий красный дракон с женщиной, одетой в солнце» между 1805 и 1810 годами как иллюстрацию к ветхозаветной книге Иова.

Уильям Блейк, Большой красный дракон с женщиной, одетой в солнце, 1805–1810 гг. Фото всеобщее достояние
Уильям Блейк, Большой красный дракон с женщиной, одетой в солнце, 1805–1810 гг. Фото всеобщее достояние

В 1981 году американский писатель Томас Харрис использовал его как источник вдохновения для написания первого романа из серии о Ганнибале Лектере «Красный дракон».
Блейк несколько раз в своей жизни заявлял, что пережил откровения. Говорят, что в детстве у него были видения. Одним из таких видений был призрак блохи, посетивший его во сне. Переживание своего сна он сразу же запечатлел в миниатюре, изображающей дух блохи в виде демоноподобного чудовища, жадно взирающего на свою окровавленную добычу в сосуде.

Уильям Блейк, Призрак блохи, 1819/20. Фото всеобщее достояние
Уильям Блейк, Призрак блохи, 1819/20. Фото всеобщее достояние

Одним из самых известных художников 20 века был ирландец Фрэнсис Бэкон. Он стал особенно известен благодаря своим обнаженным телам, в которых модели и друзья могли увидеть себя в грубой и плоской версии самих себя. Бэкон также неоднократно ссылался на работы других художников, в том числе испанского художника эпохи барокко Диего Веласкеса .

Фрэнсис Бэкон, Этюд по портрету Иннокентия X работы Веласкеса, 1953 год. Фото в свободном доступе
Фрэнсис Бэкон, Этюд по портрету Иннокентия X работы Веласкеса, 1953 год. Фото в свободном доступе

В 1953 году он использовал портрет Папы Иннокентия X работы Веласкеса в качестве модели для одной из своих работ. Он преобразовал его так, будто глава католической церкви кричал. Некоторые теперь говорят, что Бэкон использовал это, чтобы справиться со смертью своего отца, умершего незадолго до этого. Другие думают, что он просто хотел выразить свой атеизм.

Сальватор Роза, «Искушение святого Антония», 1645 год. Фото в свободном доступе
Сальватор Роза, «Искушение святого Антония», 1645 год. Фото в свободном доступе

Сальватор Роза — итальянский художник, поэт и музыкант, живший в 17 веке. Больше всего он посвятил себя пейзажам, которыми оживлял сцены солдат и разбойников. Время от времени он добавлял в свои работы изрядную долю драматизма, даже сюрреализма, что было совершенно необычно для того времени. В настоящей работе отшельник Антоний, блуждая по пустыне, сталкивается с некоторыми страшными фигурами, которые хотят искусить его во имя дьявола.

Диомед, пожираемый лошадьми, 1865 год. Фото в свободном доступе
Диомед, пожираемый лошадьми, 1865 год. Фото в свободном доступе

Что делать, если ваши питомцы вдруг восстанут против вас? Именно с этим вопросом пришлось столкнуться фракийскому царю Диомеду в греческой мифологии. Диомед был счастливым обладателем четырех коней, обитавших на болотах и ​​питавшихся человеческой плотью. Вместе с ними он терроризировал свой народ. Затем на сцене появился герой Геракл, которому в рамках своих 12 заданий также предстояло сразиться с конями. В итоге он положил конец господству террора, бросив самого Диомеда на зловещих коней. Ранний символист Гюстав Моро очень четко подошел к этой теме в 1865 году.

Иероним Босх, Сад земных наслаждений, около 1500 г. Фото в свободном доступе
Иероним Босх, Сад земных наслаждений, около 1500 г. Фото в свободном доступе

Загадочное искусство Иеронима Босха и сегодня вызывает много вопросов. Не является исключением и триптих «Сад земных наслаждений», созданный между 1490 и 1510 годами. Левая створка изображает Эдемский сад, большая центральная картина - Сад наслаждений со всякими помешанными на любви людьми, а правая створка наконец изображает ад, в котором проклятым, окруженным тревожащими существами, приходится терпеть немало мучений. О жизни Иеронима Босха известно мало, поэтому его символику трудно интерпретировать.

Последняя просьба Чингисхана, которую выполняют уже 800 лет

8 интригующих фактов о загадочной картине "Мона Лиза"

Как бы выглядели Клеопатра, Хюррем и другие известные исторические личности, если бы жили в наши дни